Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:46, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение особенностей единого налога на вменённый доход его проблемы и перспективы.
Цель определила задачи, которые решались в данной работе:
Понятие и экономическая сущность единого налога на вменённый доход
Правовое регулирование применения единого налога на вмененный доход
Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ
Основные проблемы применения единого налога на вмененный доход на территориях РФ
Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход
Введение 3
1. Теоретические аспекты применения единого налога на вменённый доход на территории Российской Федерации 5
1.1. Понятие и экономическая сущность единого налога на вменённый доход 5
1.2. Правовое регулирование применения единого налога на вмененный доход 7
1.3. Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ 17
2. Проблемы применения и перспективы развития единого налога на вмененный доход 24
2.1. Основные проблемы применения единого налога на вмененный доход на территориях РФ 24
2.2. Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход 28
Заключение 33
Список используемой литературы 37
В результате размер вмененного дохода по организациям не обеспечивает в ряде случаев сумму поступлений от единого налога, эквивалентную сумме налогов (НДС, прибыль, акцизы и т.п.) подлежащей уплате при общеустановленном режиме налогообложения. Очевидно, минимальные и максимальные размеры вмененного дохода и иных значений, составляющих формулы расчета единого налога на вмененный доход по видам деятельности необходимо устанавливать решениями правительства РФ.
При этом следует учесть, что в настоящее время при определении базовой доходности за основу принимаются статистические данные о налоговой нагрузке и другие показатели по группе плательщиков, которые явно занижены в связи со значительным не уточненным наличным денежным оборотом. В 12 регионах РФ на уплату единого налога на вмененный доход переведены только индивидуальные предприниматели.
С введением единого налога на вмененный доход по отдельным регионам РФ, поступление обязательных платежей за загрязнение окружающей природной среды сократилось в значительных размерах (до40%). Особенно значительно платежи сократились в регионах с большим количеством малых предприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительные, сервисное обслуживание автотранспортных средств, розничной торговлей, в том числе горюче-смазочными материалами).
Серьезным
недостатком региональных
Законом установлено, что объектом налогообложения является вмененный доход на очередной полный календарный месяц. Как было сказано ранее органом власти субъектов Федерации предоставлены полномочия по установлено Закона "О едином налоге на вмененный доход", по его введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии с Федеральным Законом на своих территориях.
Организации и индивидуальные предприниматели не являются плательщиками единого налога от нестационарной выездной торговли, общественного питания на краткосрочных ярмарках и других мероприятий, проводимых по решениям органов местного самоуправления.
Вмененный доход рассчитывается плательщиком самостоятельно по следующей форме:
М – сумма вмененного дохода;
C – базовая доходность на единый физический показатель;
N – количество единиц физического показателя (торговая площадь в кв.м., количество торговых мест, используемых в хозяйственной деятельности предприятий общественного питания, численность рабочих специалистов, количество рабочих мест, количество единиц транспортных средств и т.д.);
D – повышающий (понижающий) коэффициент учитывающий особенности подвидов деятельности;
E – повышающий (понижающий) коэффициент учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта;
F – коэффициент суточности работ;
G – коэффициент возможности использования дополнительной инфраструктуры;
J – учитывающий качество предоставленных услуг;
К – коэффициент
парковки автотранспортных средств
учитывающий ассортимент
L – коэффициент учитывающий ассортимент реализуемых ГСМ
Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в Федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в следующих размерах:
- федеральный бюджет – 30%
- бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты – 70%
При этом суммы
налога, уплачиваемые предпринимателями
зачисляются в бюджеты
При расчете единого налога организациями, осуществляющими розничную торговлю через магазины с численностью до 30 чел (29чел.) и др. организации торговли, следует иметь в виду, что если магазин находящийся на балансе организации осуществляет продажу только собственно произведенной продукции организацией, то он не может быть привлечен к уплате единого налога, так как согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998г. № 2256/98 продажа организациями собственной продукции через магазины, являющиеся структурными подразделениями, является способом реализации продукции, но не торговой деятельностью. При осуществлении магазином продажи не только собственной продукции организацией, но и покупных товаров он должен быть привлечен к уплате единого налога.
В этом случае фактический показатель – "торговая площадь" определяется пропорционально выручке от реализации покупных товаров в общей сумме выручке от реализации всех товаров через этот магазин.
Организации,
оказавшие услуги общепита только своим
сотрудникам через точки
Реализация аптечными учреждениями лекарственных средств для юридических лиц (поликлиник, больниц и иных медицинских учреждений) следует рассматривать, как оптовую торговлю не попадающую под действие законодательства о едином налоге. Деятельность аптек по изготовлению и отпуску изготовленных лекарственных средств, также не подлежит обложению единым налогом. Во всех перечисленных случаях аптечные учреждения обязаны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета.
При применении коэффициента суточности, повышающий коэффициент применяется в случае, если организация осуществляет свою деятельность более чем 12 часов в сутки.
Для определения общей площади автомобильных стоянок используются габаритные размеры автомобиля исходя из его технических характеристик. В соответствии со строительными нормами и правилами РФ (СНИП 21-02-99) "Стоянки автомобилей" минимальные размеры мест хранения автомобилей составляют: длина места стоянки – 5м, ширина 2,3 места.
При превышении среднего числа работающих, организации переходят на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности, начиная с квартала, следующего за кварталом в котором произошло превышение. В этом случае, если единый налог уплачен за полный налоговый период (квартал), то перерасчет налога не производится. Если уплата произведена более чем за один налоговый период, то сумма налога зачитывается в счет предстоящих платежей. При наличии у организации нескольких мест осуществления деятельности, расчет единого налога представляется по каждому из таких мест.
Для проведения
анализа уплаты единого налога на
вмененный доход
Из 30 обследованных
предпринимателей, применивших ранее
обычную систему
Из 64 предпринимателей, применивших ранее упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога, у 32 – платежи в бюджетные и внебюджетные фонды снизились на 2 млн.руб., или у каждого в среднем – на 64,8 тыс.руб., а у 32-х предпринимателей увеличились на 1,6 млн. руб. или у каждого – на 50,8 тыс.руб.
Аналогичная
ситуация складывается и при обсчете
единого налога по организациям, занимающимся
розничной торговлей через
На основе проведенного анализа следует сделать вывод: в случае с магазинами, осуществляющими розничную торговлю, переход на уплату единого налога выгоден только магазинам с большими объемами товарооборота. По ним объем уплачиваемых налогов сокращается в 2 и более раз6.
Перед налоговой системой в настоящее время стоят две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет (одновременно с повышением собираемости налогов) и ослабление налогового бремени.
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки или налогового бремени на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.
К сожалению,
налоговая политика отличается недостаточной
гибкостью, сложностью налогов. Система
налогообложения отличается чрезвычайно
высоким уровнем налоговых
Наряду с
этим для российского
Предприниматель часто не обладает достаточной компетентностью в этих вопросах, требующих немалых затрат времени и знаний, и не располагает средствами, достаточными для оплаты услуг квалифицированного специалиста в области бухучета и аудита.
Обладая достаточными способностями для извлечения прибыли из своей деятельности, но не имея возможности вести правильно исчисление и уплату налога с оперативным отслеживанием быстроменяющегося налогового законодательства, предприниматель часто выходит в противоречие с фискальными намерениями государства. Как правило, серьезная ошибка мелкого предпринимателя становиться последней и ставит крест на его бизнесе, лишая доходов, как бюджет, так и самих предпринимателей. Исходя из этого, вполне оправданным казалось решение по упрощению системы налогообложения и связанные с ней системы учета и отчетности перед налоговыми органами.
Предполагалось, что упрощенная система обеспечит два основных преимущества: минимизацию бухгалтерской документации, так как вместо совокупности бухгалтерских документов применяемых для определения финансового состояния предприятия и исчисление налогов ведется только книга учета доходов и расходов.
Кроме того, происходит сокращение числа налоговых платежей, так как уплата ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется уплатой единого налога на вмененный доход по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Установлена также возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять, вместо объектов и ставок налогообложения расчетный порядок определения единого налога на вмененный доход на основе показателей по типичным организациям-представителям.
Формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, остается одной из главных задач государственной политики в отношении малого бизнеса. Исследование показало, что действующая в настоящее время упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства обладает определенным набором характеристик, которые делают нецелесообразным ее применение на многих предприятиях из числа тех, которые формально имеют право их использовать.
По состоянию на 1 января 2004 года количество налогоплательщиков единого налога на вмененный доход составило 1847,9 тыс. единиц, в том числе 172,1 тыс. организаций и 1675,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2002 годом (на территории Российской Федерации действовал единый налог на вмененный доход, предусмотренный Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ) количество налогоплательщиков данного налога снизилось на 153,2 тыс. единиц или на 7,7%. При этом количество организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, увеличилось на 4,7 тыс. единиц или на 2,8%, а количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 157,9 тыс. человек или на 8,6%.
По состоянию на указанную дату в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило единого налога 16448,5 млн. рублей или 64,3% к уровню поступлений за 2002 год. В федеральный бюджет поступило единого налога 4931,5 млн. рублей, что составляет 154,4% к уровню поступлений за 2002 год и 105,6% к бюджетным назначениям на 2003 год.
Поступление единого налога в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации составило 9870,5 млн. рублей или 44,1% к уровню поступлений единого налога за 2002 год.
Как показала практика применения главы 26.3 Кодекса, предусмотренная ею система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, несмотря на свою схожесть с ранее действовавшим механизмом налогообложения вмененного дохода, предусмотренным Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ, позволила устранить ряд существенных его недостатков методологического и правового характера, оказывавших негативное влияние на размер налоговой нагрузки налогоплательщиков.7.
Информация о работе Проблемы применения и перспективы развития единого налога на вмененный доход