Принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

I. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Формирование и эволюция принципов налогообложения

1.2 Принцип справедливости налогообложения

1.3 Принцип законности налогообложения

1.4 Принцип всеобщности налогообложения

1.5 Принцип налоговой платежеспособности

1.6 Принцип равного налогового бремени

1.7 Принцип юридического равенства налогоплательщиков

1.8 Принцип определенности налогообложения

1.9 Принцип удобства плательщика при уплате налога

Файлы: 1 файл

Иркутск 2008г.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

 

Данный принцип предполагает учет фактической способности к  уплате налога исходя из экономических  возможностей налогоплательщика. Принцип  налоговой платежеспособности имеет  в финансовой и финансово-правовой литературе и другие названия: "принцип  равного налогового бремени", "принцип  равномерности налогообложения", "принцип достаточности". Наиболее кратко и понятно сформулировал  этот принцип Дж.Ст. Милль: с крупных  доходов следует взимать большую  долю налога, с небольших - меньшую  долю налога. Иначе говоря, принцип налоговой платежеспособности требует, чтобы каждый налогоплательщик платил налог сообразно со своим имущественным положением. Коснулся этого принципа и Н.И. Тургенев, который писал: "Налоги должны быть распределены между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу".

 

Принцип налоговой платежеспособности ориентирует государство в сфере  налогообложения на сопоставление  экономических возможностей различных  налогоплательщиков и учета той  доли свободных средств, которая  изымается у них посредством  налогов. Месячный доход в 25 тыс. руб., который получен в результате собственного труда налогоплательщика, работающего инженером, врачом, преподавателем, имеющим семью из нескольких человек, должен оцениваться государством в  плане взимания с него доли налога иначе, чем доход той же величины, но приносимый процентами на денежные средства, находящиеся на банковском счете.

 

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что "налоги и сборы должны иметь  экономическое обоснование и  не могут быть произвольными". Еще  раньше на принцип налоговой платежеспособности обратил внимание Конституционный  Суд РФ, который в Постановлении  от 4 апреля 1996 г. указал, что данный "принцип требует учета фактической  способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности".

1.6 Принцип равного налогового  бремени

В научной литературе этот принцип часто называют принципом  равенства в налогообложении, что  не меняет его сущности. Данный принцип  является конституционным и закреплен  в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи: "Каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы". Кроме того, частью 2 ст. 8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии с этим принципом  каждый член общества обязан участвовать  в финансировании публичных затрат государства и общества наравне  с другими.

 

Конституционные положения  рассматриваемого принципа развиваются  в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы  не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или  иному классу, социальной группе), расовых  или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между  налогоплательщиками.

 

Поэтому в развитие этих положений  в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов  и сборов, а также налоговых  льгот в зависимости от формы  собственности (государственная - федеральная  и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных  государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места  происхождения капитала.

 

Исключения из этого принципа направлены на защиту публичных и  экономических интересов общества (и государства) и содержатся в  ч. 3 п. 2 ст. 3 НК РФ: например, при ввозе  товара в Российскую Федерацию из-за рубежа допустимо установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

 

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении  от 4 апреля 1996 г. N 9-П указал: "В  целях обеспечения регулирования  налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации  принцип равенства требует учета  фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов  справедливости и соразмерности. Принцип  равенства в социальном государстве  в отношении обязанности платить  законно установленные налоги и  сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции  Российской Федерации) предполагает, что  равенство должно достигаться посредством  справедливого перераспределения  доходов и дифференциации налогов  и сборов" (п. 5 Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П).

 

Таким образом, равенство  в налогообложении понимается не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство  плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая  способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов  налогоплательщиков. Другими словами, равенство в налогообложении  понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления  экономических возможностей различных  налогоплательщиков и сравнения  той доли свободных средств, которая  изымается у них посредством  налогов. То есть речь идет о сравнении  налогового бремени, которое несут  различные плательщики.

 

В настоящее время одним  из наиболее "популярных" видов  попрания этого конституционного принципа, безусловно, придется признать принятую и допускаемую законодательством  многих стран практику предоставления индивидуальных налоговых льгот. В  Российской Федерации предоставление налоговых льгот индивидуального  характера запрещено положениями  ст. 56 НК РФ.

 

Следует заметить, что в  доктрине конституционного права многих зарубежных стран этот принцип получил  наименование "принципа равенства  перед законом, судом и налогом", а в некоторых странах - "принципа недискриминации при налогообложении". Например, в ст. 189 Конституции Королевства  Нидерландов прямо говорится, что "никакие привилегии не могут  предоставляться в области налогов". В конституционном и налоговом  праве 

 

США рассматриваемый принцип  называют "принципом равной защиты от дискриминации". Применительно  к налоговому праву этот принцип  означает наличие равного права  у всех налогоплательщиков на защиту от несправедливого налогообложения, основанного по половому, расовому, религиозному или иному признаку.

 

Современные исследователи  налогов считают, что "налоговая  система государства - это, пожалуй, наиболее яркое проявление соотношения  классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьбы и компромиссов. Борьба между имущими и неимущими  слоями общества, между земельными собственниками и капиталистами - все  это отражалось на эволюции налоговой  системы".

 

Действительно, учение о равном налоговом жертвоприношении занимает в современной финансовой науке  и в теории о справедливом налогообложении  значительное место. При этом путем  сложных выкладок делается попытка  найти основу для справедливого  распределения налогового бремени  и тем самым решить сложную  проблему соразмерной прогрессии налогообложения. Но основная идея имеет уже библейский возраст, и ее можно проиллюстрировать  словами Христа. Справедливая жертва, о которой он говорит, - это скромная лепта несчастной вдовы. Апостол  Марк сообщает об этом следующими словами: "И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали  много. Придя же, одна бедная вдова  положила две лепты: Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудности своей положила все, что имела, все пропитание свое". Таково древнее обоснование современной  теории равной и справедливой налоговой  жертвы.

 

В настоящее время вопрос о принципах налогообложения  по-прежнему актуален. В различных  странах ученые обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства и налогового администрирования.

 

1.7 Принцип юридического  равенства налогоплательщиков

 

Следует отличать принцип  равного налогового бремени (принцип  налоговой платежеспособности) от принципа юридического равенства налогоплательщиков. Если первый берет за основу фактическую  способность налогоплательщика  к уплате налога, то второй ставит всех налогоплательщиков в юридически равное положение. Пункт 2 ст. 3 НК РФ прямо устанавливает, что "налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев. Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места нахождения капитала".

 

Исключение сделано для  таможенной сферы, где, согласно НК РФ, допускается установление особых видов  пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товара. Такие  меры принимаются в качестве ответной реакции на дискриминацию российских товаропроизводителей, для ценовой поддержки отечественных товаров и т.д.

 

1.8 Принцип определенности  налогообложения

 

Данный принцип означает, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. А. Смит, формулируя правила налогообложения, на первое место поставил определенность податей. Он писал: "Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в  вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что  весьма значительная степень неравномерности  составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности"

 

В соответствии со ст. 3 НК РФ принцип определенности налогообложения  включает в себя следующие требования: при установлении налогов должны быть определены все его элементы; акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в  каком порядке он должен платить; акты законодательства о налогах  и сборах должны быть опубликованы и по возможности стать известными каждому налогоплательщику; все  неустранимые сомнения и неясности  актов законодательства должны толковаться  в пользу налогоплательщика.

 

Определенность налога выражается прежде всего через язык нормативного акта. Очень хорошо о значении языка  нормативных актов, предусматривающих  налоги, сказал известный русский  ученый А.А. Исаев. "Язык законов, устанавливающих  подати, и распоряжений, разъясняющих применение закона, должен быть точен, удобопонятен, дабы не вызывать недоразумений. Законы и распоряжения должны во всей полноте охватывать сферу данного  налога: лицо и предмет налога, оклад, время и место платежа, гражданскую  и уголовную ответственность  за недоимки и обманы и др. - все  должно быть точно определено". Иначе  говоря, принцип определенности налогообложения  требует, чтобы язык налоговых нормативных  актов был общедоступен для восприятия и понятен каждому, а не только налоговому инспектору и профессору налогового права.

 

1.9 Принцип удобства плательщика  при уплате налога

 

Именно так этот важный технико-юридический принцип сформулировал  немецкий ученый-финансист А. Вагнер. Данный принцип означает, что государство  должно при построении налога устранить  формальности и упростить процедуру  уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения  дохода налогоплательщиком. Принцип  удобства налогоплательщика ориентирует  как законодате


Информация о работе Принципы налогообложения