Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Налоги - это наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706-1790) мог сказать: «Платить налоги и умереть должен каждый».

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоретические основы обложения на доходы физических лиц в РФ
1.1Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Теоретические основы и основные элементы НДФЛ
1.3Налоговые вычеты по НДФЛ
Глава 2. Экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц на примере «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
2.1 Экономическая характеристика «Краснооктябрьская СОШ»
2.2 Порядок исчисления и уплаты НДФЛ
2.3 Роль НДФЛ в бюджетах РФ
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц
3.1 Проблемы расчета НДФЛ
3.2 Совершенствование механизма исчисления НДФЛ
3.3 Зарубежный опыт расчета подоходного налога
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НДФЛ действующий механизм и пути совершенствования.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

4.В РФ отсутствует  действенная система контроля  за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм.

5.Увеличение  сборов по НДФЛ больше обусловлено  увеличением ставки по налогу  на 1% для малоимущих, нежели поступлениями  от богатых граждан, особенно  собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

6.Налоговые  органы в РФ в силу их  недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них в 2002 и 2003 годах льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

 

 

Таким образом, особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера налогооблагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

В интересах  формирования в Российской Федерации  международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в налоговое законодательство в части уплаты налога на доходы физических лиц, направленных на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Речь идет о следующих изменениях:

- о введении  налогового вычета в размере  до 1 млн. рублей при реализации  ценных бумаг российских эмитентов,  обращающихся на российских биржах;

- введении возможности  переноса на будущее убытков  физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами (с разделением между убытками и доходами, полученными в рамках операций с различными видами ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок);

- расширении  перечня финансовых инструментов срочных сделок, налогообложение которых регулируется ст. 214.1 НК РФ, а также соответствующего перечня базовых активов финансовых инструментов срочных сделок;

- совершенствовании  налогообложения при обмене физическими  лицами паев паевых инвестиционных фондов и совершении прочих операций с паями;

- закрепление  в Налоговом кодексе Российской  Федерации порядка налогообложения  физических лиц при осуществлении  ими сделок РЕПО и осуществлении  займа ценными бумагами (по аналогии  с организациями);

- совершенствовании порядка налогообложения физических лиц при получении купонного дохода по облигациям;

- закрепление  в законодательстве о налогах  и сборах уже сложившегося  подхода к налогообложению операций  физических лиц с российскими  депозитарными расписками как нового вида эмиссионных ценных бумаг;

- конкретизации  правил налогообложения налогом  на доходы физических лиц при  осуществлении операций на конвертации  Американских депозитарных расписок (ADG) и глобальных депозитарных расписок (GDR) в акции и обратно (из акций в депозитарные расписки).

 

 

3.2 Совершенствование механизма исчисления НДФЛ

Реформирование  налоговой системы должно проходить  на основе принципа определенного приоритета развития производства и экономики  над интересами бюджета. Однако проводимая в настоящее время налоговая политика постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу. Сформировавшаяся система налогообложения блокирует важнейший источник внутренних инвестиций – добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала. Поэтому необходимо смещение основного акцента в формировании налоговых доходов бюджетов с фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской активности.

Налоговая политика должна предусматривать, с одной  стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для  бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой стороны, – большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для незаконного уклонения от налогообложения.

 Дифференциация  шкалы налогообложения позволит улучшить финансовое положение большинства граждан страны, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, а увеличение налоговой ставки для высокодоходных категорий граждан также будет способствовать сокращению покупок дорогостоящего импорта, что позитивно скажется на положении отечественных товаропроизводителей и валютном рынке. Предлагаемая мера вполне согласовывается с прогрессивной шкалой подоходного налогообложения в законодательстве большинства зарубежных стран, в частности – США, где ставки налога варьируются от 10 до 36 процентов.

Возможен также  и другой путь решения проблемы. Он заключается в разработке предложений  в части дифференцированного  механизма предоставления стандартных  и социальных налоговых вычетов, который позволил бы поставить величину предоставляемых вычетов (и, следовательно, реальную налоговую нагрузку) в зависимость от фактического положения физического лица с точки зрения социальной защищенности.

Главной проблемой  подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его.

Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

Основными направлениями  реформирования системы налогообложения  налогом на доходы физических лиц  являются следующие:

- построение  единой налоговой системы в  интересах сохранения целостности  Российского государства, исключение  условий для формирования несовместимых  региональных налоговых схем;

- создание оптимальной  налоговой системы, обеспечивающей  удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;

- упрощение  системы налогов; 

- создание совершенной  законодательной налоговой базы;

- совершенствование  системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

- создание рациональной  системы ответственности за налоговые  правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

В то же время  кардинальная замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима определенная последовательность предпринимаемых  шагов по совершенствованию налоговой  системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Предлагается  внести изменения в существующую систему обложения подоходным налогом  так как это повысит поступления  в бюджеты. Однако за все время функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно подоходного налога) корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

От законодательной  власти страны, государственных налоговых  органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития, дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц в первую очередь относится введение прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.

В целом НДФЛ оправдал себя и не требует серьезных  изменений. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом до сих пор соответствует современным экономическим условиям. Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ по основным видам налогов:

- пересмотреть  Федеральный закон от 10 января 1997 г. № 11, дополняющий облагаемый доход физических лиц материальной выгодой. Это пример неудачного налогового регулирования. Не ясно, почему, получив заработную плату и уплатив подоходный налог, вкладчик банка должен еще раз заплатить налог с доли полученных процентов за размещенные им средства в части, превысившей определенный уровень. Такой налог несправедлив и искусственно сдерживает денежные потоки;

- внести в  Налоговый кодекс РФ поправки, предусматривающие предоставление  льготы по налогу на доходы физических лиц с суммы экономии на процентах при получении заемных средств для приобретения или строительства жилого дома или квартиры. Дополнить статью 217 Налогового кодекса РФ пунктом 33 следующего содержания: «Материальная выгода в виде экономии на процентах при получении целевых заемных средств от организаций или индивидуальных предпринимателей для строительства (приобретения) жилого дома или квартиры, определяемая по правилам п. 2 статьи 212»;

- внести в  Налоговый кодекс РФ поправки, предусматривающие возможность получения социального налогового вычета в сумме расходов на обучение не только для налогоплательщика и его детей, но и для членов его семьи. Подпункт 2 п.1 статьи 219 Налогового кодекса РФ после слов «за свое обучение « дополнить словами «и обучение членов своей семьи», слова «а также» заменить словами «в том числе»;

- необходимо  пересмотреть ставки по налогу  с доходов физических лиц и  установить прогрессивную шкалу  (чем выше доход, тем выше  ставка налога)

- рассмотреть  вопрос о возможности предоставления  налогового вычета по суммам  уплаченных процентов по образовательным  кредитам. В последнее время стали  появляться специализированные  финансовые услуги (образовательные  кредиты), которые предоставляются  налогоплательщикам для получения высшего профессионального образования. Возможность предоставления налогового вычета не только по затратам непосредственно на обучение, но и по процентам, уплаченным по образовательным кредита - необходимо предусмотреть возможность применения социального вычета по налогу на доходы физических лиц по лечению детей, находящихся на попечении родителей и после достижения ими 18 лет (включая детей до 24 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме и не имеющих собственных источников доходов), а также предусмотреть в налоговом законодательстве возможность применения вычета опекунами и возможность применения социального вычета в отношении расходов на дошкольное образование детей.

- необходим  пересмотр условий и размеров  предоставления социальных налоговых вычетов в части оплаты социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам, престарелым родителям. В настоящее время социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц предоставляется только в случае оплаты добровольного медицинского страхования и лечения за лиц, определенных подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Полагаем целесообразным распространить указанный налоговый вычет и на случаи оплаты за этих лиц социальных услуг, например услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми.

 

  

3.3 Зарубежный  опыт расчета подоходного налога

Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространении после Первой мировой  войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить общие черты, характерные для большинства развитых стран.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц