Прямые налоги в России и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Россия пошла по пути преимущественного использования косвенного налогообложения. Однако, преобладание прямых налогов в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных – наоборот. Данная зависимость определяет актуальность изучения вопросов прямого налогообложения с точки зрения теории и практики, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в государственный бюджет.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы прямого налогообложения 5
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды 5
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе 8
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов 17
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России 25
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета 25
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Удмуртской Республики 27
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России 31
3 Пути совершенствования прямого налогообложения 36
3.1 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения …36
3.2 Минимизация налога на прибыль…………………………………………..39
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Например, если по итогам 2009 года получена прибыль, то при выявлении  неучтенных расходов за прошлый период (2009 г.) организация вправе как подать уточненную декларацию, так и учесть их в текущем периоде (2010 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования прямого налогообложения

3.1 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ

 В положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации был внесен ряд изменений в целях поддержки физических лиц.

Во-первых, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства был введен особый порядок отражения в составе доходов средств финансовой поддержки в виде субсидий, которые отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет данного источника, но не более двух налоговых периодов с даты их получения.

Во-вторых, установлена  ставка налога в размере 13 процентов  в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, в рамках Государственной программы по стимулированию и организации процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников.

В-третьих, при получении  социального налогового вычета у налогоплательщиков появилась возможность учесть пожертвования, направленные благотворительным организациям, социально ориентированным некоммерческим организациям, некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных, некоммерческим организациям на формирование (пополнение) целевого капитала, в целях уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

В-четвертых, был предусмотрен специальный механизм переноса на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, остатка имущественного налогового вычета для пенсионеров, не имеющих доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13 процентов.

В-пятых, в целях реализации демографической и социальной политики в сфере поддержки семей, имеющих  детей, увеличен до 3 000 рублей размер стандартного налогового вычета для семей с  тремя и более несовершеннолетними детьми, а также на каждого ребенка-инвалида.

В-шестых, был внесен ряд  изменений в законодательство о  налогах и сборах, направленных на освобождение от налогообложения доходов  физических лиц, в частности:

- расширен перечень  оснований, по которым освобождаются от обложения средства, получаемые физическими лицами из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на развитие личного подсобного хозяйства;

- предусмотрено освобождение  выплат, произведенных добровольцам  в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг на возмещение расходов добровольцев;

- изменен порядок налогообложения  налогом на доходы физических  лиц компенсационных выплат, связанных  с увольнением работников (таких, как выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации) в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для устранения неоднозначных  трактовок по вопросам налогообложения  правопреемников умерших застрахованных лиц, формирующих накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации и в негосударственных пенсионных фондах, освобождены от налогообложения суммы пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственных пенсионных фондах, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица;

- предусмотрено освобождение  от налогообложения единовременных  компенсационных выплат медицинским  работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

          В 2011 году были приняты следующие решения, связанные с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

1. Был урегулирован  порядок признания затрат на  разработку национальных и региональных  стандартов в качестве обоснованных  расходов, учитываемых в целях  налогообложения прибыли, что позволит создать экономические стимулы для разработки и применения стандартов в отраслях экономики.

2. Для организаций  - резидентов технико-внедренческой  особой экономической зоны была  введена налоговая ставка налога  на прибыль организаций, подлежащего  зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов.

3. Для организаций  - резидентов особой экономической  зоны законами субъектов Российской  Федерации может устанавливаться  пониженная налоговая ставка  налога на прибыль организаций,  подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процентов.

Этой нормой смогут воспользоваться  организации, являющиеся резидентами  технико-внедренческих особых экономических  зон на момент вступления в силу федерального закона о создании технико-внедренческих особых экономических зон, а также организации, зарегистрированные в период его действия.

Действие положений  федерального закона об установлении ставки налога на прибыль организаций  в размере 0 процентов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, распространяется на период с 1 января 2012 года по 1 января 2018 года.

 

 

3.2 Минимизация налога на прибыль

Существуют методы минимизации  налоговых платежей. Ими пользуется большая часть налогоплательщиков. Зачастую предприятия стараются завысить сумму расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Сложности возникают при подтверждении их обоснованности. И, наконец, уклонение от уплаты налога на прибыль, либо отсрочка перечисления. Раньше предприятия достаточно часто не производили своевременную уплату авансовых платежей, так как законодательство не предусматривало за это каких-либо санкций. Но с 1 января 2007 года ситуация изменилась. Теперь на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей также начисляются пени.

Множество фирм работает на УСН. Но мало кто знает, что если зарегистрировать вторую организацию  и перевести ее на УСН то налоги можно снизить вдвое.

Организации по УСН не платят большинство налогов (НДС, налог на прибыль и др). Они перечисляют в бюджет лишь единый налог. Он рассчитывается либо по ставке 6 процентов с полученных доходов, либо по ставке 15 процентов с разницы между доходами и расходами. При этом можно взять лучший из этих двух режимов и платить еще меньше.

Разделяй и экономь

Суть состоит в том, что бизнес нужно разделить на две части. Для этого нужно зарегистрировать две фирмы: фирму «А», которая будет платить 15 процентов от доходов за вычетом расходов, и фирму «Б», которая будет платить 6 процентов от доходов. Заказ разбейте на две суммы: одна чуть больше себестоимости, другая – желаемая прибыль. Выставите заказчику два счета. Фирма «А» выставит счет непосредственно за товары. Сумма договора (и, соответственно, счета) будет равняться или немного превысит себестоимость товара.

Прибыли фирма «А»  не получит, и сумма 15-процентного  единого налога будет меньше чем 1 процент от доходов фирмы. В такой  ситуации фирма «А» должна будет  заплатить минимальный 1-процентный налог с дохода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

С фирмой «Б» заказчик заключит договор на какие-либо сопроводительные услуги. Сумма этого счета и будет желаемая прибыль от продажи товаров. С нее фирма «Б» заплатит 6 процентов единого налога.

Пример:

Фирма «А» производит мебель. Себестоимость одной партии – 100 000 руб. Желаемая прибыль – 50 000 руб. с партии. Следовательно, цена реализации мебели составит 150 000 руб.

Рассчитаем налоги, если «А» использует «стандартную» упрощенную систему.

1)«А» работает на УСН и платит 6 процентов с доходов.

Тогда УСН=150000*6%=9000

2)«А» работает на УСН и платит 15% с доходов за вычетом расходов. Тогда фирме придется заплатить налог 7500 руб. ((150 000 руб. – 100 000 руб.) x15%).

Теперь предположим, что  учредитель «А» решил использовать предлагаемую схему. Для этого он регистрирует вторую фирму «Б».

«А» занимается производством  мебели и продает ее по себестоимости  или с небольшой наценкой. Фирма  находится на УСН – 15 процентов  с доходов за вычетом расходов – и платит минимальный налог, равный 1 проценту от доходов. Сумма  налога составит 1000 руб. (100 000 руб. x 1%).

«Б» работает на УСН – 6 процентов с доходов – и заключает с заказчиком договор на оказание дизайнерских услуг, стоимость которых равна 50 000 руб. (желаемая прибыль от продажи мебели). Реально никаких услуг «Б» оказывать не будет, все будет оформлено только на бумаге. Сумма налога составит 3000 руб. (50 000 руб. x 6%).

Общая сумма налога по предлагаемой схеме составляет 4000 руб. (1000 руб. «А» + 3000 руб. «Б»).

Во всех случаях сумма  выручки одна и та же – 150 000 руб. Но при использовании схемы минимизации экономия на налогах составит:

по сравнению с ситуацией 1 – 5000 руб. (9000 – 4000);

по сравнению с ситуацией 2 – 3500 руб. (7500 – 4000).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время  прямые налоги в РФ являются основным стабильным и постоянным источником формирования бюджетов всех уровней.

Прямые налоги – это  налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость.

Эффект преимущественного  использования прямых налогов в той или иной стране зависит от степени его экономического развития, уровня доходов населения, уровня налоговой дисциплины, менталитета нации и других факторов, характеризующих в целом уровень социально-экономического развития государства. Прямые налоги соответствуют более цивилизованному, экономически развитому и демократическому обществу.

К специфическим особенностям, присущим прямым налогов можно отнести  следующие характеристики: большая  степень возможности регулирования  и стимулирования экономики, по сравнению  с косвенными налогами; эластичность (продуктивность, фискальные возможности); справедливость; прогрессивность; политическая ответственность; менее инфляционный характер; высокая вероятность уклонения; менее регулярный характер поступления в бюджет; гипотетический характер реальных прямых налога.

Анализ зарубежного  опыта построения эффективной налоговой системы показал, что основой рациональной налоговой системы, обеспечивающей потребности государства и интересы налогоплательщиков, является экономически обоснованное сочетание прямого и косвенного налогообложения.

В большинстве стран  сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан

Исходя из зарубежной практики, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.

Анализ общих доходов  федерального и регионального бюджета  показал, что налоговые доходы превышают  неналоговые доходы бюджета почти  в 2 раза.

Положительная динамика поступлений от прямых налогов вызвана  ростом деловой активности российских предприятий, увеличением их прибыли, ростом заработной платы, легализацией выплат, а также ростом добычи нефти и газа, и среднегодового курса доллара и евро.

Информация о работе Прямые налоги в России и перспективы их развития