Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:37, статья

Описание работы

Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление четырех налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков и др.

Файлы: 1 файл

Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц.docx

— 41.39 Кб (Скачать файл)

Сторонники введения прогрессивной  шкалы налогообложения по НДФЛ обращаются к опыту развитых стран, где действуют  дифференцированные ставки налога на доходы, а максимальные ставки налога нередко превышают 50%. Естественно, что в настоящее время платить  НДФЛ по таким ставкам граждане РФ не готовы, а введение прогрессивных  ставок на данном этапе вызовет новую  волну неплатежей в бюджет. Целесообразно в данном случае обратить внимание на мотивацию граждан некоторых стран уплачивать налоги в полном объеме и в установленные сроки. Например, в США достаточно долгое время действует система кредитных историй, в которых фиксируются все задолженности налогоплательщика по уплате налогов, а также количество штрафов и иных взысканий. Недобросовестность плательщика может послужить поводом для отказа в выдаче кредита, что существенно утяжеляет современную жизнь. В России очень долгое время считалось подвигом не платить налоги, и недобросовестность налогоплательщика никаким образом не сказывалась на его обычной жизни. В РФ система кредитных историй вводится в настоящее время банками для отслеживания количества кредитов, выданных тому или иному налогоплательщику. При отсутствии единых баз данных и соответствующих информационных технологий в налоговых органах о включении в кредитные истории информации о платежах налогоплательщиков в бюджет в настоящее время говорить более чем преждевременно. Однако данная мера могла бы стать существенным стимулом налогоплательщикам уплачивать налоги своевременно и в полной мере.

Еще одно предложение сторонников  кардинального реформирования НДФЛ связано с изменением принципа уплаты налога. зачислении НДФЛ не по месту регистрации налогового агента, а по месту жительства налогоплательщика. Существуют определенные плюсы перехода на уплату НДФЛ по месту жительства, как для субъектов Федерации, так и для налогоплательщиков. Для первых это, безусловно, пополнение бюджета. Особенно остро стоит вопрос для регионов, где миграция рабочей силы очень высокая, вследствие чего бюджеты недополучают большие суммы налога. Для налогоплательщиков главным преимуществом является упрощение процедуры предоставления налоговых вычетов. В настоящий момент вычеты предоставляются из того бюджета, куда поступил НДФЛ, вследствие чего временной лаг между подачей декларации для подтверждения права на вычет и поступлением денежных средств на счет налогоплательщика часто превышает все допустимые нормы и составляет минимум полгода. Кроме этого, сторонники данной реформы НДФЛ надеются, что получение социальной поддержки населением из того же бюджета, в который поступает налог на доходы физических лиц, проживающих в данном регионе, повысит мотивацию налогоплательщиков и их ответственность за благосостояние региона.

Тем не менее, у данного предложения больше недостатков, чем преимуществ. Для населения основным минусом будет являться желание реформаторов расширить число налогоплательщиков НДФЛ за счет пенсионеров. Данное предложение однозначно вызовет бурю негодования в обществе. Кроме этого, трудности у налогоплательщиков могут быть связаны с определением места получения бюджетных услуг и критериев резидентства, особенно в случаях работы вахтовым методом. Для налоговых агентов основные трудности будут связаны с учетом сведений о регистрации работников, подачей сведений в налоговые органы с детализацией информации, а также увеличением количества платежных поручений, предъявляемых банку. Казначейству для реализации данного новшества понадобится определение принципов, на основании которых будет производиться расщепление сумм налога, а также определение системы возврата налога, уплаченного в бюджет другого муниципалитета.

Территориальные налоговые  органы столкнутся с проблемой создания системы персонифицированного учета  налогоплательщиков, что сопряжено  с открытием и ведением лицевых  счетов по каждому налогоплательщику. В общем, как отмечают разработчики проекта, для изменения принципа уплаты НДФЛ необходимо внести поправки и дополнения в НК РФ (части первую и вторую), нормативные акты Федеральной  налоговой службы России, Бюджетный  кодекс РФ, законодательство о банковской деятельности и пенсионное законодательство. Хотя Минфин и Счетная палата в  целом дали положительные отзывы, но представляется, что в настоящее  время разработчики данного проекта  просто не найдут средств для реализации данной идеи. Тем более что вслед за переводом подоходного налога на уплату по месту жительства созреет необходимость перевода его в разряд региональных, а возможно, и местных налогов.

Несмотря на все разногласия, касающиеся перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время  кардинальных изменений в порядке  налогообложения доходов граждан. В настоящее время база для  значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается постепенное  реформирование, заключающееся в  приведении налога в соответствие с  современными реалиями: необходим пересмотр размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления. Что касается других перспектив реформирования, то необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.

 

3.2 Совершенствование механизма  исчисления НДФЛ

 

Реформа налогообложения, проводимая в России в течение нескольких лет, - явление безусловно, положительное. Она в значительной степени расширила круг реальных налогоплательщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюджет части доходов физических и юридических лиц. Вместе с тем сложившаяся к настоящему времени налоговая система не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

К основным направлениям реформирования налогового регулирования можно  отнести:

- снижение общей налоговой  нагрузки;

- упорядочение и упрощение  налогового законодательства;

- увеличение доходов бюджета  за счет выведения бизнеса  «из тени».

К настоящему времени в  Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что  переходный характер российской экономики  характеризуется наличием множества  специфических для данного этапа  проблем, среди которых можно  выделить недостаточный уровень  развития базовых институтов (включая  институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы  с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, необходимо отметить следующие  цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы.

2) Унификация налоговых  ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы  за счет внедрения современных  подходов к налоговому администрированию,  пересмотра налоговых льгот и  освобождений, интеграции российской  налоговой системы в международные  налоговые отношения.

Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой  системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и  результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует  нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации  широко используемых инструментов налоговой  политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях  неэффективность налоговой системы  связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом. В  среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков  налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Для успешного функционирования налоговой системы государства  необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в  стране налоги имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный  Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых  не может превышать налогового предела. Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость  всех взимаемых налогов и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.

Объединение социальных налоговых  вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику  управлять своим социальным пакетом  и направлять при необходимости  совокупную сумму социальных вычетов  на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению.

В целях развития рынка  добровольного негосударственного пенсионного обеспечения осуществлен  переход к системе налогообложения, при которой налогообложению  подлежат только пенсионные выплаты.

Одним из факторов, препятствующих экономическому росту и развитию предпринимательства, является несовершенство налогового законодательства, которое  по-прежнему характеризуется ярко выраженным фискальным характером. Добросовестному  предпринимателю становится все  сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с законными требованиями государства.

Реформирование налоговой  системы должно проходить на основе принципа определенного приоритета развития производства и экономики  над интересами бюджета. Однако проводимая в настоящее время налоговая  политика постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному  процессу. Сформировавшаяся система  налогообложения блокирует важнейший  источник внутренних инвестиций –  добавочный доход. В результате наблюдается  постоянный отток национального  капитала за рубеж и низкий встречный  поток иностранного капитала. Поэтому  необходимо смещение основного акцента  в формировании налоговых доходов  бюджетов с фискальных интересов  на стимулирование роста производства, его структурную перестройку  и развитие предпринимательской  активности.

Налоговая политика должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение  наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой стороны, – большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение  возможностей для незаконного уклонения  от налогообложения.

Информация о работе Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц