Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:46, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение особенностей единого налога на вменённый доход его проблемы и перспективы.
Цель определила задачи, которые решались в данной работе:
Понятие и экономическая сущность единого налога на вменённый доход
Правовое регулирование применения единого налога на вмененный доход
Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ
Основные проблемы применения единого налога на вмененный доход на территориях РФ
Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход
Введение 3
1. Теоретические аспекты применения единого налога на вменённый доход на территории Российской Федерации 5
1.1. Понятие и экономическая сущность единого налога на вменённый доход 5
1.2. Правовое регулирование применения единого налога на вмененный доход 7
1.3. Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ 17
2. Проблемы применения и перспективы развития единого налога на вмененный доход 24
2.1. Основные проблемы применения единого налога на вмененный доход на территориях РФ 24
2.2. Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход 28
Заключение 33
Список используемой литературы 37
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты применения единого налога на вменённый доход на территории Российской Федерации 5
1.1. Понятие и экономическая сущность единого налога на вменённый доход 5
1.2. Правовое регулирование применения единого налога на вмененный доход 7
1.3. Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ 17
2. Проблемы применения и перспективы развития единого налога на вмененный доход 24
2.1. Основные проблемы применения единого налога на вмененный доход на территориях РФ 24
2.2. Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход 28
Заключение 33
Список используемой литературы 37
Одной из серьезнейших проблем Российской экономики в переходный период ее развития является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.
Совершенно очевидно, что повышение фискальной направленности налоговой реформы по отношению к тем предприятиям, которые исправно платят или, по крайней мере, пытаются платить налоги, является делом бесперспективным, мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снизить налоговое бремя.
В этих условиях основное внимание и законодательной и исполнительной власти и фискальных органов должно быть направлено именно на тех, кто всеми правдами и неправдами скрывает свои доходы. В первую очередь речь идет о предприятиях, фирмах и предпринимателей, работающих в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, занимающихся ремонтно-строительными и другими видами деятельности. Это в основном представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели. Принятый в конце 1995 г. Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для таких предприятий не обеспечивал в должной мере решение задач наиболее полного учета объектов обложения предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами без кассовых аппаратов и др.) не позволяли их контролировать налоговыми органами в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов и развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введение особого режима налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей, установления внешнего дохода. Это решение имеет с одной стороны, целью увеличение налоговых поступлений, а с другой, - упрощение процедур расчета и сбора налогов.
Максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет и ослабление налогового бремени на современном этапе развития налоговой системе является весьма актуальным. А упрощение изъятия налога: техники исчисления, методик, инструкций также можно отнести к числу актуальных.
Во многом требованиям актуальности отвечает самый массовый и простой в понимании единый налог на вмененный доход. На сегодняшний день регламентированный главой 26.3, 2 частью Налогового Кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Целью работы является рассмотрение особенностей единого налога на вменённый доход его проблемы и перспективы.
Цель определила задачи, которые решались в данной работе:
Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.
Применительно к единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.
Следует отметить, что с экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.
Сущность любого налога, также как и единого налога на вмененный доход определяется его функциями.
Большая часть экономистов склонны выделять две основные функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.
Применительно к единому налогу следует отметить, что данный налог носит преимущественно фискальный характер, выраженный стремлением государства решить проблему хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего времени. Как уже упоминалось ранее, его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз.
Регулирующая сторона единого налога на вмененный доход проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано прежде всего с недостаточной степенью проработанности механизма взимания данного налога.
Особое внимание заслуживает объект обложения данным налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.
С экономической точки зрения доходы в рамках народного хозяйства в целом делятся на первичные и производные.
Первичные доходы образуются
в сфере материального
В свою очередь, к производным
доходам относятся доходы отраслей
непроизводственной сферы (здравоохранения,
образования, культуры, искусства, сферы
услуг, торговли, общественного питания
и т.д.), которые образуются за счет
перераспределения
Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации.
Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход относятся, к группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно.
Не разработанность системы оценки вмененного дохода может привести к значительному росту злоупотреблений как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате налога1.
Базовые федеральные правила, касающиеся введения единого налога на вмененный доход содержит Глава 26.3 Налогового Кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», в связи с утратой силы "Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 1 января 2003г, положения налогового кодекса устанавливают основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, предоставляя право их детализации законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
Также для правоприменителя имеют важное значение следующие правовые акты:
И многие другие.
Главой 26.3 Налогового Кодекса Российской Федерации определяются:
Плательщиками
единого налога являются юридические
лица (организации) и (или)
1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
2) оказание
бытовых услуг физическим
3) оказание
физическим лицам
4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
5) оказание
предпринимателями
6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);
7) розничная
торговля, осуществляемая через
магазины с численностью
8) розничная
выездная (нестационарная) торговля
горюче - смазочными материалами
и розничная стационарная
9) оказание
автотранспортных услуг
10) оказание
на коммерческой основе услуг
по перевозке пассажиров
11) оказание
услуг по предоставлению
12) деятельность
организаций по сбору
13) изготовление
и реализация
Информация о работе Проблемы применения и перспективы развития единого налога на вмененный доход