Нарушение требований
к содержанию акта налоговой
проверки не влечет безусловного
признания судом решения о
привлечении к налоговой ответственности,
принятого на основании такого
акта недействительным. В данном
случае суды оценивают характер
допущенных нарушений и их
влияние на законность, и обоснованность
решения налогового органа. [5, С.
288].
Акт налоговой проверки
вручается налогоплательщику под
расписку или передается иным
способом. В случае направления
акта по почте заказным письмом
датой его вручения считается
шестой день, начиная с даты
отправки. В случае несогласия
с фактами, изложенными в акте
проверки, а также с выводами
и предложениями проверяющих
налогоплательщик вправе в двухнедельный
срок со дня получения акта
проверки представить в налоговый
орган либо письменное объяснение
мотивов отказа подписать акт,
либо возражения по акту в
целом или по его отдельным
положениям. Если налогоплательщик
не представил свои возражения
в установленные сроки, он не
лишается права сделать это
в дальнейшем. Суд обязан принять
во внимание и оценить документы
и иные доказательства, представленные
налогоплательщиком в обоснование
своих возражений по акту налоговой
проверки, независимо от того, представлялись
эти документы ранее или нет.
По истечении двухнедельного
срока, предоставленного налогоплательщику
на подготовку возражений, руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа в срок не более 14
дней рассматривает акт налоговой
проверки, а также документы и
материалы, представленные налогоплательщиком.
Если акт налоговой проверки
по каким-либо причинам не составлялся,
то считается, что проверка
проведена и налоговых правонарушений
не обнаружено, поэтому при отсутствии
акта выездной налоговой проверки
решение о привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности
следует рассматривать как вынесенное
без наличия законных оснований.
Нарушение налоговым органом
двухмесячного срока на составление
акта проверки и 14-дневного
срока на рассмотрение возражений
налогоплательщика не влечет
безусловного признания недействительным
решения о привлечении налогоплательщика
к ответственности, поскольку
эти сроки не являются пресекательными.
[5, С. 289].
Допустимыми доказательствами
по делу о налоговом правонарушении
могут являться только материалы
выездной налоговой проверки. Суды
неоднократно признавали материалы
контрольных мероприятий иных
государственных органов, использованные
налоговым органом для обоснования
факта налогового правонарушения,
недопустимыми доказательствами
по делу о налоговом правонарушении,
поскольку они были получены
вне процедуры налогового контроля,
установленного НК РФ, [5, С. 290].
Таким образом, при
написании третьего раздела я
раскрыла понятие и виды налоговых
проверок. Я выяснила, что налоговая
проверка – основная форма
налогового контроля, представляющая
собой комплекс процессуальных
действий уполномоченных органов
по контролю за соблюдением
законодательства о налогах и
сборах и осуществляемая посредством
сопоставления отчетных данных
налогоплательщиков с фактическим
состоянием его финансово-хозяйственной
деятельности.
Целью налоговых проверок
выступают осуществление контроля
за полнотой и своевременностью
выполнения фискально-обязанными
лицами обязанностей по правильному
исчислению, полной и своевременной
уплате налогов, а также обязанности
в сфере налоговой отчетности,
представления фискально-значимой
информации и т. д.
Налоговые проверки
могут проводиться налоговыми
органами, таможенными органами
и органами государственных внебюджетных
фондов.
При написании этой
главы я рассмотрела два параграфа.
В первом параграфе я подробно
рассмотрела камеральные налоговые
проверки. Эта проверка проводится
по месту нахождения налогового
органа должностными лицами этого
органа на основе налоговых
деклараций и документов, представленных
налогоплательщиком, служащих основанием
для исчисления уплаты налога,
а также других документов
о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа.
Для проведения камеральной
налоговой проверки какого-либо
специального разрешения не требуется.
Срок проверки ограничивается
тремя месяцами со дня предоставления
налогоплательщиком налоговой декларации
и документов, служащих основанием
для исчисления и уплаты налога.
Если камеральной налоговой
проверкой выявлены ошибки в
заполнении документов или противоречия
между сведениями, содержащимися
в представленных документов, об
этом сообщается налогоплательщику
с требованием внести соответствующие
исправления в установленный срок.
На суммы доплат
по налогам, выявленные по результатам
камеральной налоговой проверки,
налоговый орган направляет требование
об уплате соответствующей суммы
налога и пени.
Во втором параграфе
я раскрыла выездные налоговые
проверки. Выездная налоговая проверка
представляет собой более развернутую
и подробную форму налогового
контроля, она проводится с выездом
к месту нахождения фискально-обязанного
лица.
В течение одного
календарного года налоговый
орган не вправе проводить
две и более выездные налоговые
поверки по одним и тем же
налогам за один и тот же
период.
Срок проведения выездной
налоговой проверки ограничен
двумя месяцами. Лишь в исключительных
случаях вышестоящий налоговый
орган может увеличить ее продолжительность
до трех месяцев. При проведении
выездных налоговых поверок организаций,
имеющих филиалы и представительства,
срок проведения проверки увеличивается
на один месяц на проведение
проверки каждого филиала и
представительства.
В ходе проведения
выездной налоговой проверки
сотрудники налоговых органов
имеют обширные процессуальные
права, в частности: изымать
документы, свидетельствующие о
факте налогового правонарушения;
вызывать и допрашивать свидетелей;
привлекать специалистов и переводчиков;
привлекать понятых; назначать
экспертизу. По окончании выездной
налоговой проверки контрольный
орган составляет справку о
проведенных процессуальных мероприятиях,
в которой отражаются предмет
проверки и сроки ее проведения.
Не позднее двух
месяцев после составления данной
справки должностное лицо налогового
органа обязано оформить результаты
выездной налоговой проверки
в виде акта, в котором фиксируются
выявленные налоговые правонарушения
либо отсутствие таких фактов.
Акт подписывается должностным
лицом налогового органа, проводившим
проверку, а также руководителем
проверяемой организации.
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
Налоговый контроль
за расходами физического лица
осуществляется в случае приобретения
им в собственность определенного
имущества. Подконтрольным субъектом
в данном случае может быть
только налоговый резидент Российской
Федерации. Целью контроля за
расходами физического лица является
выявление наличия (или отсутствия)
соответствия крупных расходов
доходам, полученным гражданином.
[6, C. 311].
Налоговый орган по
месту жительства контролируемого
физического лица аккумулирует
информацию о расходах данного
физического лица, произведенных
последним на приобретение имущества
за данный налоговый период, и
сопоставляет совокупный размер
контролируемых расходов с величиной
доходов, задекларированных данным
физическим лицом за предыдущий
налоговый период. В соответствии
с законодательством налоговому
контролю подлежат расходы физических
лиц, являющихся резидентами Российской
Федерации, приобретающих в собственность
следующее имущество:
недвижимое имущество, за
исключением многолетних насаждений
(квартиры, гаражи, земельные участки
и др.);
механические транспортные
средства, не относящиеся к недвижимому
имуществу;
акции открытых акционерных
обществ, государственные и муниципальные
ценные бумаги, а также сберегательные
сертификаты;
культурные ценности;
золото в слитках; [10, С.
198].
Необходимо обратить
внимание, что субъектом налогового
контроля выступает переход права
собственности относительно названных
объектов, а не соответствие цены
имущества его реальной стоимости.
Налоговое законодательство не
определяет нижнего предела цены
приобретаемого имущества, поэтому
основным критерием для назначения
налоговой проверки по данной
ситуации будет несоответствие
доходов физического лица, полученных
им в течение последнего отчетного
налогового периода, и расходов,
произведенных в связи с приобретением
определенного имущества. [6, C. 311].
Основным методом осуществления
налогового контроля за расходами
физических лиц является получение
налоговыми органами сведений
от организаций или уполномоченных
лиц, регистрирующих имущество, сделки
с ним, а также права на это имущество.
Гарантией обеспечения деятельности налоговых
органов по контролю за расходами физических
лиц служит установленная налоговым законодательством
обязанность регистрирующих органов или
лиц сообщать сведения о регистрации смены
права собственности на подконтрольные
объекты имущества.
При получении информации
от регистрирующих органов или
лиц о расходах, произведенных
физическим лицом, налоговый орган
сопоставляет сумму сделки с
доходами налогового резидента.
В случае если произведенные
расходы превышают доходы, заявленные
подконтрольным субъектом в его
декларации за последний отчетный
период, или налоговые органы
не располагают информацией о
доходах этого лица за последний
календарный год, налоговые органы
обязаны составить акт о выявленном
несоответствии. Акт налоговой проверки
является основанием для направления
физическому лицу требования
о даче пояснений об источниках
и размерах средств, которые
были использованы на приобретение
имущества.
Полученное требование
возлагает на подконтрольное
физическое лицо обязанность
в течение 60 дней представить
в налоговый орган специальную
декларацию, в которой указываются
все источники и размеры средств,
израсходованных на приобретение
данного имущества. Цель подачи
подобной декларации – документально
подтвердить легальное происхождение
денежных средств, израсходованных
на приобретенное имущество, а
также уплату всех налогов,
причитающихся с полученных доходов.
Как правило, к представляемой
декларации прилагаются копии
документов, заверенные в установленном
порядке, подтверждающие достоверность
указанных сведений. Налоговый орган,
производящий контроль за соответствием
расходов физического лица, вправе
требовать от подконтрольного
субъекта представления подлинников
прилагаемых документов.
Последствием установления
несоответствия доходов физического
лица произведенным им расходам
является начисление с выявленной
разницы налоговой задолженности
по налогу на доходы физических
лиц, а также пени за неуплату
этого налога. При наличии достаточных
оснований физическое лицо, расходы
которого не соответствуют его
доходам, может быть привлечено
к налоговой ответственности
за непредставление налоговой
декларации (ст. 119 НК); грубое нарушение
правил учета доходов и расходов
и объектов налогообложения (ст.
120 НК); неуплату или неполную уплату
сумм налога (ст. 122 НК). [6, С. 312-313].
Таким образом, при
написании четвертого раздела
я рассмотрела налоговый контроль
за расходами физического лица,
целью которого является установление
соответствия крупных расходов
физического лица его доходам.
Объектом контроля
со стороны налоговых органов
может быть приобретение следующего
имущества:
недвижимость, за исключением
многолетних насаждений;
механические транспортные
средства;
акции ОАО, Государственные
и муниципальные ценные бумаги;
культурные ценности;
золото в слитках;
Налоговый контроль
за расходами физического лица
производится должностными лицами
налогового органа посредством
получения информации от организаций
или уполномоченных лиц, осуществляющих
регистрацию имущества, сделок
с ним, а также прав на
него (ст. 86.1. НК РФ). К таким органам,
в частности, относятся: учреждения
юстиции по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, органы внутренних
дел, нотариус, банки, имеющие
соответствующую лицензию и др.
(ст. 86.2.НК РФ).
В случае если произведенные
расходы превышают доходы, заявленные
подконтрольным субъектом в его
декларации за последний отчетный
период, или налоговые органы
не располагают информацией о
доходах этого лица за последний
календарный год, налоговые органы
обязаны составить акт о выявленном
несоответствии. Акт налоговой проверки
является основанием для направления
физическому лицу требования
о даче пояснений об источниках
и размерах средств, которые
были использованы на приобретение
имущества.
Полученное требование
возлагает на подконтрольное
физическое лицо обязанность
в течение 60 дней представить
в налоговый орган специальную
декларацию, в которой указываются
все источники и размеры средств,
израсходованных на приобретение
данного имущества.