В дальнейшем налоговый
орган сопоставляет данные, отраженные
в специальной декларации, с данными,
указанными в налоговой декларации
о доходах физического лица
за предыдущий налоговый период.
При недостаточности
сведений, указанных в специальной
декларации, налоговые органы вправе
предпринять действия по осуществлению
налогового контроля. По итогам
проверки составляется акт в
произвольной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев
налоговый контроль, его виды, его
формы и особенности проведения,
можно сделать выводы. Налоговый
контроль является самостоятельным
правовым институтом налогового
права – подотрасли финансового
права.
В ходе написания
курсовой работы выяснилось, что
налоговый контроль представляет
собой деятельность налоговых
органов по контролю за правильностью
и своевременностью уплаты законно
установленных в Российской Федерации
налогов и сборов, осуществляемую
в пределах своей компетенции.
Предметом налогового
контроля выступают валютные
и кассовые операции, сметы предприятий,
налоговые декларации, использование
налоговых льгот, бухгалтерская
документация и т. д.
Объектами налогового
контроля являются движение денежных
средств в процессе аккумулирования
публичных денежных фондов, а
также материальные, трудовые и
иные ресурсы налогоплательщиков.
Субъектами налогового
контроля являются налоговые
органы, органы внутренних дел
и таможенные органы.
Цель налогового контроля
может быть определена как
обеспечение законности и эффективности
налогообложения.
Форма налогового контроля
– способ конкретного выражения
и организации контрольных действий.
Основными формами налогового
контроля являются: налоговые проверки;
получение объяснений фискально-обязанных
лиц; проверки данных учета
и отчетности; осмотр помещений
и территорий, используемых для
извлечения дохода (прибыли); контроль
за расходами физических лиц
и др.
Налоговый контроль
классифицируется по различным
основаниям на несколько групп.
По времени проведения налоговый
контроль подразделяется на предварительный,
текущий и последующий. В зависимости
от субъектов выделяют контроль:
а) налоговых органов; б) таможенных
органов; в) органов государственных
внебюджетных фондов. В зависимости
от места проведения выделяют
выездной и камеральный налоговый
контроль.
Налоговые проверки
являются самым важным элементом
системы налогового контроля. Именно
с их помощью осуществляется
непосредственный контроль за
полнотой и правильностью исчисления
налогов и сборов, который может
быть реализован только путём
сопоставления представляемых налогоплательщиком
налоговых расчётов (деклараций) с
фактическими данными о его
финансово-хозяйственной деятельности.
Камеральная налоговая
проверка проводится по месту
нахождения налогового органа
на основе представленных налогоплательщиком
налоговых деклараций и документов,
служащих основанием для исчисления
и уплаты налога, а также других
документов о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится
уполномоченными должностными лицами
налогового органа в соответствии
с их служебными обязанностями
без какого-либо специального
решения руководителя налогового
органа.
НК РФ ограничивает
проведение камеральной проверки
трехмесячным сроком, продление
которого не допускается. Исчисление
срока начинается со дня представления
налоговой декларации и документов,
служащих основанием для исчисления
и уплаты налога.
Главным объектом камеральной
проверки выступает налоговая
декларация – письменное заявление
налогоплательщика о полученных
доходах и произведенных расходах,
источниках доходов, налоговых
льготах и исчисленной сумме
налога и (или) другие данные,
связанные с исчислением и
уплатой налога.
Если камеральной налоговой
проверкой выявлены ошибки в
заполнении документов или противоречия
между сведениями, содержащимися
в представленных документов, об
этом сообщается налогоплательщику
с требованием внести соответствующие
исправления в установленный
срок.
На суммы доплат
по налогам, выявленные по результатам
камеральной налоговой проверки,
налоговый орган направляет требование
об уплате соответствующей суммы
налога и пени.
Выездные налоговые
проверки – наиболее сложная
и эффективная форма налогового
контроля. Выездная налоговая проверка
проводится на основании решения
руководителя налогового органа.
В таком решении указываются наименование
налогового органа, номер решения и дата
его вынесения; наименование налогоплательщика,
его идентификационный номер; период финансово-хозяйственной
деятельности, за который проводится проверка;
вопросы проверки; Ф. И. О. и классные чины
лиц, входящих в состав проверяющей группы;
подпись должностного лица, вынесшего
решение с указанием его Ф. И. О., должности
и классного чина.
Должностным лицам,
непосредственно проводящим выездную
налоговую проверку, обеспечивается
беспрепятственный доступ на
территорию и в помещение налогоплательщика.
Срок проведения выездной
налоговой проверки ограничен
двумя месяцами. Лишь в исключительных
случаях вышестоящий налоговый
орган может увеличить ее продолжительность
до трех месяцев. При проведении
выездных налоговых поверок организаций,
имеющих филиалы и представительства,
срок проведения проверки увеличивается
на один месяц на проведение
проверки каждого филиала и
представительства.
В ходе проведения
выездной налоговой проверки
сотрудники налоговых органов
имеют обширные процессуальные
права, в частности: изымать
документы, свидетельствующие о
факте налогового правонарушения;
вызывать и допрашивать свидетелей;
привлекать специалистов и переводчиков;
привлекать понятых; назначать
экспертизу. По окончании выездной
налоговой проверки контрольный
орган составляет справку о
проведенных процессуальных мероприятиях,
в которой отражаются предмет
проверки и сроки ее проведения.
Не позднее двух
месяцев после составления данной
справки должностное лицо налогового
органа обязано оформить результаты
выездной налоговой проверки
в виде акта, в котором фиксируются
выявленные налоговые правонарушения
либо отсутствие таких фактов.
Акт подписывается должностным
лицом налогового органа, проводившим
проверку, а также руководителем
проверяемой организации.
Налоговый контроль
за расходами физического лица
осуществляется в случае приобретения
им в собственность определенного
имущества. Целью этого контроля
является выявление наличия (или
отсутствия) соответствия крупных
расходов доходам, полученным
гражданином.
Объектом контроля
со стороны налоговых органов
может быть приобретение такого
имущества как: недвижимость, за
исключением многолетних насаждений;
механические транспортные средства;
акции ОАО, государственные и
муниципальные ценные бумаги; культурные
ценности; золото в слитках.
Субъектом контроля
выступает переход права собственности
относительно названных объектов,
а не соответствие цены имущества
его реальной стоимости.
Основным методом осуществления
налогового контроля за расходами
физических лиц является получение
налоговыми органами сведений
от организаций или уполномоченных
лиц, регистрирующих имущество,
сделки с ним, а также права
на это имущество.
Данная курсовая работа
может использоваться студентами
высших учебных заведений юридического
профиля, как практическое пособие
по изучению данной темы, аспирантами,
преподавателями, работниками финансовых
и иных государственных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации.
– М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 32 с.
Указ Президента от 25 июля
1996 г. «О мерах по обеспечению государственного
финансового контроля в Российской
Федерации»// Собрание законодательства
РФ. 1996. № 1095
Лимская декларация
Налоговый Кодекс РФ. – М.,
2008.
Налоговое право России: учеб.
пособие / Под ред. А. В. Демина. - М.: Юрлитинформ,
2006. - 424 с.
Налоговое право России: учебник
/ Под ред. Ю. А. Крохина. – М.: НОРМА,
2003. – 656 с.
Налоговый контроль и ответственность
за нарушения законодательства о
налогах и сборах: учеб пособие/Под
ред. И.И. Кучерова. - М.: АО Центр ЮрИнфоР,
2001. – 256с.
Налоговое право: учебник / Под
ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
– 591 с.
Еналеева И. Д., Сальникова
Л. В. Налоговое право России:
Учебник. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2006. –
320 с.
Кустова М.В., Ногина
О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право
России: учебник. - М.: Юристъ, 2001
Ногина О.А. Налоговый
контроль: вопросы теории: учеб. Пособие.
- СПб.: Питер, 2002. – 160с.
Поролло Е. В. Налоговый
контроль: принципы и методы проведения:
учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1996
Тедеев А. А., Парыгина
В. А. Налоговое право. Экзаменационные
ответы / Серия «Сдаем экзамен». –
Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с.