Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:18, реферат
Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.
Введение.
Правовая природа таможенных пошлин .
Таможенная пошлина.
Виды ставок таможенных пошлин и основа для их начисления.
Функции и классификация таможенных пошин.
Порядок уплаты таможенной пошлины.
Заключение.
Список используемой литературы.
Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 года № 791 "О введении дополнительной импортной пошлины" была введена дополнительная импортная пошлина в размере 3 процентов на все товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации из всех стран, за исключением товаров, происходящих из государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Дополнительная импортная пошлина, зачисляемая в федеральный бюджет, взималась сверх действующих ставок таможенных пошлин. Приказом ГТК № 168 от 12.03.99 она была отменена.
В условиях перехода страны
к рыночной экономике возникла необходимость
в создании адекватного таможенно-
При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом. Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество». Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.
Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.
Государственная пошлина
взимается за ряд услуг в пользу
плательщика -- принятие исковых заявлений
и других документов судом, совершение
нотариальных действий, регистрация
актов гражданского состояния, выдача
документов и др. Регистрационные
пошлины взимаются при
Таможенный кодекс РФ закрепляет,
что товары, перемещаемые через российскую
таможенную границу, подлежат обложению
таможенной пошлиной в соответствии
с Законом РФ «О таможенном тарифе».
Таможенная пошлина в соответствии
с НК РФ до 1 января 2005 года являлась
видом налога, но в настоящее время
таможенная пошлина регулируется ТК
РФ. С позиций общей экономической
теории представляется возможным объяснить
экономическую природу
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1. Фискальную, которая
относится к импортным, и к
экспортным пошлинам, поскольку
они являются одной из статей
доходной части
2. Протекционистскую
(защитную), относящуюся к импортным
пошлинам, поскольку с их помощью
государство ограждает местных
производителей от
3. Балансировочную, которая
относится к экспортным
Существует следующая классификация таможенных пошлин.
По способу взимания:
а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
Адвалорные пошлины аналогичны
пропорциональному налогу на продажу
и применяются обычно при обложении
товаров, которые имеют качественные
различные характеристики в рамках
одной товарной группы. Сильной стороной
адвалорных пошлин является то, что
они поддерживают одинаковый уровень
защиты внутреннего рынка независимо
от колебания цен на товар, изменяются
лишь доходы бюджета. Например, если пошлина
составляет 20% цены товара, то при цене
товара 200 долларов, доходы бюджета
составят 40 долларов. При увеличении
цены товара до 300 долларов доходы бюджета
возрастут до 60 долларов, при падении
цены товара до 100 долларов доходы бюджета
сократятся до 20 долларов. Но независимо
от цены адвалорная пошлина повышает
цену импортного товара на 20%. Слабой стороной
адвалорных пошлин является то, что
они предусматривают
Специфические пошлины обычно
накладываются на стандартизованные
товары и имеют неоспоримое
По объекту обложения:
а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
в) транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно.
По характеру:
а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
б) антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды
пошлин применяются страной либо
в одностороннем порядке в
чисто защитных целях от попыток
недобросовестной конкуренции со стороны
ее торговых партнеров, либо как ответная
мера на дискриминационные и иные
действия, ущемляющие интересы страны,
со стороны других государств и их
союзов. Введению особых пошлин обычно
предшествует расследование, проводимое
по поручению правительства или
парламента, конкретных случаев злоупотреблений
положением на рынке со стороны торговых
партнеров. В процессе расследования
проводятся двусторонние переговоры,
определяются позиции, рассматриваются
возможные объяснения возникшей
ситуации и предпринимаются другие
попытки решить разногласия политическим
путем. Введение особой пошлины
обычно становится крайним средством,
к которому прибегают страны, когда
все остальные способы
По происхождению:
а) автономные - пошлины, вводимые
на основании односторонних
б) конвенционные (договорные)
- пошлины, устанавливаемые на базе
двустороннего или
в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
б) эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина есть налог, а другие приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.
Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.
Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.
В-третьих, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.
В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.