Принципы построения налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение
1. Принципы построения налоговой системы РФ
2. Структура налоговой системы РФ
2.1 Налог на прибыль
2.2 Налог на добавленную стоимость
2.3 Акцизы
2.4 Подоходный налог
2.5 Прочие федеральные налоги
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Анализ действующей налоговой системы
3.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ
3.3 Нестабильность налоговой системы России
Заключение

Файлы: 1 файл

Радиоэлектроника.docx

— 43.78 Кб (Скачать файл)

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда  и социально-культурной сферы и  далее -- большая группа прочих местных  налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских  стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов. Главная часть при их формировании -- это отчислением  от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие  бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог  с имущества, переходящего в порядке  наследования или дарения, имея федеральный  статус, обычно полностью зачисляются  в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий  и организаций в твердой доле: 13% + 22% делится соответственно между  федеральным и региональными  бюджетами, а из последних перечисляется  в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную  стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных  территорий, проценты отчислений могут  меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налог на имущество юридических  лиц является региональным налогом. Но законодательно установлено, что  половина его поступлений направляется в местные бюджеты,

Финансовое обеспечение  социально-экономического развития территорий предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807--1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления". Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов -- не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет -- это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется  системой государственных целевых  внебюджетных фондов. Самый крупный  и значимый из них -- Государственный  пенсионный фонд. Обязательные платежи  в эти фонды по своей социально-экономической  сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов, многие предприятия и  организации от них уклоняются, порой  самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной  налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия  на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая  система налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной  деятельности (арендная плата, продажа  недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с  полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной  его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у  себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных  федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

2. Структура налоговой системы Российской Федерации

Законом “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” впервые в России вводится трехуровневая  система налогообложения. Налоги и  сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой  деятельности;

д) налог от биржевой деятельности;

е) налог на операции с  ценными бумагами;

ж) таможенные пошлины;

з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые  в спец. внебюджетный фонд РФ;

и) платежи за пользование  природными ресурсами, зачисляемые  в федеральный бюджет, в республиканский  бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты  краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов  в порядке и на условиях, предусматриваемых  законодательными актами РФ;

к) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

р) сбор за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;

с) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

Все суммы поступлений  от налогов указанных в подпунктах "а "-"ж" и "р" зачисляются  в федеральный бюджет. Налоги, указанные  в подпунктах "к" и "л" являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые  непосредственно в республиканский  бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты  краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты  автономных округов и бюджеты  др. уровней, определяются при утверждении  республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений  от налогов, указанных в подпунктах “н” - “п” зачисляются в местный  бюджет в порядке, определяемом при  утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте “с” зачисляются  в соответствующие бюджеты в  порядке, определенном законодательным  актом Российской Федерации об этом налоге.

Налоги республик в  составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:

а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными  долями зачисляется в республиканский  бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв  и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты  районов, городские бюджеты городов  по месту нахождения плательщиков;

б) местный доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

г) республиканские платежи  за пользование природными ресурсами.

Налоги, указанные в подпунктах “а”, “б” и “в”, устанавливаются  законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе  РФ или решениями органов государственной  власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено  законодательными актами РФ.

Сборы, указанные в подпункте  “г”, зачисляются в республиканский  бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты  краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты  автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставки этого сбора не могут превышать  размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций. Они устанавливаются  законодательными актами республик  в составе Российской Федерации, решениями органов государственной  власти краёв, областей, автономной области  и автономных округов.

К местным относятся следующие налоги:

а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется  в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог.

в) регистрационный сбор с  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, сумма сбора зачисляется  в бюджет по месту их регистрации;

г) налог на строительство  объектов производственного назначения в курортной зоне;

д) курортный сбор;

е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими  органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и  полностью зачисляются в соответствующий  бюджет;

ж) целевые сборы с граждан  и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство  территорий и другие цели.

Ставка сборов в год  не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной  месячной оплаты для физического  лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной  месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей;

з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие  свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;

и) налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и персональных компьютеров. Налог  устанавливают юридические и  физические лица, перепродающие указанные  товары по ставке, не превышающей 10% суммы  сделки;

к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие  в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной  месячной оплаты труда в год;

л) лицензионный сбор за право  торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия  населению в размере: с юридических  лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда  год, с физических лиц - 20 установленных  законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния  и другие мероприятия - половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;

м) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов и  лотерей. Сбор вносят их устроители в  размере, не превышающем 10% стоимости  заявленных к аукциону товаров или  суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при  получении права на заселение  отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом  размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей  площади и качества жилья;

о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;

п) сбор за право использования  местной символики. Сбор вносят производители  продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов  и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

р) сбор за участие в бегах  на ипподромах. Сбор вносят юридические  и физические лица, выставляющие своих  лошадей на состязания коммерческого  характера, в размерах, устанавливаемых  местными органами государственной  власти, на территории которых находится  ипподром;

с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

т) сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие  в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

Информация о работе Принципы построения налоговой системы РФ