Прямое налогообложене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Налоги формируют бюджет страны. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ…………….5
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ
БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Прямое налогообложение нов.docx

— 693.82 Кб (Скачать файл)

Такие страны, как Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Перу и другие, в связи с высоким уровнем инфляции, применяют латиноамериканскую модель налогообложения, которая ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами.

Во избежание зависимости бюджета от отдельных видов налогов, государства выбирают смешанную модель налогообложения, которая сочетает в себе черты других моделей. Смешанная модель налогообложения применяется в Японии, где структура налоговых поступлений примерно такая же, как и в государствах с англосаксонской моделью. Однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов. Ряд авторов относят к этой модели Аргентину и Италию. В Италии, например, при значительной доле косвенных налогов удельный вес прямых составляет 36%.

Следует отметить, что в экономически развитых странах (Великобритания, Германия, Финляндия, Канада, Япония и США) отмечается тенденция смещения в сторону прямого налогообложения. Вместе с этим ориентация на косвенное налогообложение наблюдается и в таких высокоразвитых странах, как Австралия, Италия и Швеция.16

В то же время нельзя не отметить, что при обосновании соотношения прямого и косвенного налогообложения оптимальных налоговых теорий для всех стран не существует. Поскольку, кроме объективных факторов (доход, уровень потребления), в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей.

Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Это обусловлено тем, что, во-первых, формирование налоговой системы происходило в условиях высокого уровня инфляции и, во-вторых, достаточной простотой администрирования косвенных налогов. Российская налоговая система в современном виде существует около 20 лет, в отличие от налоговых систем многих развитых государств, которые формировались столетиями. Тем не менее с развитием налоговой системы Российской Федерации роль и удельный вес прямых налогов имеет тенденцию к повышению.17

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в России проанализировано за период с 2007 по 2012 гг. (табл. 2) по уровням бюджетов системы: консолидированный б РФ и федеральный бюджет РФ.

Таблица 2

Поступления прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ

Год

Всего налоговых и неналоговых доходов, млн. руб.

Всего налоговых доходов

В том числе:

Неналоговые доходы, млн. руб.

млн.

руб.

%

Прямые налоги

Косвенные налоги

млн. руб.

%

млн. руб.

%

2007

6 955, 2

6 951,0

100

5 236,4

75

1 714,6

25

4 ,2

2008

7 948, 9

7 944,2

100

6 590,8

83

1 353,4

17

4 ,7

2009

6 288, 3

6 283,9

100

4 749,3

76

1 534,7

24

4, 4

2010

7 662, 9

7 659,5

100

5 834,0

76

1 825, 5

23

3 ,4

2011

9 719, 6

9 715,2

100

7 266,0

75

2 449, 2

25

4, 4

2012

10 958, 2

10 954,0

100

8 179,6

75

2 774, 4

25

4, 2


Всего по налоговым и неналоговым доходам наблюдается тенденция роста, соотношение прямых и косвенных налогов - равномерно, в одинаковой процентной доле каждый год.

Тенденция поступления доходов от прямых и косвенных налогов отражает спад прямых налогов в 2009г.: поступления уменьшились на 1 841,5 млн. руб., по сравнению с 2008 г. Далее поступления прямых налогов только увеличивались, в 2012г. поступления составили 8 179, 5 млн. руб.

Рис. 3. Поступление доходов от прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ

Только в 2008г. наблюдается увеличение прямых налогов, что напрямую связано с экономическим кризисом (рис.3).18

Соотношение доходов от прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ исследуется в статье в разрезе группы доходов (табл. 3) в период с 2010 основных налогов, формирующих данные по 2012 гг.

Таблица 3

 Структура  прямых и косвенных налогов  в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ за период с 2010 по 2012 г., млн. руб.  

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Налоговые доходы, всего, в том числе:

7 659, 5

100

9 715, 2

100

10 954, 0

100

Прямых налогов, всего, в том числе:

5 834, 0

76

7 266, 0

75

8 179, 6

75

Налог на прибыль

1774,4

21

2270,3

24.

2355,4

21,5

Налог на доходы физических лиц

1789,6

23

1994,8

20

2260,3

20,5

Налог на имущество

628,2

9

678,0

7

785,3

7

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами

1440,8

19

2085,0

21

2484,5

23

Специальные налоговые режимы

178,8

3

215,2

2

271,7

2

Государственная пошлина, сборы

20,0

1

20,1

1

21,4

1

Поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам

2,2

2,6

0,9

Косвенных налогов, всего, в том числе:

1 825, 5

24

2 449, 2

25

2 774, 4

25

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1770,1

23

2357,1

24

2669,8

24

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

55,2

0,7

91,7

0,9

102,7

0,9

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

0,19

0,3

0,43

0,1

0,20

0,1


Данные, представленные в табл. 3, показывают, что поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ с каждым годом увеличивалось. По отношению к 2010 г. поступления налоговых доходов увеличились в 2011 и 2012 гг. соответственно на 26,8% и 43,0%.

Прямые налоги, которые занимают значительный удельный вес в консолидированном бюджете РФ, - налог на прибыль; налог на доходы физических лиц; налоги, сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от этих налогов в среднем за анализируемый период составляют от 63% до 64% в структуре консолидированного бюджета РФ.

Налогов на имущество в 2010 г., в консолидированный бюджет поступило 9%, в 2011 г. - 7%, в 2012г. - 7%. Остальные прямые налоги имеют небольшой удельный вес и поступили в следующей сумме: в 2010г. - 201 млн руб.(4%), в 2011г. - 238,2 млн руб. (3%), в 2012 г. - 293,5 (3%).

Анализ показал, что среди прямых налогов за анализируемый период ситуация меняется по основным трем налогам: НДФЛ, налог на прибыль, налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от прямых налогов значительно больше поступлений от косвенных налогов, наглядно соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ представлено на рис. 3.

Так, в 2010 г. поступления косвенных налогов составили 24%, прямых - 76%, в 2011г. поступления косвенных налогов выросли на 1% и составили 25%, прямые налоги же составили 75%. В 2012 г. соотношение прямых и косвенных налогов осталось на уровне 2011 г., то есть косвенные - 25%, прямые - 75%. За период с 2009 по 2012 гг. при формировании консолидированного бюджета РФ сохраняется неизменное соотношение прямых и косвенных налогов на уровне 75 и 25% соответственно.19

Соотношение поступлений от прямого и косвенного налогообложения при формировании налоговых доходов федерального бюджета РФ имеет некоторое отличие (табл. 4).

В табл. 4 отражены все налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет РФ, а также рассчитан удельный вес каждой группы налогов.

В 2008 г. наблюдается увеличение прямых налогов и спад косвенных.

В период с 2009 по 2012 гг. по налоговым и неналоговым доходам наблюдается тенденция роста, равномерное соотношение прямых и косвенных налогов, то есть в относительно одинаковой процентной доле ежегодно.

Таблица 4

Динамика доходов федерального бюджета РФ, млн руб.

Год

Всего налоговых и неналоговых доходов, млн руб.

Всего налоговых доходов

В том числе

Неналоговые доходы, млн руб.

млн руб.

%

Прямые налоги

Косвенные налоги

млн руб.

%

млн руб.

%

2007

3 342, 6

3 340,7

100

1 807, 1

54

1 533, 5

46

1, 8

2008

3 571, 9

3 569, 6

100

2 405, 7

67

1 163, 9

33

2, 3

2009

2 502, 6

2 500, 0

100

1 211, 0

48

1 288, 9

52

2,6

2010

3 174, 3

3 172 ,2

100

1 674, 1

53

1 498, 0

47

2,1

2011

4 480, 5

4 477 ,7

100

2 400, 6

54

2 077, 0

46

2, 7

2012

5 165 ,1

5 162,6

100

2 829. 9

55

2 332 ,6

45

2, 5


В федеральный бюджет РФ в 2008 г. прямых налогов поступило значительно больше, чем косвенных (рис. 4)

Рис. 4. Поступление доходов от прямых и косвенных налогов в федеральный бюджет РФ за период с 2007 по 2012 г.

 

В 2009 г. косвенные налоги, впервые за анализируемый период, незначительно, но все же перевесили поступления прямых налогов.

В период с 2010 по 2012 гг. поступления от прямых налогов незначительно, но все же превышают поступления косвенных налогов. В 2010 г. разница между прямыми косвенными налогами составила 6% , в 2011 г. - 8%, в 2012 г. - 10%. Каждый год поступление прямых налогов увеличивалось на 1%, а поступление косвенных уменьшалось на 1%.

Спад поступлений от прямых и косвенных налогов наблюдался в 2009 г., далее поступления доходов имеют тенденцию к увеличению (рис. 4).

Анализ поступлений от налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет РФ показал тенденцию к увеличению. В 2010 г. поступления всего по налоговым и другим доходам составили 3 174,3 млн руб., в 2011 г. - 4480,4 млн руб., в 2012г. - 5 165,1 млн руб.

Среди прямых налогов, имеющих наибольший удельный вес в федеральном бюджете РФ, следует отметить налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от этого налога в 2010 г. составили 1408, 3 млн руб. (44%), в 2011г. - 2 046,9 млн руб. (85%), в 2012г. - 2 442,8 млн руб. (84%).

Остальные прямые налоги имеют небольшой удельный вес: это налоги на прибыль, доходы; государственная пошлина, сборы; поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам, их удельный вес составил: в 2010 г. - 9%, в 2011 г. - 9%, в 2012 г. - 10%.20

Таким образом, анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Таким образом, в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц.

Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

Основные меры, направленные на мобилизацию налогов и совершенствование в перспективе законодательства о налогах.

В качестве важнейшей меры для совершенствования имущественного налогообложения рассматривается объединение земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в единый налог на недвижимость, который позволит не только обеспечить пополнение доходной части региональных и местных бюджетов, но и повысит эффективность использования имущества. Объектом налогообложения будет являться объект недвижимости, состоящий из земельного участка и находящегося на нем строения; налоговую базу при этом предусматривается определять исходя из рыночной стоимости объекта.

Введение налога на недвижимость существенно снизит возможность ухода от налогообложения, упростит налоговый контроль за полнотой уплаты налога в бюджет, обеспечит более полное привлечение недвижимого имущества к налогообложению, приблизит обложение налогом на основе реально сложившихся на сегодняшний день стоимостных показателей.

Другим налогом, увеличивающим поступления от прямых налогов в бюджет, планируется налог на роскошь, закон о котором в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме РФ. Под роскошью авторы документа предлагают понимать недвижимое имущество стоимостью свыше 30 млн руб. и транспортные средства стоимостью свыше 3 млн руб. При этом налоговая база в законопроекте определяется как стоимость имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Документом предлагается поступления от данного налога полностью зачислять в федеральный бюджет РФ.21

Проанализировав преимущества и недостатки прямого налогообложения, можно сделать вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, не может удовлетворять предъявляемым требованиям в виде фискальных интересов государства и экономических интересов налогоплательщиков.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного рычага воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. При этом сочетание прямого и косвенного налогообложения является основой налоговой системы. Эти две подсистемы тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы. Взимание одних налогов может снизить или увеличить стоимостную базу исчисления других.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково, что фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена роль экономического регулятора доходов корпораций и граждан. Система прямого налогообложения в России не выполняет своего стимулирующего предназначения не только по причине несовершенства методических основ этих налогов. Напротив, схемы формирования налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и других прямых налогов содержат множество налоговых льгот, призванных играть роль экономических стимулов.

В рамках российской налоговой системы в целом, хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы, а с другой — объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.22

Информация о работе Прямое налогообложене