Принципы налогообложения А.Смита и их развитие в работах последующих поколений экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

В 1976 году исполнилось 200 лет с момента выхода в свет книги выдающегося шотландского философа, одного из основателей “классической буржуазной политэкономии” Адама Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Труд этот посвящен главным образом экономике, но его значение выходит далеко за ее пределы, поскольку размышления автора внесли значительный вклад в теорию и таких наук, как психология, педагогика, политология.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Биография А. Смита…………………………..………………………..………4

2. Принципы налогообложения А. Смита……...…………………………...…...8

3. Развитие принципов налогообложения А. Смита в работах последующих поколений экономистов………………………………………………..………. 10

3.1. Риккардо: «Начало политической экономии и налогового обложения»..10

3.2. Взгляды Мальтуса………….……………………….……………...…..….. 16

3.3. Взгляды Жана – Батиста Сэйя……………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

А.Смит.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Всероссийская государственная  налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Кафедра налоги и налогообложение

 

Реферат

по налогам и налогообложению

 

 

 

на тему: Принципы налогообложения А. Смита и их развитие в работах последующих поколений экономистов.

 

 

 

 

 

Выполнил (а) студент (ка)

группа ФВО-201 (15 поток)

Барамшина И.Р.

фамилия, имя, отчество

Преподаватель

Кручинин С.В.

фамилия, имя, отчество

 

 

Москва 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….  3

1. Биография А. Смита…………………………..………………………..………4

2. Принципы налогообложения А. Смита……...…………………………...…...8

3. Развитие принципов налогообложения А. Смита в работах последующих поколений экономистов………………………………………………..………. 10

3.1. Риккардо: «Начало политической экономии и налогового обложения»..10

3.2. Взгляды Мальтуса………….……………………….……………...…..….. 16

3.3. Взгляды Жана – Батиста Сэйя……………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 1976 году исполнилось 200 лет с момента выхода в свет книги выдающегося шотландского философа, одного из основателей “классической  буржуазной политэкономии” Адама Смита  “Исследование о природе и  причинах богатства народов”. Труд этот посвящен главным образом экономике, но его значение выходит далеко за ее пределы, поскольку размышления  автора внесли значительный вклад в  теорию и таких наук, как психология, педагогика, политология. Сам Адам Смит был бы сильно удивлен, если бы в  свое время его назвали экономистом: в эпоху Просвещения интеллектуалы, как известно, отличались широтой  научных интересов и энциклопедичностью познаний, основу которых составляла философия.

В первой части данной работы представлена биография А.Смита, процесс формирования экономической мысли.

Во второй части  рассмотрены принципы налогообложения, выделенные самим Смитом. Эти четыре принципа таковы:

1.принцип справедливости;

2.принцип определенности;

3.принцип удобности;

4.принцип экономии.

Третья, и последняя  часть, посвящена развитию смитовских принципов налогообложения в работах Давида Риккардо (“Начала политической экономии и налогового обложения”), Томаса Роберта Мальтуса (“Начала политической экономии”) и Жана-Батиста Сэйя ("Трактат по политической экономии").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография  А.Смита

Фактическая сторона  жизни Смита в основном известна, хотя и далеко не столь детально, как, скажем, жизнь Юма или Тюрго. Начнем с двух цитат. Обе они отражают проблему связи и контраста между  личностью Адама Смита, внешне не очень яркой и броской, и его  огромной ролью в науке:

“О политической экономии Адама Смита было сказано  почти бесконечно много, о самом же Адаме Смите - очень мало. А между тем дело не только в том, что он был одним из самых своеобразных людей, но и в том, что его книги едва ли можно понять, если не иметь представления о нем как о человеке” Уолтер Бэджгот, английский экономист и публицист викторианской эпохи, 1876 г.

“Адам Смит был  столь явно одним из выдающихся умов XVIII в. и имел такое огромное влияние  в XIX в. в своей собственной стране и во всем мире, что кажется несколько  странной наша плохая осведомленность  о подробностях его жизни... Его  биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию  Адама Смита, сколько историю  его времени” Александр Грей, английский ученый, 1948 г.

Адам Смит (1723-1790) является для экономической науки  примерно тем же, кем для геометрии  является Евклид, для физики - Ньютон. Это "крестный отец" науки, который  сформулировал фундаментальные  положения и заложил основу для  развития этой науки на многие годы.

Ученый прожил на удивление тихую и незаметную жизнь. Адам Смит родился в 1723 г. в  маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за несколько месяцев до рождения сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила  ему всю жизнь. Мальчик рос  хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. К счастью, в Керколди была хорошая школа, а вокруг Адама всегда было много книг - это помогло ему получить хорошее образование. Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях того времени), Смит поступил в Университет Глазго. После обязательного для всех студентов класса логики (первого курса) он перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное направление. Впрочем, он занимался также математикой и астрономией и всегда отличался изрядными познаниями в этих областях. К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. Он мог вдруг глубоко задуматься среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих.

Успешно окончив  в 1740 г. университет, Смит получил стипендию  на дальнейшее обучение в Оксфордском  университете. В Оксфорде он почти  безвыездно провел шесть лет, с удивлением отмечая, что в прославленном  университете почти ничему не учат и не могут научить. Невежественные профессора занимались лишь интригами, политиканством и слежкой за студентами. Через 30 с лишним лет, в "Богатстве  народов", Смит свел с ними счеты, вызвав взрыв их ярости. Он писал, в  частности: "В Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания".

Профессора и  надзиратели тщательно следили  за чтением студентов, изгоняя вольнодумные книги. Жизнь Смита в Оксфорде была тяжелой, и он всегда вспоминал  свой второй университет с ненавистью. Он тосковал и к тому же часто  болел. Опять его единственными  друзьями были книги. Круг чтения Смита  был очень широк, но никакого особого  интереса к экономической науке  он в то время еще не проявлял.

Бесплодность дальнейшего  пребывания в Англии и политические события (восстание сторонников  Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита  летом 1746 г. уехать в Керколди, где  он прожил два года, продолжая заниматься самообразованием. В свои 25 лет Адам Смит поражал эрудицией и глубиной знаний в самых различных областях. Первые проявления специального интереса Смита к политической экономии также относятся к этому времени. Аникин В. “Юность науки” Глава 9. Шотландский мудрец: Адам Смит

В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять там место  профессора в университете. Сначала  он получил кафедру логики, а потом - нравственной философии. В Глазго Смит прожил 13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году в Эдинбурге. В  старости он писал, что это был  счастливейший период его жизни. Он жил в хорошо знакомой ему и  близкой среде, пользуясь уважением  профессоров, студентов и видных горожан. Он мог беспрепятственно работать, и от него многого ждали в науке.

В 1759 г. Смит опубликовал  свой первый большой научный труд - “Теорию нравственных чувств”. Хотя книга об этике была для своего времени прогрессивным произведением, достойным эпохи и идей Просвещения, ныне она важна главным образом лишь как этап становления философских и экономических идей Смита. Он выступил против христианской морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещании райского блаженства. Видное место в его этике занимает антифеодальная идея равенства. Каждый человек от природы равен другому, поэтому принципы морали должны применяться одинаково ко всем.

В 1762-1763 гг. Адам Смит читал лекции в Глазговском университете, из которых прежде всего ясно, что курс нравственной философии, который читал Смит студентам, превратился к этому времени, по существу, в курс социологии и политической экономии. Он высказывал ряд замечательных материалистических мыслей, например: “До тех пор, пока нет собственности, не может быть и государства, цель которого как раз и заключается в том, чтобы охранять богатство и защищать имущих от бедняков”. В чисто экономических разделах; лекций можно легко различить зачатки идей, получивших развитие в “Богатстве народов”.

Таким образом, к  концу своего пребывания в Глазго Смит уже был глубоким и оригинальным экономическим мыслителем. Но он еще  не был готов к созданию своего главного труда. Трехлетняя поездка  во Францию (в качестве воспитателя юного герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами завершили его подготовку.

Франция присутствует в книге Смита не только в идеях, прямо ли, косвенно ли связанных  с физиократией, но и в великом множестве разных наблюдений (включая личные), примеров и иллюстраций. Общий тон всего этого материала критический. Для Смита Франция с ее феодально-абсолютистским строем и оковами для буржуазного развития - самый яркий пример противоречия фактических порядков идеальному “естественному порядку”. Нельзя сказать, что в Англии все хорошо, но в общем и целом ее строй гораздо больше приближается к “естественному порядку” с его свободой личности, совести и - главное - предпринимательства.

Что означали три  года во Франции для Смита лично, в человеческом смысле? Во-первых, резкое улучшение его материального  положения. По соглашению с родителями герцога Баклю он должен был получать 300 фунтов в год не только во время путешествия, но в качестве пенсии до самой смерти. Это позволило Смиту следующие 10 лет работать только над его книгой; в Глазговский университет он уже не вернулся. Во-вторых, все современники отмечали изменение в характере Смита: он стал собраннее, деловитее, энергичнее и приобрел известный навык в обращении с различными людьми, в том числе и сильными мира сего. Впрочем, светского лоска он не приобрел и остался в глазах большинства знакомых чудаковатым и рассеянным профессором. Рассеянность Адама Смита скоро срослась с его славой и для обывателей стала ее составной частью.

Смит провел в Париже около года - с декабря 1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами умственной жизни Парижа были литературные салоны, там он в основном и общался с философами. “Антресольный клуб” в Версале составлял в этом смысле исключение. Он был сразу же введен в большой салон мадам Жоффрен, но особенно любил бывать у мадемуазель Леспинасс, подруги д'Аламбера, где собирался более узкий и интимный круг друзей. Нередко посещал он и дома богачей-философов Гельвеция и Гольбаха, являвшиеся своего рода штаб-квартирами энциклопедистов.

Можно думать, что  особое значение для Смита имело  знакомство с Гельвецией, человеком  большого личного обаяния и замечательного ума. В своей философии Гельвеции, стремясь освободить этику от церковно-феодальных оков, объявил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса  общества. Новая, в сущности буржуазная, этика строилась на своекорыстном  интересе, на естественном стремлении каждого к своей выгоде, ограничиваемом только таким же стремлением других людей. Гельвеции сравнивал роль своекорыстного интереса в обществе с ролью всемирного тяготения  в природе. С этим связана идея природного равенства людей: каждому  человеку, независимо от рождения и  положения, должно быть предоставлено  равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.

Такие идеи были близки Смиту. Они не были новы для него: нечто схожее он воспринял от философов  Локка и Юма и из парадоксов Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации Гельвеция оказала на него особое влияние. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие homo oeconomicus (экономический человек) возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о “невидимой руке”, может быть, является чаще всего цитируемым местом из “Богатства народов”.

Через два года после  выхода в свет “Богатства народов” он получил, хлопотами герцога Баклю и других влиятельных знакомых и почитателей, весьма выгодную должность одного из таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге с годовым окладом в 600 фунтов стерлингов. Это было много по тем временам: Роберт Бернс, служивший в том же ведомстве по акцизной части, получал сначала 50, а позже 70 фунтов. В таможенном управлении, следя за сбором пошлин, ведя переписку с Лондоном и посылая время от времени солдат на поимку контрабандистов, Смит просидел до конца своих дней. Он поселился в Эдинбурге, сняв квартиру в старой части города. Продолжая вести прежний скромный образ жизни, Смит довольно много денег тратил на благотворительность. Единственной ценностью, оставшейся после него, была значительная библиотека.

Государственные должности, вроде полученной Смитом, в XVIII в. давались только по протекции и рассматривались  как отличная синекура. Но Смит, при его добросовестности и известном педантизме, относился к своим обязанностям серьезно и проводил на службе довольно много времени. Уже это одно (плюс возраст и болезни) исключало продолжение глубокой научной работы. Казалось, что Смит к ней особенно и не стремился. Правда, в первое время он носился с планом написать свою третью большую книгу - нечто вроде всеобщей истории культуры и науки. После его смерти остались и были вскоре опубликованы интересные наброски, посвященные истории астрономии и философии и даже изящным искусствам. Но он скоро отказался от этого замысла. Довольно много времени у него отнимали новые издания его сочинений. При жизни Смита в Англии вышло шесть изданий “Теории нравственных чувств” и пять - “Богатства народов”. К третьему изданию “Богатства народов” (1784 г.) Смит сделал значительные добавления, в частности написал главу “Заключение о меркантилистической системе”. В какой-то мере он следил и за иностранными изданиями своих книг.

Смит умер в Эдинбурге  в июле 1790 г. на 68-м году жизни. Около  четырех лет до этого он тяжело болел. Аникин В. “Юность науки” Глава 10. Создатель системы: Адам Смит

Информация о работе Принципы налогообложения А.Смита и их развитие в работах последующих поколений экономистов