Прямое налогообложене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Налоги формируют бюджет страны. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ…………….5
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ
БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Прямое налогообложение нов.docx

— 693.82 Кб (Скачать файл)

Г лавным недостатком Российской налоговой системы является ее ориентация на устранение дефицита бюджета способом преимущественного изъятия доходов предприятий. В нашей налоговой системе практически отсутствует связь системы налогов с развитием экономики и деятельностью предприятий. Из-за этого каждая отрасль развивается по-своему. И так же этот факт провоцирует многочисленное банкротство и убыточность предприятий. Появляется стремление заработать меньше, чтобы не выплачивать высокие налоги. Это тормозит развитие торговли, практически убивает конкуренцию. Система налогов должна помогать производству, стимулировать его, толкать к развитию.

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы в период экономического подъема без текущего изменения ставок увеличивалась бы налоговая нагрузка и величина налоговых поступлений. В период спада, наоборот, налоговая нагрузка и объем налоговых изъятий должны заметно уменьшаться. Наибольшую эластичность демонстрируют налоговые системы, в которых преобладают поступления от прямых налогов, и в первую очередь от прогрессивного подоходного налога. Причем чем жестче прогрессия — тем выше эластичность.23

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с имущественными налогами — на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену готовой продукции. Прямые налоги могут увеличивать либо уменьшать налогооблагаемую базу других прямых налогов. Так, величина единого социального налога, предполагающего отчисления в централизованные внебюджетные фонды от начисленного фонда оплаты труда организации, будучи отнесена к расходам, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Налог на добычу полезных ископаемых также ведет к росту затрат предприятия, а, следовательно, к уменьшению налога на прибыль.

С другой стороны, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на имущество отдельных элементов (запасов, затрат, готовой продукции и т.д.) ведет к увеличению налога на прибыль. Усилия налоговых администраций повысить собираемость одного вида налога вызывают уменьшение поступлений по другому налогу и наоборот. Однако такая взаимосвязь дает государству возможность наиболее системно регулировать налоговую политику в области прямого налогообложения.

Практика показывает, что результаты приносит только сбалансированная политика, связанная с либерализацией налоговых отношений и формированием на ее основе более крепкой и стабильной налоговой базы.

В обобщенном виде преимущество прямых налогов сформулировано М. Фридманом, согласно которому прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соизмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги.

При анализе соотношения прямого и косвенного налогообложения следует учитывать мнение С.В. Гуревича. По его словам, косвенное налогообложение является более гибким инструментарием в налоговом механизме - «Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных».24

Наряду с этим либерализация налоговой политики в области прямого налогообложения дает свои результаты. Итогом такой политики стало сокращение удельного веса теневых доходов в ВВП страны.

Снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применение унифицированной ставки на доходы физических лиц, высвобождает больший объем прибыли и доходов в личном распоряжении хозяйствующего субъекта, а, следовательно стимулируется инвестиционная покупательная деятельность.

Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги это стабильный и неиссякаемый источник налоговой системы.

Однако основным бюджетообразующим налогом в развитых странах является прямой налог на доходы физических лиц. Его удельный вес доходит до 50%, основную часть которого платят физические лица с большими доходами за счет высоких прогрессивных ставок. В России действует единая ставка 13%.

Также были устранены все льготы второго по значимости прямого налога на прибыль организаций, за счет этого снижена ставка до 24%. Прямые налоги в этой связи потеряли справедливый и прогрессивный характер, результатом стал уход от регулирующей функции к фискальной. При таком положении вещей прямое налогообложение не может быть эффективным, хотя и имеет превалирующий характер на территории нашей страны.25

Существует мнение о том, что чем более значителен удельный вес прямых налогов в структуре бюджетов, тем более индустриально развита страна. Подобное суждение не объективно в условиях российской экономики.

Превалирующий характер прямых налогов объясняется следующими фактами: из системы налогов были выведены таможенные пошлины являющиеся косвенным налогом. Их удельный вес был соизмерим с основным косвенным налогом (НДС) и доходил до 40%; из 15 основных ныне действующих налогов 13 прямые и лишь 2 - косвенные (НДС, Акцизы).

Таким образам, более 85% всех налогов - прямые, однако удельный вес обоих видов налогов почти одинаков.

Прямое налогообложение оперирует в основном пропорциональными ставками, в отличие от косвенного, при котором используют дифференцированные. При этом возможно стимулирование той или иной деятельности при применении всех видов налогообложения. Прямые налоги формируют цену.

Следует иметь в виду, именно прямое налогообложение в странах с развитой экономикой является превалирующими и продолжает развиваться. Недостатки прямого налогообложения, связаны преимущественно с российской налоговой системой и поэтому формируют перед ней задачи связанные с решением проблем вытекающих из этих недостатков.26

Таким образом, взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп. В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна.

В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов местных общественных союзов, так что, если и государство прибегает к тем же налогам, то в видах экономии издержек взимания налогов и удобства плательщиков, является вполне рациональным, чтобы они взимались либо одним государством, либо одними местными союзами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению.

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы в период экономического подъема без текущего изменения ставок увеличивалась бы налоговая нагрузка и величина налоговых поступлений. В период спада, наоборот, налоговая нагрузка и объем налоговых изъятий должны заметно уменьшаться.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая сущность налога проявляется через его функции, каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

В становлении и развитии системы налогообложения в России можно выделить следующие этапы:

  1. Финансовая система Древней Руси.
  2. Реформа налоговой системы, проведенная Иваном III.
  3. Упорядочивание системы налогообложения в период царствования Алексея Михайловича (1629-1676 гг.).
  4. Эпоха реформ Петра I (1672-1725 гг.). Развитие налоговой системы в 17-18 веках.
  5. Развитие финансовой науки в 19 веке.
  6. Налоговая система России в 20 веке.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. Деление налогов на прямые и косвенные, установленное экономистами начала XX в., не утратило своего значения и в начале XXI в. В налоговых законодательствах развитых стран сохранена классификация с разделением на прямые и косвенные налоги. В России прямые и косвенные налоги появились в результате налоговой реформы 1991 г. Разделение на прямые и косвенные налоги имеет принципиальное значение. В случае с прямыми налогами речь идёт о том, чтобы конкретно определить способность лиц осуществлять налоговые платежи, то есть напрямую обложить налогом лицо, предприятие, организацию. С косвенными налогами дело обстоит иначе. Здесь пытаются достичь той же цели косвенными путями: обложить товары налогами, которые будут взиматься с тех лиц, которые в состоянии приобрести эти товары. Эта незаметность и неизбежность косвенных налогов часто выдаётся за их особое преимущество, так как в большинстве случаев они вызывают меньшее сопротивление, чем прямые налоги, возлагаемые непосредственно на налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов.

В обобщенном виде преимущество прямых налогов сформулировано М. Фридманом, согласно которому прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соизмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги.

Анализ показал, что среди прямых налогов за анализируемый период ситуация меняется по основным трем налогам: НДФЛ, налог на прибыль, налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от прямых налогов значительно больше поступлений от косвенных налогов, наглядно соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ

Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Таким образом, в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц.

Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ.

Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп.

В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных.

В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов местных общественных союзов, так что, если и государство прибегает к тем же налогам, то в видах экономии издержек взимания налогов и удобства плательщиков, является вполне рациональным, чтобы они взимались либо одним государством, либо одними местными союзами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению. При этом местные союзы получают иногда вознаграждение за сбор государственных налогов например, такое вознаграждение получали в Пруссии общины за сбор государственных подомового и промыслового налогов. Взимание прямых налогов обыкновенно сопровождается принудительными мерами взыскания по отношению к неисправным плательщикам.

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы в период экономического подъема без текущего изменения ставок увеличивалась бы налоговая нагрузка и величина налоговых поступлений. В период спада, наоборот, налоговая нагрузка и объем налоговых изъятий должны заметно уменьшаться.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть 1 и 2. От 31.07.1998 № 146-ФЗ, в ред. 03.12.2011. Издательство АБАК, 2012.
  2. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие/ С.В. Барулин. - М.: Экономист, 2009. - 173 с.
  3. Буренко В.И., Шумилов А.В. Политический класс современной России в контексте инструментального похода // PolitBook. — 2012. — № 4. — С. 9-18.
  4. Ефремова Т. М., Бровина К. А. Проблема сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в РФ // Финансы и кредит. – 2013. – № 11. – С. 42-43.
  5. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. – М: Эксмо, 2009. – 480с.
  6. Зрелов А. П. Налоги и налогообложение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2010. – 147 с.
  7. Качур О. В. Налоги и налогообложение. – М.: Кнорус, 2007. – 304 с.
  8. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы: монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 193 с.
  9. Крамсков А. С. Преимущества прямых налогов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. - № 2. -  С. 44-47.
  10. Меденцова А. С. Шпаргалка по налогам и налогообложению. – М.: Аппель, 2009. – 64 с.
  11. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник для магистрантов / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 294 с.
  12. Нечаев А. С., Антипина О. В. Налогообложение в России: анализ и тенденция развития // Финансы и кредит. – 2014. – № 1. – С. 73-77.
  13. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 368 с.
  14. Поляк Г. Б. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 463 с.
  15. Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение. –М.: Инфра-М, 2009.–331 с.
  16. Сковиков А.К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом. — 2010. — № 5. — С. 162-166.
  17. Сковиков А. К. Политические противоречия в постсоветской России // Управление мегаполисом. — 2010. — № 6. — С. 199-202.
  18. Тарасов В. Ф., Семыкина Л. Н., Сапрыкина Т. В. Налоги и налогообложение. – М.: Кнорус, 2012. – 488 с.
  19. Талашт, А. А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А. А. Талашт // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 10. - С. 57.
  20. Филина Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. – 424 с.

Информация о работе Прямое налогообложене