Прямое налогообложене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Налоги формируют бюджет страны. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ…………….5
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ
БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Прямое налогообложение нов.docx

— 693.82 Кб (Скачать файл)

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ…………….5

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ

БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги формируют бюджет страны. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций: защита территории; выполнение управляющих и распределительных функций; поддержание внутреннего порядка; сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Актуальность изучения прямых налогов заключается в том, что чем более значителен удельный вес прямых налогов в структуре бюджетов, тем более индустриально развита страна. Подобное суждение не объективно в условиях российской экономики. Прямое налогообложение в странах с развитой экономикой является превалирующими и продолжает развиваться. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы в период экономического подъема без текущего изменения ставок увеличивалась бы налоговая нагрузка и величина налоговых поступлений. В период спада, наоборот, налоговая нагрузка и объем налоговых изъятий должны заметно уменьшаться. Наибольшую эластичность демонстрируют налоговые системы, в которых преобладают поступления от прямых налогов, и в первую очередь от прогрессивного подоходного налога. Причем чем жестче прогрессия — тем выше эластичность.

Цель курсовой работы изучить прямое налогообложение в Российской Федерации и перспективы его развития. Исходя из этого, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть  сущность налога и основные концепции подразделения налогов на прямые и косвенные.

2 . Раскрыть роль прямых налогов в формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Изучить перспективы развития прямых налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ

«Налог» — это экономическая категория, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, имеют специфическое общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции, каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.1

Впервые взимание налогов в денежной форме появилось в Древнем Риме. Основными характеристиками налогообложения в хозяйственных системах древнего мира и средних веков были:

  • отсутствие единой налоговой системы;
  • взимание налогов по мере необходимости (общественные строительные работы, войны и др.), т.е. нерегулярный порядок взимания налогов и сборов;
  • форма налогов и сборов преимущественно натуральная (рабочая сила, строительные материалы и т.д.); зарождение денежной формы налогов;
  • налогообложение отдельных местностей.

В становлении системы налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется определенными особенностями. Первый период - развитие хозяйственных систем древнего мира и в средние века.

В V в. до н. э. в Китае взимался налог в виде натуральной подушной подати. С развитием экономической мощи государства стали расти и его расходы. В это время стали появляться налоги в денежной форме. Так, в Древнем Риме первый денежный налог носил всеобщий характер и назывался трибут. Помимо прямых налогов на рабов, скот, недвижимость стали появляться и косвенные налоги. Основными характеристиками налоговых систем в средние века (до XVII в.) является их медленное развитие, нерегулярность взимания налогов.

Начавшаяся в Древнем мире практика взимания косвенных налогов нашла свое дальнейшее развитие и в средние века. С развитием городских поселений особую роль в пополнении городского бюджета стали играть акцизы. Их взимали у городских ворот при ввозе и вывозе товаров.

В большинстве европейских стран в средние века сложилась определенная система налогообложения. Феодалы в сельской местности через откупщиков собирали подушный налог. Откупщиками становились зажиточные буржуа, которые покупали у государства право собирать налоги.2

Второй период развития налогообложения приходится на конец XVII - конец XIX веков. В этот период происходит становление и развитие первых налоговых систем, которые включают как прямые, так и косвенные налоги. Эта эпоха характеризуется крупными и социальными изменениями. Так, в Нидерландах, а затем в Англии произошли буржуазные революции, которые привели к либеральным преобразованиям государственного строя.3

Вместе с тем, в этот период началось становление налогообложения как науки. В 1776 г. шотландский экономист и философ Адам Смит опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», где впервые были сформулированы принципы налогообложения и дано определение налоговым платежам. Впервые А.Смитом было подчеркнуто, что налоги - это показатель свободы, а не рабства. При этом налоги рассматривались как источник для покрытия расходов на содержание правительства. Что касается расходов, например, на социальные нужды общества, на содержание судебных и других учреждений, то, по мнению А. Смита, их должны покрывать за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами.

Согласно учению А. Смита существует три источника богатства: земля, труд и капитал. Следовательно, должны существовать различные формы налогообложения. Этот период развития налогообложения начался с XIX века и имел свои особенности. Так, происходило уменьшение количества взимаемых налогов; большое значение придавалось юридической стороне установления и взимания налогов. В это время продолжается развитие финансовой науки. Разработаны научно обоснованные принципы налогообложения, которые явились основанием для проведения налоговых реформ после первой мировой войны. Заложены основы современной налоговой системы, в которой ведущую роль стали играть прямые налоги.

Следует отметить, что период реформирования налоговых систем в развитых странах до настоящего времени не закончился. В становлении и развитии системы налогообложения в России можно выделить следующие этапы:

  1. Финансовая система Древней Руси.
  2. Реформа налоговой системы, проведенная Иваном III.
  3. Упорядочивание системы налогообложения в период царствования Алексея Михайловича (1629-1676 гг.).
  4. Эпоха реформ Петра I (1672-1725 гг.). Развитие налоговой системы в 17-18 веках.
  5. Развитие финансовой науки в 19 веке.
  6. Налоговая система России в 20 веке.4

В эпоху князя Олега (?- 912 г.) появились первые упоминания о дани - прямом налоге, собираемом с населения. В конце IX века произошло объединение Древнерусского государства. В это время дань становится основным источником доходов казны. Согласно древнерусским летописям дань определялась как военная контрибуция с побежденных народов.

Впоследствии дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Так, например, в Киевской Руси взимали дань с количества печей и труб в каждом домохозяйстве (дым), с количества пашни (плуг или рало) и др.

При этом существовало два способа получения дани: повоз и полюдье. Повоз обозначал привоз дани великому князю, а полюдье взималось сборщиками в ходе специальной экспедиции, в которую снаряжался князь и его дружина

В качестве прямой подати дань взималась на протяжении XI-XII и первой половины XIII веков. Со второй половины XIII в. до конца XV века, те. во время Золотой Орды, с населения взимались так называемые «ордынские тягости». Это, например, торговые сборы - мыт, сборы на содержание монгольских послов - корм и др.5

В XV-XVI вв. появилась пошлина на право продажи алкоголя. Вместе с тем в XIV в. появились кормленщики, которым предоставлялось право на управление определенной территорией (кормление). Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин и налогов. Сбирались налоги и пошлины в определенное время - период сбора урожая.

Начиная со второй половины XVI в. уплата налогов и сборов производилась в денежной форме. Особые налоги вводились в военное время.

В 1679 г. появились стрелецкие деньги - налог на содержание стрелецкого войска. Петр I на покрытие государственных расходов вводил самые разные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, налог с постоялых дворов; налог с печей; налог с плавных судов; налог с арбузов; налог с орехов; налог с продажи съестного; налог с найма домов; ледокольный налог и др.

Петр I заложил основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов.

С начала XIX в. при Александре 1 (1777-1825 гг.) были введены новые обязательные платежи: процентный сбор; кибиточная подать; попудный сбор с меди, а также вносились изменения в систему организации взимания уже имеющихся налогов и сборов: оброчного сбора; гильдейского сбора; пошлины с наследства; горной подати; гербового сбора; питейного сбора.

После крестьянской реформы 1861 г. было введено налогообложение земли, появились: подомовый налог, земские налоги и сборы, винный акциз, акциз на соль, акциз на дрожжи, акциз на керосин, акциз на табак, акциз на сахар, акциз на спички и др. Стали вводиться социальные налоги - квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге, налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Начало формирования новой налоговой системы Советской России положил Декрет Совета народных комиссаров «О взимании прямых налогов», который был принят 7 декабря 1917 г. Документ устанавливал четкий порядок и срок внесения предприятиями и частными лицами, занимающимися торговлей и частным промыслом, налога на прирост прибыли. Несвоевременная уплата налога или уклонение от уплаты могли привести к расстрелу должника.6

С 1921 г. в России начала действовать новая экономическая политика (НЭП), которая предполагала серьезные изменения в области экономики и налогообложения. В 1930-1932 гг. в СССР была проведена первая крупная налоговая реформа. Основным результатом реформы стала унификация существовавших налогов путем их отмены и введение всего двух налогов - налога с оборота и отчисления от прибыли.

В связи с началом Великой Отечественной войны расходы бюджета СССР значительно возросли, что привело к введению новых налогов с населения. Так, для помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до начала 90-х годов XX века. Были установлены сборы с владельцев скота; за регистрацию охотничье-промысловых собак. После окончания Великой Отечественной войны роль налогов продолжала снижаться, так как бюджет пополнялся в основном за счет неналоговых источников.

С началом реформ М.С. Горбачева в 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. В связи с этим, Законом СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» было разрешено приобретать патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. Этот закон положил также начало реформе платежей государственных организаций в бюджет.

Все налоги были обобщены в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». В соответствии с этим документом были установлены следующие налоги: на прибыль; с оборота; на экспорт и импорт. Одновременно были введены новые налоги с физических лиц. Так, Закон СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» вводил новый порядок налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и от индивидуальной трудовой деятельности.

В том же 1990 г. была создана Главная государственная налоговая инспекция, входившая в состав Министерства финансов СССР В 1991 г. она была переименована в Государственную налоговую службу. В этом же году Указом Президента СССР был введен налог с продаж, который включался в цену товара. С 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ введена в действие часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ).7

С 1 января 2001 г. вступила в силу часть вторая НК РФ, которая включала главы, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС (гл. 21), акцизов (гл. 22), НДФЛ (гл. 23), ЕСН (гл. 24). Позднее появились новые главы, посвященные налогу на прибыль, транспортному налогу, налогу на имущество, специальным налоговым режимам и др.

Информация о работе Прямое налогообложене