Правовые основы и особенности
проведения налогового контроля
Размещено на /
Федеральное агентство по
образованию
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г.
УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП»
в г. Усть-Илимске)
Кафедра Права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
На тему ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
г. Усть-Илимск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2. ФОРМЫ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ
3. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ПОНЯТИЯ
И ВИДЫ
3.1 Камеральные налоговые
проверки
3.2 Выездные налоговые
проверки
4. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА
РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый контроль
является самостоятельным правовым
институтом налогового права
– подотрасли финансового права.
В состав налогового контроля
входят не только нормы, регулирующие
отношения в области учёта
налогоплательщиков и проведения
контрольных налоговых мероприятий,
но и нормы регулирующие отношения
в области налогового контроля
за крупными расходами физических
лиц.
В настоящее время правовой
инструментарий налогового контроля развивается,
развиваются также и разнообразные
формы и методы осуществления
контрольных мероприятий, появляются
специальные контрольные налоговые
режимы в рамках налогового контроля
(такие, например, как режим налогового
склада – ст. 197 НК РФ), а также
детализируется правовое регулирование
налогового контроля. В связи с
этим представление о налоговом
контроле исключительно как о
совокупности законодательно установленных
приёмов и способов контроля хоть
и соответствует сущности налогового
контроля, но не охватывает всю сложность
и полноту этого вопроса.
Налоговый контроль можно
определить как составную часть
формируемого государством организационно-правового
механизма управления, представляющую
собой особый вид деятельности специально
уполномоченных государственных органов,
в результате которой обеспечивается
установленное нормами налогового
права исполнение обязанностей лиц
в сфере налогообложения, исследование
и выявление оснований для
осуществления принудительных налоговых
изъятий в бюджетную систему,
а также установление оснований
для применения мер ответственности
за совершение налоговых правонарушений.
Цель данной работы
– наиболее полно рассмотреть
и раскрыть правовые основы
и особенности проведения налогового
контроля. Данная цель достигается
посредством следующих задач:
раскрыть понятие и
значение налогового контроля;
раскрыть формы и виды
налогового контроля;
раскрыть понятие налоговых
проверок и наиболее подробно рассмотреть
такие виды налоговых проверок, как
камеральные и выездные;
рассмотреть налоговый контроль
за расходами физического лица.
В ходе написания
работы мною была проанализирована
и систематизирована учебно–методическая
литература, а также Налоговый
Кодекс РФ. За основу работы
я взяла учебник по налоговому
праву А. В, Демина и учебник
под редакцией Ю. А. Крохиной,
т. к. именно эти авторы наиболее
обширно раскрыли тему налогового
контроля. Также теоретическую основу
исследования составили работы
таких ученых, как Пепеляев С.
Г., Еналеева И. Д.,Сальникова Л.
В., Тедеев А. А., Парыгина В.
А. и других ученых, которые
затрагивают в своих работах
различные аспекты налогового
контроля.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И
ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Налоговый контроль
является составной частью финансового
и одним из видов государственного
контроля. Указом Президента РФ
от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации» установлено,
что государственный контроль
включает контроль за исполнением
федерального бюджета и бюджетов
внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием
государственного внутреннего и
внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и преимуществ.
Контроль необходимо
рассматривать в качестве одной
из форм управленческой деятельности,
т. е. как самостоятельную функцию
управления, имеющую целевую направленность,
определенное содержание и способы
его осуществления. Налоговый
контроль служит формой реализации
контрольной функции налогов
и с позиций налогового права
призван в первую очередь, охранять
и обеспечивать имущественные
права государства и муниципальных
образований. [6, C. 300].
Особое внимание к
налоговому контролю со стороны
государства обусловлено тем,
что налоги выступают основным
источником бюджетных доходов.
Налоговые правоотношения изначально
конфликтны. Фискальным задачам
государства сформировать централизованные
денежные фонды противостоит
естественное стремление налогоплательщика
максимально уменьшить размер
своих налоговых платежей. Налоговое
право объективно становится
ареной острого столкновения
публичных и частных интересов.
Поэтому контрольной деятельности
в сфере налогообложения государство
придает важнейшее значение. Вместе
с тем правовой институт налогового
контроля еще только начинает
складываться. До введения в действие
части первой Налогового Кодекса
РФ его нормативный механизм
практически отсутствовал в законодательстве.
Отдельные вопросы проведения
налоговых проверок и оформление
их результатов регулировались
инструкциями и информационными
письмами Госналогслужбы РФ. Все
это приводило к многочисленным
спорам между налогоплательщиками
и налоговыми органами. [5, C. 265].
В целях объективной
оценки роли и сущности налогового
контроля его понятие следует
рассматривать в двух аспектах:
узком и широком.
В широком смысле
налоговый представляет собой
контроль государства за соблюдением
налогового законодательства участниками
налоговых правоотношений на
всех стадиях налогового процесса
– от установления налогов
и сборов вплоть до прекращения
налоговой обязанности. В частности,
отдельные законотворческие процедуры
представительных органов по
рассмотрению законопроектов о налогах
и сборах, подготовленные органами исполнительной
власти, можно отнести к предварительному
налоговому контролю. Налоговым в широком
смысле является и ведомственный контроль
за соблюдением должностными лицами государственных
органов налогового законодательства.
Можно упомянуть также контрольные функции
Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями
налоговых льгот, финансовых органов –
за надлежащим исполнением кредитными
организациями обязанностей по своевременному
и полному перечислению налоговых платежей
в бюджет. Контроль за соблюдением налогового
законодательства в свойственных им формах
осуществляют также органы прокуратуры
и внутренних дел, таможенные органы.
Налоговый контроль
в узком смысле – это властные
действия компетентных субъектов
по проверке законности исчисления,
удержания и уплаты налогов
налогоплательщиками и налоговыми
агентами. Именно в таком значении
термин «налоговый контроль»
употребляется в Налоговом кодексе
РФ.
В литературе встречаются
и другие позиции по вопросу
понимания налогового контроля
в широком и узком смысле. Так,
О. А. Ногина определяет налоговый
контроль в широком смысле
как все сферы деятельности
уполномоченных органов государства,
включая осуществление налогового
учета, налоговых проверок и
др., а также все сферы деятельности
контролируемых субъектов, связанные
с уплатой налогов и сборов;
под налоговым контролем в
узком смысле указанный автор
понимает только проведение налоговых
проверок уполномоченными органами.
На мой взгляд, ошибочно включать
деятельность частных субъектов
в понятие налогового контроля,
даже если речь идет о т.
н. «внутрихозяйственной контрольной
деятельности», то есть о «налоговом
самоконтроле», осуществляемым самим
налогоплательщиком через специализированные
структурные подразделения. [5, C. 266].
Налоговый контроль (как
и контроль, вообще) представляет
собой специальный способ обеспечения
законности в налоговом праве
и осуществляется на всех стадиях
финансово-хозяйственной деятельности
фискально-обязанных лиц. Поскольку
налоговый контроль является
разновидностью государственного,
он имеет все сущностные черты
последнего. В то же время ему
присущи некоторые специфические
черты, заключающиеся в особенностях
его объекта и предмета, состава
субъектов контроля и подконтрольных
лиц, целей и задач, а также
форм и методов. Специфика налогового
контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщиков,
видов налогов, правового статуса
налогоплательщика и т. д.
Объектами налогового
контроля является движение денежных
средств в процессе аккумулирования
публичных денежных фондов, а
также материальные, трудовые и
иные ресурсы налогоплательщиков.
[6, C. 301].
Предметом налогового
контроля выступают денежные
документы, бухгалтерские книги,
отчеты, планы, сметы, декларации
и иные документы, связанные
с исчислением и уплатой налогов
и других обязательных платежей
в бюджеты всех уровней. Перечень
документов, так или иначе связанных
с налогообложением, необычайно
широк. К ним относятся различного
рода приказы руководителей и
отчеты работников, гражданско-правовые
и трудовые договоры, акты сдачи-приемки,
учредительные документы, протоколы
общих собраний, накладные, банковские
выписки и т. д.
Согласно ст. 82 НК РФ
налоговый контроль проводится
должностными лицами налоговых
органов в пределах своей компетенции
посредством проведения налоговых
проверок, получения объяснений
подконтрольных субъектов, проверки
данных учета и отчетности, осмотра
помещений и территорий, используемых
для извлечения дохода (прибыли),
а также в других формах, предусмотренных
НК РФ. [5, С. 267-268].
Субъектами налогового
контроля являются налоговые
органы, органы внутренних дел
и таможенные органы. Отдельные
контрольные полномочия относительно
сферы налогообложения имеют
Счетная палата РФ и министерство
финансов РФ. [6, С. 302].
Субъекты налогового
контроля вправе входить и
обследовать любые производственные,
торговые, складские и иные помещения
(территории), проводить ревизии,
проверки, инвентаризации, требовать
предоставления необходимых объяснений,
проводить оперативно-розыскные
мероприятия, приостанавливать операции
по счетам, проводить изъятие
предметов и документов, арестовывать
имущество, требовать устранения
выявленных правонарушений, привлекать
нарушителей к ответственности,
осуществлять иные властные полномочия,
составляющие часть их компетенции.
Им запрещено вмешиваться в
оперативно-хозяйственную деятельность
налогоплательщиков. Не допускается
сбор, хранение, использование и
распространение информации, полученной
в нарушение положений Конституции
РФ, действующего законодательства,
а также в нарушение принципа
сохранности информации, составляющей
профессиональную тайну иных
лиц – адвокатскую тайну, аудиторскую
тайну. Причинение неправомерного
вреда при проведении налогового
контроля недопустимо. Согласно
ст. 103 НК РФ убытки, причиненные
неправомерными действиями налоговых
органов или их должностных
лиц при проведении налогового
контроля, подлежат возмещению в
полном объеме, включая упущенную
выгоду (неполученный доход).[5, С. 269-270].
Подконтрольными субъектами
выступают организации и физические
лица, на которых возложена обязанность
уплачивать законно установленные
налоги и сборы. В системе
правоотношений, складывающихся в
сфере налогового контроля, эти
субъекты становятся адресатами
властных предписаний, что и
обусловливает необходимость контроля
за выполнением установленных
правил поведения.
Цель налогового контроля
может быть определена как
обеспечение законности и эффективности
налогообложения. Наиболее ярко
это выражается в проверке
соблюдения специальных налоговых
режимов.
Налоговый контроль
за законностью распространяется
и на совершение действий (операций),
установленных не только запрещающими
нормами. Например, подконтрольными
являются требования о предоставлении
налоговым органам информации, необходимой
для контроля за правильностью
исчисления и полнотой уплаты
налогов.
Основная цель налогового
контроля реализуется путем решения
определенных задач, зависящих
от проводимой государством финансовой
политики, а именно:
обеспечения экономической
безопасности государства при формировании
публичных централизованных и децентрализованных
денежных фондов;
обеспечения надлежащего
контроля за формированием государственных
доходов и рациональным их использованием;
улучшения взаимодействия и
координации деятельности контрольных
органов в Российской Федерации;
проверки выполнения финансовых
обязательств перед государством и
муниципальными образованиями со стороны
организаций и физических лиц;
проверки целевого использования
налоговых льгот;
пресечения и профилактики
правонарушений в налоговой сфере;
[6, C. 302].
В сферу налогового
контроля не входит проверка
исполнения финансовых требований
и правил экономического, а не
юридического характера, которые
хотя и влияют на фискальные
интересы государства, но не
относятся к финансово-правовому
регулированию (управление портфелем
ценных бумаг, планирование прибыли
на коммерческом предприятии,
соблюдение экспортных и импортных
квот и т. д.). Налоговый контроль
над частным сектором экономики
затрагивает только сферу выполнения
денежных обязательств перед
государством (уплату налогов и
иных обязательных платежей), соблюдение
законности и целевого использования
налоговых льгот, соблюдение установленных
государством правил ведения бухгалтерского
учета, а также выполнение законных требований
уполномоченных органов государства относительно
представления какой-либо финансовой
документации.