Принципы налогообложения А.Смита и их развитие в работах последующих поколений экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

В 1976 году исполнилось 200 лет с момента выхода в свет книги выдающегося шотландского философа, одного из основателей “классической буржуазной политэкономии” Адама Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Труд этот посвящен главным образом экономике, но его значение выходит далеко за ее пределы, поскольку размышления автора внесли значительный вклад в теорию и таких наук, как психология, педагогика, политология.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Биография А. Смита…………………………..………………………..………4

2. Принципы налогообложения А. Смита……...…………………………...…...8

3. Развитие принципов налогообложения А. Смита в работах последующих поколений экономистов………………………………………………..………. 10

3.1. Риккардо: «Начало политической экономии и налогового обложения»..10

3.2. Взгляды Мальтуса………….……………………….……………...…..….. 16

3.3. Взгляды Жана – Батиста Сэйя……………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

А.Смит.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Принципы  налогообложения А. Смита

В 1776 г. Смит издал  толстую книгу с длинным названием "Исследование о природе и причинах богатства народов", которая принесла ему славу основателя экономической науки.

Содержание книги "Богатство народов" не является теорией в строгом смысле этого  слова. Это превосходная систематизация наблюдений, которые объясняются  автором с точки зрения здравого смысла. Любое теоретическое утверждение (теория стоимости, теория заработной платы и т.д.) выглядит как объяснение реальных фактов. Нигде Смит не создает  никаких абстрактных моделей, а  пишет о реальном хозяйстве, часто  добавляя слова "как правило", "естественно", "в большинстве  случаев".

Начинается книга  с нескольких глав, посвященных разделению труда. Этот принцип устройства хозяйства  является для Смита ключевым, так  как с одной стороны позволяет  объяснить, откуда берется увеличение производительной силы людей, а с  другой стороны, приводит к необходимости  обмена и рынка, а следовательно создает предмет для политической экономии.

После разделения труда  Смит рассматривает происхождение  денег, и затем переходит к  рассмотрению законов, которым подчиняется  обмен товаров на деньги, то есть законов ценности. Глава 5 "О действительной и номинальной цене товаров, или  о цене их в труде и цене их в деньгах" является одной из самых  важных для историков экономической  мысли, и в то же время одной  из самых противоречивых. В скрытом  виде в ней содержится две теории - теория ценности ("какую ценность имеет некоторое благо для  некоторого человека?") и теория цены ("почему это благо имеет такую то цену на рынке?"). Сторчевой М. А. “Экономическая теория Адама Смита” статья.

В "Богатстве  народов" Смит подробно рассматривает  экономические функции государства: доходы и расходы правительства, общественные работы, народное образование  и т.д. Мы же воспользуемся только некоторыми аспектами этой теории, в частности смитовской трактовкой налогообложения.

По А. Смиту, налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты.

Принципы налогообложения - это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются  при построении налоговой системы  с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. В  системе налогообложения можно  выделить экономические, юридические  и организационные принципы. Экономические  принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом. Их суть в  том, что как бы ни были велики потребности  государства на покрытие «мыслимых  и немыслимых» расходов налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности.

1.Принцип справедливости 

«Подданные государства  должны по возможности, соответственно своей способности и силам  участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким  они пользуются под покровительством и защитой государства».

2.Принцип определенности 

«Налог, который  обязывается уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это  должно быть ясно и определенно для  плательщика. Неопределенность обложения  развивает наглость и содействует  подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью  и подкупностью».

3.Принцип удобности 

«Каждый налог должен взиматься в то время или тем  способом, когда и как плательщику  должно быть удобнее всего платить  его».

4.Принцип экономии 

«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может  тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли  бы им осуществлять эти платежи с  большей легкостью. Неразумный налог  создает большое искушение для  контрабанды».

Принципы Адама  Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой  политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные  принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т. е. уровня доходов. Налог  с дохода должен быть прогрессивным  (то есть чем больше доход,  тем больший процент от него  уплачивается в виде налога). Принцип  этот соблюдается далеко не  всегда, некоторые налоги во многих  странах рассчитываются пропорционально  (ставка налога одинакова для  всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах  налога с оборота, где обложение  оборота происходило по нарастающей  кривой, на НДС, где вновь созданный  чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до  его реализации.

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений  у налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Кроме того, схема  уплаты налога должна быть доступна для  восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Смит указывал, что  суммы, собранные путем налогов, используются на непроизводительные цели - содержание государя, чиновников, офицеров и др. В связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на накопление капитала, ведет  к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительных работников.

"Налоги увеличивают  доход государя, редко содержащего  других работников, кроме непроизводительных, за счет капитала народа, который  содержит лишь производительный  труд"11 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2..

Ряд критериев, в  значительной мере разработанных экономистом  Адамом Смитом (1723 - 1790) с целью определения  положительного или отрицательного воздействия данного налога или  системы налогообложения. К основным принципам относятся положения  о том, что налоги должны быть справедливыми  и определенными. Суть дополнительных принципов в том, что налоги должны минимально воздействовать на возможности  выбора, который бы делался в их отсутствии, и что затраты по их взиманию должны быть максимально низкими. Некоторые экономисты считают, что  следует добавить еще один принцип, а именно - воздействие налогообложения  на перераспределение доходов.

 

3. Развитие  принципов налогообложения А.Смита в работах последующих поколений экономистов

 

3.1. Риккардо: “Начало политической экономии и налогового обложения”

Давид Рикардо, один из известнейших английских экономистов XIX века, основоположников экономического учения, родился в 1772г. в семье крупного биржевого дельца. Игра на бирже сделала его миллионером. Именно это послужило причиной того, что первые его экономические работы связаны с проблемой денежного обращения. Его фундаментальный труд "Начала политической экономии и налогового обложения" появился в 1817 г, за шесть лет до смерти Рикардо (умер он в 1823г.). Этот труд представлял собой вершину в развитии классической буржуазной политэкономии.

Во многом роль Рикардо определена социально-экономическими изменениями, произошедшими в буржуазном обществе под воздействием промышленной революции конца XVIII - начала XIX века. Во всех своих работах, включая и последнюю, он защищал интересы буржуазии, поэтому его и относят к буржуазным политэкономистам.

В отличие от остальных  буржуазных экономистов Рикардо придерживался своеобразной социальной позиции: он защищал производительные силы, и в то же время - производственные отношения, поскольку последние способствуют развитию производительных сил.

В последний раз  в нашей стране книга "Начала политической экономии и налогового обложения" издавалась в 1955г. без сокращений. Книга  не разделена на темы, разделы или  части. Состоит она целиком из 32 глав, следующих друг за другом. Во всех этих главах Рикардо уделяет внимание таким понятиям, как стоимость, рента, цена, заработная плата, прибыль, денежное обращение, спрос, предложение и т.д. Главы так и называются: "О заработной плате", "О денежном обращении и банках" или "О машинах". Кроме этого, многие главы посвящены проблемам налогообложения: "О налогах", "Налоги на заработную плату" и т.п. К ним мы и обратимся.

Земельный налог

Земельный налог  будет очень неравномерным и  противоречит одному из четырёх общих  принципов, которым, по мнению Адама  Смита, должны удовлетворять все  налоги. Эти четыре принципа таковы:

1.принцип справедливости;

2.принцип определенности;

4.принцип экономии;

3.принцип удобности;

Своеобразная точка  зрения, с которой Адам Смит рассматривает  ренту, и то обстоятельство, что он не заметил, какое большое количество капитала затрачивается в каждой стране на землю, не платящую ренты, привели  его к заключению, что все земельные  налоги - облагается ли ими земля  непосредственно в форме налога или десятины, берутся ли они из продукта или взимаются с прибыли  фермера - неизменно падают на землевладельца, который всегда является действительным плательщиком, хотя бы налог номинально авансировался вообще арендатором.

"Налоги на  продукцию земли в действительности  представляют собою налоги на  ренту, и хотя они могут сперва  выплачиваться фермером, в конечном  счёте их платит землевладелец. Когда приходится уплачивать в виде налога часть продукции, фермер высчитывает, по мере возможности, стоимость этой части из года в год и потом соответственно уменьшает ренту, которую соглашается платить землевладельцу. Нет такого фермера, который не высчитывал бы заранее, сколько составит за все годы аренды церковная десятина, представляющая собою поземельный налог такого же рода" Адам Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов, т. II.

Вполне правильно, что фермер высчитывает все и  всякие вероятные расходы, когда  заключает с землевладельцем  соглашение о ренте, уплачиваемой за ферму. И если за десятину, уплачиваемую церкви, или налог на продукт земли  он не получил бы вознаграждения в  повышенной относительной стоимости своих продуктов, он, конечно, постарался бы сделать соответствующий вычет из ренты. Но в этом именно и состоит спорный вопрос: действительно ли он сделает такой вычет из ренты или вознаградит себя повышением цены продукта. По тем основаниям, которые я уже приводил, я ничуть не сомневаюсь, что эти налоги вызовут повышение цены продуктов и что, следовательно, Адам Смит занял в этом важном вопросе неправильную позицию.

Именно эта точка  зрения Смита заставила его, вероятно, утверждать, что “десятина и всякий другой поземельный налог такого же рода, хотя они по внешности и  кажутся совершенно одинаковыми, на самом деле являются далеко не одинаковыми  налогами, поскольку известная часть  продукции при различных условиях равна по стоимости весьма различной  доли ренты” Адам Смит, Исследование о  природе и причинах богатства  народов, т. II. “Я старался показать, что налоги этого рода не падают неравномерно на различные группы фермеров или землевладельцев, так как и те и другие получают вознаграждение в повышенной цене сырых материалов и участвуют в платеже налога только пропорционально своему потреблению сырых материалов. В действительности, поскольку вследствие налога изменяется заработная плата, а под её влиянием и норма прибыли, землевладельцы не только не участвуют в платеже этого налога, но являются, наоборот, тем классом, который освобождён от него. Именно из прибыли на капитал берётся часть налога, падающая на рабочих, неспособных вследствие недостатка средств уплатить его; эта часть уплачивается исключительно теми, кто получает свой доход от вложения капитала, и, следовательно, она нисколько не затрагивает землевладельцев.” Риккардо “Начала политической экономии и налогового обложения”

Налоги  на дома

В ренте с дома или наёмной плате можно различать  две части, из которых одна может  быть вполне уместно названа строительной рентой, а другая обычно называется земельной рентой.

"Вся та часть  ренты с дома, которая остаётся  сверх того, что необходимо для  доставления этой умеренной прибыли,  естественно, приходится на земельную  ренту, и в тех случаях, когда  собственник земли и собственник  здания - два различных лица, она  в большинстве случаев целиком  выплачивается первому. Эта добавочная  рента представляет собою цену, которую обитатель дома уплачивает  за какое-либо действительное  или предполагаемое преимущество  местоположения. Сельские дома, находящиеся  на значительном расстоянии от  большого города, где вдоволь  свободной земли, дают совсем  незначительную ренту и во всяком случае не больше того, что приносила бы земля, на которой стоит дом, если бы была использована для земледелия. Рента с загородных вилл по соседству с большим городом бывает иногда значительно выше, и в этом случае особые удобства или красота местоположения очень хорошо оплачиваются. Земельная рента обычно выше всего в столице и в тех отдельных районах её, где предъявляется наибольший спрос на дома, безразлично для каких целей: для промышленных и торговых, для развлечений и приёма гостей или из-за простого тщеславия и моды" Адам Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов, т. II.

Информация о работе Принципы налогообложения А.Смита и их развитие в работах последующих поколений экономистов