Прямые налоги в России и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Россия пошла по пути преимущественного использования косвенного налогообложения. Однако, преобладание прямых налогов в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных – наоборот. Данная зависимость определяет актуальность изучения вопросов прямого налогообложения с точки зрения теории и практики, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в государственный бюджет.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы прямого налогообложения 5
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды 5
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе 8
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов 17
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России 25
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета 25
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Удмуртской Республики 27
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России 31
3 Пути совершенствования прямого налогообложения 36
3.1 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения …36
3.2 Минимизация налога на прибыль…………………………………………..39
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2010 году доля налога на прибыль составила 23% и он стал вторым по величине после налога на доходы физических лиц.

В 2010 году, поступление  налога на прибыль в федеральный бюджет возросло на 30,5%. Как поясняет Федеральная налоговая служба России (ФНС), снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

В 2010 году в консолидированный  бюджет поступило 1532,04 милрд. рублей, что на 7,5% больше, чем в соответствующий период 2009 года.

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет в 2011 году составили 311,76 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем годом ранее. В 2011 году в бюджет поступило 1699,17 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 1,1% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В 2012 году в консолидированный бюджет поступило 1940,27 млрд. рублей, что на 241,1 млрд. или 1,14% больше, чем в соответствующий период 2011 года.

Таким образом,  по итогам 2012 года, наблюдается стабильный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российский Федерации. Среди причин увеличения можно отметить самые важные: рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен; увеличение реальных доходов; рост деловой активности российских предприятий, увеличением их прибыли, легализацией выплат, а также ростом добычи нефти и газа, и среднегодового курса доллара и евро.

 

2.2 Динамика и роль прямых  налогов в формировании бюджета Удмуртской Республики

 

Консолидированный бюджет Удмуртской Республики является сбалансированным и относительно независимым от внешних  источников. Доходы бюджета имеют  устойчивую тенденцию роста.

Основная доля доходов  консолидированного бюджета формируется  за счет поступлений налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской республики представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Поступление  администрируемых ФНС России доходов  в консолидированный бюджет Удмуртской Республики в 2010-2012 гг.

В миллионах рублей

Показатели

2010 г.

2011 г.

в % к 2010 году

2012 г.

в % к 2011 году

Доходы бюджета-всего

73290

93821

128,0

112150

119,5

налоговые поступления-всего

28600

33188

116,0

37768

113,8

НДФЛ

10710

12666

118,3

15334

121,0

налог на прибыль организаций

9549

13698

143,5

15494

113,1

Другие прямые налоги (в сумме)

30920

39338

127,2

47834

121,6


 

За 2010 год в консолидированный  бюджет поступило: налог на прибыль  организаций – 9549 млн. рублей (14,2 %), налог на доходы физических лиц – 10710 млн. рублей (16,8 %), другие прямые налоги 30920 млн.рублей.

За 2012 год в Удмуртской Республике налоговыми органами мобилизовано в консолидированный бюджет Российской Федерации налоговых и неналоговых платежей, контролируемых Федеральной налоговой службой на сумму 112150 млн. рублей.

В отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2011 года объем поступления налогов  и иных платежей, контролируемых ФНС, в консолидированный бюджет РФ увеличился на 18329 млн. рублей (на 19,5 %).

За отчетный период в  консолидированный бюджет РФ поступило:  налог на прибыль организаций  – 15334 млн. рублей (13,7 %), налог на доходы физических лиц –  15494 млн. рублей (13,8 %).

Доходная часть консолидированного бюджета Удмуртской Республики, контролируемая ФНС, сформирована следующими налоговыми доходами: поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль организаций.

 

Показатели

2010 г.

Удельный вес (%)

2011 г.

Удельный вес (%)

2012 г.

Удельный вес (%)

Доходы бюджета-всего

73290

100

93821

100

112150

100

налоговые поступления-всего

28600

39,0

33188

35,4

37768

33,7

НДФЛ

10710

14,6

12666

13,5

15334

13,7

налог на прибыль организаций

9549

13,0

13698

14,6

15494

13,8

Другие прямые налоги (в сумме)

30920

42,2

39338

41,9

47834

42,6


 

 

Налог на прибыть стремительно растет, несмотря на кризис 2008г. Основными  факторами роста можно считать  открытие новых предприятий. Рост этих поступлений связан с ростом промышленного  производства и улучшением финансовых результатов деятельности организаций.

Показатель поступления  налога на прибыть организации в  консолидированном бюджете субъекта РФ в 2010 – 2012 годах увеличился на 5945 млн. рублей, что составляет доли удельного  веса в 13% в 2010 году и 13,8% в 2012 году. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями. В связи, с чем увеличение фонда оплаты труда вызвало рост налога на доходы физических лиц.

Значительный рост суммы поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с постановкой на учет новых налогоплательщиков данного налога.

Показатель поступления  налога на доходы физических лиц в  консолидированном бюджете субъекта РФ в 2010 – 2012 годах увеличился на 4624 млн. рублей, что составляет доли удельного веса в 14,6% в 2010 году и 13,7% в 2012 году. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями. В связи, с чем увеличение фонда оплаты труда вызвало рост налога на доходы физических лиц.

Давние споры вызывает порядок зачисления налога на доходы физических лиц в доходы того субъекта, где они работают. Подсчитано, что 15% населения страны работает не там, где живет. Многие регионы, прежде всего Московская и Ленинградская области, давно предлагают перейти на уплату этого налога по месту жительства физических лиц, чтобы налог поступал в бюджет того региона, где человек получает бюджетные услуги. При современной технике учета доходов каждого налогоплательщика распределение налога по территориям или по налоговым инспекциям в соответствии с его ИНН не представляется сложным.

2.3 Налог на прибыль  и практика его применения  в России

 

В июле был принят Федеральный закон N 229 ФЗ, который вносит многочисленные поправки в Налоговый кодекс. В закон включили множество важных изменений главы 25 «Налог на прибыль организаций»  Налогового кодекса. Одни исправляют неточности и решают вопросы, возникшие в последние годы в правоприменительной практике. Другие устанавливают новые возможности, а также дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Некоторые из них уже вступили в силу со 2 сентября этого года, а другие организациям необходимо будет учитывать с 1 января 2011 года. Изменения части первой Налогового кодекса касаются вопросов постановки на налоговый учет, предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, введения электронного документооборота во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, увеличения размеров штрафов за налоговые правонарушения и другое. Поправки в часть вторую Налогового кодекса следующие: изменен порядок учета в расходах процентов по долговым обязательствам; первоначальная стоимость имущества, при которой оно признается амортизируемым, возросла вдвое; уточнен срок уплаты НДФЛ; и другие.

Согласно статье 5 Федерального закона N 212 ФЗ2 организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. В течение расчетного периода они должны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. При этом компании вправе отнести их на расходы при определении налогооблагаемой прибыли в момент начисления. Однако до вступления в силу Закона N 229 ФЗ не было ясно, куда включать страховые взносы. Были разные мнения и позиции по этому вопросу. Некоторые считали, что их нужно учитывать по статье 263 «Расходы на обязательное и добровольное имущественное страховние» Налогового кодекса как расходы по страхованию, другие — по статье 255 «Расходы на оплату труда» как страховые взносы по договорам страхования. А специалисты финансового ведомства разъясняли, что страховые взносы следует включать в прочие расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» Кодекса как прочие. Теперь же этот вопрос разрешен. Согласно внесенным изменениям их следует относить на прочие расходы по подпункту 1 пункта 1 статьи 264  Налогового кодекса.

Следующая поправка касается статьи 254 «Материальные расходы» Налогового кодекса. Теперь организации вправе учесть в расходах по налогу на прибыль также материалы и иное имущество, используемые в производстве или реализуемые на сторону, полученные в результате проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения и частичной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости. Конечно, при этом их стоимость в момент оприходования должна быть учтена в составе внереализационных доходов.

С 1 января 2010 года в статью 254 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым стоимость материально-производственных запасов в виде излишков при списании в производство определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 «Внереализационные доходы» Налогового кодекса.Очень много вопросов возникает у налогоплательщиков при применении этой статьи, когда материалы и иное имущество оприходовались в 2009 году, а списывались в 2010 году. Какую сумму затрат в этом случае можно учесть в расходах при определении базы по налогу на прибыль? Так, если выявленное и оприходованное до 1 января 2010 года имущество было использовано в 2010 году в собственном производстве, то в расходах можно учесть лишь налог с суммы дохода, по которой оно было оприходовано. Если же компании решили реализовать такое имущество, то в расходы его можно списать в той сумме, в которой оно было оприходовано. В том случае если излишки имущества были выявлены в 2010 году и в том же году организация приняла решение продать их, то она вправе уменьшить полученный доход на рыночную стоимость данного имущества. Законом N 229 ФЗ также внесены поправки в пункт 1 статьи 256 «Амортизируемое имущество» Налогового кодекса. Согласно новой редакции данной нормы с 2011 года в налоговом учете амортизироваться будут основные средства стоимостью более 40 000 рублей.

Имущество стоимостью 40 000 рублей и меньше будет списываться  в расходы единовременно. При  этом в ПБУ 6/01 никакие уточнения  пока не вносились.

Изменения коснулись  статьи 272 «Порядок признания расходов при методе начисления» Налогового кодекса. Они направлены на отмену включения в состав внереализационных доходов и расходов на последнее число месяца курсовых разниц, которые образовались в результате получения или перечисления авансов в иностранной валюте. Эти поправки вступили в силу со 2 сентября 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. 
 Со следующего года убытки, которые плательщики понесли в периоде налогообложения доходов по ставке 0 процентов, не будут подлежать переносу на будущее.

С 2011 года увеличен предел доходов, который предоставляет  право организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи  по налогу на прибыль, — с 3 миллионов  до 10 миллионов рублей. Кроме того, до одного дня сокращены сроки для перечисления налога в бюджет налоговым агентом.

На практике может  возникнуть такая ситуация, что организация  одновременно обнаружила неучтенные доходы и расходы, относящиеся к прошлым  налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде. Учитывать такие доходы и расходы для целей налога на прибыль с точки зрения Минфина России необходимо в следующем порядке. Компания должна уточнять базу по налогу на прибыль и сумму налога в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Организация не вправе провести перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде, если в отношении выявленных ею ошибок установлен период их совершения и они не привели к переплате налога. Если же в результате допущенных ошибок (искажений) были занижены налоговая база и сумма налога, то их следует отразить в периоде, к которому они относятся, но если этот период известен.

Изменен порядок признания  процентов по долговым обязательствам при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, признаваемых расходом при определении налогооблагаемой прибыли, принимается: 
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза (ранее — в 1,1 раза), при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам» Налогового кодекса; 
с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте. 
Для расходов в виде процентов, которые были начислены по рублевым долговым обязательствам, полученным до 1 ноября 2009 года, и учитывались в расходах с 1 января по 30 июня 2010 года, действует специальная норма, сохранившая применение коэффициента 2 к ставке рефинансирования ЦБ РФ. 
 С 1 января 2010 года в статью 54 «Общие вопросы исчисления нологовой базы» Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым налогоплательщик вправе исправлять ошибки прошлых периодов путем корректировки текущей налоговой базы . Однако это возможно, только если нельзя определить период совершения ошибки либо если допущенные в прошлом ошибки привели к переплате налога. Соответственно, необходимость подачи "уточненок" за прошлые периоды отпадает, а учесть расходы можно в текущем периоде. Обратите внимание также, что уточнять можно только те расходы, которые относятся к предыдущим 3 годам. При этом следует помнить, что в 2007 м и 2008 году ставка налога на прибыль была 24 процента. В связи с этим выгоднее подать "уточненку" за те периоды, когда расходы не были учтены при определении налогооблагаемой прибыли, чем отразить их в текущем периоде. Важно также помнить, когда у организации возникает право на применение статьи 54 Налогового кодекса. Оно напрямую связано с наличием налоговой базы и суммы налога в предыдущих налоговых периодах.

Информация о работе Прямые налоги в России и перспективы их развития