Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:37, статья

Описание работы

Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление четырех налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков и др.

Файлы: 1 файл

Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц.docx

— 41.39 Кб (Скачать файл)

Дифференциация шкалы  налогообложения позволит улучшить финансовое положение большинства  граждан страны, ограниченных в размере  доходов в силу специфики их работы, а увеличение налоговой ставки для  высокодоходных категорий граждан  также будет способствовать сокращению покупок дорогостоящего импорта, что  позитивно скажется на положении  отечественных товаропроизводителей и валютном рынке. Предлагаемая мера вполне согласовывается с прогрессивной  шкалой подоходного налогообложения  в законодательстве большинства  зарубежных стран, в частности – США, где ставки налога варьируются от 10 до 36 процентов.

Возможен также и другой путь решения проблемы. Он заключается  в разработке предложений в части  дифференцированного механизма  предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов, который позволил бы поставить величину предоставляемых  вычетов (и, следовательно, реальную налоговую  нагрузку) в зависимость от фактического положения физического лица с  точки зрения социальной защищенности.

Главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может  либо стимулировать, либо сокращать  его.

Поэтому необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного  налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в  соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

Основными направлениями  реформирования системы налогообложения  налогом на доходы физических лиц  являются следующие:

- построение единой налоговой  системы в интересах сохранения  целостности Российского государства,  исключение условий для формирования  несовместимых региональных налоговых  схем;

- создание оптимальной  налоговой системы, обеспечивающей  удовлетворение общегосударственных  и частных интересов, содействующей  развитию отечественного предпринимательства  и наращиванию национального  богатства России;

- упрощение системы налогов;

- создание совершенной  законодательной налоговой базы;

- совершенствование системы  сбора подоходного налога, увеличение  на этой основе налоговых поступлений  в государственную казну при  одновременном поддержании справедливости  налогообложения;

- создание рациональной  системы ответственности за налоговые  правонарушения; повышение эффективности  деятельности органов налогового  контроля.

В то же время кардинальная замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима определенная последовательность предпринимаемых  шагов по совершенствованию налоговой  системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Действующее законодательство имеет свои недостатки и достоинства:

Далее приведены основные проблемы налогообложения доходов  физических лиц, существующие в настоящее  время:

1. Применяемые вычеты  по НДФЛ в РФ носят лишь  явочный характер и практически  не выполняют свою регулирующую  функцию, так как абсолютная  величина указанных, например, социальных  вычетов много меньше даже  минимального прожиточного минимума.

2. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов.

3.Во многих развитых  странах, например, США, помимо  социальных налоговых вычетов  (от 4500$ до 9000$ в зависимости от  категорий плательщиков) существует  довольно солидный необлагаемый  минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

4.В РФ отсутствует действенная  система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм.

5.Увеличение сборов по  НДФЛ больше обусловлено увеличением  ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых  граждан, особенно собственников  средств производства, у которых  помимо официальных доходов, являющихся  налоговой базой по НДФЛ, имеется  возможность относить свои расходы  на стоимость производимой продукции,  минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом и др.

Предлагается внести изменения  в существующую систему обложения  подоходным налогом так как это повысит поступления в бюджеты. Однако за все время функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно подоходного налога) корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

От законодательной власти страны, государственных налоговых органов  в современных условиях требуется  осуществление детального анализа  экономического развития, дальнейшего  совершенствования налоговой системы  с целью ускорения экономического развития страны.

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц в первую очередь относится введение прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.

В целом НДФЛ оправдал себя и не требует серьезных изменений  налог на доходы физических лиц. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом  до сих пор соответствует современным  экономическим условиям. Предложения  по внесению изменений в Налоговый  кодекс РФ по основным видам налогов:

- пересмотреть Федеральный закон  от 10 января 1997 г. № 11, дополняющий  облагаемый доход физических  лиц материальной выгодой. Это  пример неудачного налогового  регулирования. Не ясно, почему, получив  заработную плату и уплатив  подоходный налог, вкладчик банка  должен еще раз заплатить налог  с доли полученных процентов  за размещенные им средства  в части, превысившей определенный  уровень. Такой налог несправедлив  и искусственно сдерживает денежные  потоки;

- внести в Налоговый кодекс  РФ поправки, предусматривающие  предоставление льготы по налогу  на доходы физических лиц с  суммы экономии на процентах  при получении заемных средств для приобретения или строительства жилого дома или квартиры. Дополнить статью 217 Налогового кодекса РФ пунктом 33 следующего содержания: «Материальная выгода в виде экономии на процентах при получении целевых заемных средств от организаций или индивидуальных предпринимателей для строительства (приобретения) жилого дома или квартиры, определяемая по правилам п. 2 статьи 212»;

- внести в Налоговый кодекс  РФ поправки, предусматривающие  возможность получения социального  налогового вычета в сумме  расходов на обучение не только  для налогоплательщика и его  детей, но и для членов его  семьи. Подпункт 2 п.1 статьи 219 Налогового  кодекса РФ после слов «за  свое обучение « дополнить  словами «и обучение членов  своей семьи», слова «а также»  заменить словами «в том числе»;

- необходимо пересмотреть ставки  по налогу с доходов физических  лиц и установить прогрессивную  шкалу (чем выше доход, тем  выше ставка налога)

- рассмотреть вопрос о возможности  предоставления налогового вычета  по суммам уплаченных процентов  по образовательным кредитам. В  последнее время стали появляться  специализированные финансовые  услуги (образовательные кредиты), которые  предоставляются налогоплательщикам  для получения высшего профессионального  образования. Возможность предоставления  налогового вычета не только  по затратам непосредственно  на обучение, но и по процентам,  уплаченным по образовательным  кредитам.

- необходимо предусмотреть возможность  применения социального вычета  по налогу на доходы физических  лиц по лечению детей, находящихся  на попечении родителей и после  достижения ими 18 лет (включая  детей до 24 лет, обучающихся в  образовательных учреждениях по  очной форме и не имеющих  собственных источников доходов), а также предусмотреть в налоговом  законодательстве возможность применения  вычета опекунами и возможность  применения социального вычета  в отношении расходов на дошкольное образование детей.

- необходим пересмотр условий  и размеров предоставления социальных  налоговых вычетов в части  оплаты социальных услуг, предоставляемых  детям-инвалидам, престарелым родителям.  В настоящее время социальный  налоговый вычет по налогу  на доходы физических лиц предоставляется только в случае оплаты добровольного медицинского страхования и лечения за лиц, определенных подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Полагаем целесообразным распространить указанный налоговый вычет и на случаи оплаты за этих лиц социальных услуг, например услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми.

 

Перспективы НДФЛ на 2013-2014 года

 

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее  – создание эффективной и стабильной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Минфин обнародовал проект основных направлений налоговой политики на ближайшие три года. Среди прочего обещаны дополнительные льготы по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Покупать квартиру станет выгоднее

С 2013 года минфин предлагает увеличить максимальный имущественный налоговый вычет при покупке квартиры или дома физлицами. Сэкономить до 260 тысяч рублей сможет каждый совладелец. До сих пор эта сумма делилась между всеми покупателями, исходя из их доли.

Новые льготы. Минфин впервые предлагает поддержать плательщиков налога на доходы физических лиц. Так, с 2013 года не будут брать налог с единовременных выплат безработным, а также с бюджетных субсидий, предоставляемых фермерам без образования юридического лица.

Многодетных граждан, приобретающих  бесплатно земельные участки, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности, тоже освободят от выплат в госказну. Предлагается также упорядочить налогообложение компенсационных выплат, связанных с прекращением полномочий тех физических лиц, которые занимают выборные должности. Речь идет в первую очередь о депутатах.


Информация о работе Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц