Прямые налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Данную тему я выбрала прежде всего потому, что проблема налогообложения является одной из тех, которую решает правительство на протяжении многих лет ее существования. Постепенное реформирование должно привести к конечному результату, который будет соответствовать мировым стандартам и значительно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством РФ. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов. Налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

Содержание работы

Введение - 2
Понятие и функции прямых налогов, их отличие от косвенных налогов - 4
Анализ действующего механизма прямого налогообложения - 25
Направления совершенствования взимания прямых налогов с учетом зарубежного опыта -
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая доходы прямые налоги (2).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

  1. Введение                                                                                                         - 2
  2. Понятие и функции прямых налогов, их отличие от косвенных налогов  - 4
  3.   Анализ действующего механизма прямого налогообложения                   - 25
  4. Направления совершенствования взимания прямых налогов с учетом зарубежного опыта                                                                                         -
  5. Список литературы                                                                                         -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     На протяжении  всей истории человечества складывалась  система налогообложения. Если  сначала налоги взимались в  виде различных натуральных податей  и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму. Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

     В современном  государстве применяется  сложная  система налогов, включающая до 40-50 их различных видов. Причиной  такого большого количества являются их различные источники: зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал, и объекты: доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт налогообложения. Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. От правильной организации налогообложения зависит успешное развитие и стабильность экономики государства. Постоянно вносятся поправки и издаются новые законы в налоговом кодексе, которые постепенно усовершенствуют систему налогообложения в Российской Федерации.

     Данную  тему я выбрала прежде всего потому, что проблема налогообложения является одной из тех, которую решает правительство на протяжении многих лет ее существования. Постепенное реформирование должно привести к конечному результату, который будет соответствовать мировым стандартам и значительно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством РФ. Актуальность  выбранной темы характеризуется  тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов. Налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране. Целью работы является анализ и изучение прямых налогов, их роль и место в  налоговой системе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и функции прямых налогов, их отличие от косвенных налогов.

    Налоги  – это главный источник доходной части федерального бюджета. Под  налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 п. 1 НК РФ). Налог, как правило, установлен законодательством  и осуществляется плательщиком в  определенном размере и в определенный срок. Эти суммы зачисляются в  бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

     Существуют  три основных функции налогов:

     Фискальная  – состоит в формировании государственных  финансов, которые обеспечивают  содержание государства и местного  самоуправления. Через фискальную  функцию государство обеспечивает:

- достижение баланса  между расходами и доходами  бюджетов;

- равномерное распределение  налоговых поступлений по звеньям  бюджетной системы;

- повышение уровня  социальной инфраструктуры в  стране и в каждом отдельном  регионе;

- выполнение функций и задач государства;

- сохранение социальной  стабильности.

     Регулирующая  – проявляется через налоговый  механизм – налоговые ставки, льготы, способы налогообложения,  в совокупности регулирующие  темп и пропорции экономического  роста, оказывающие влияние на производство, создающие условия для стимулирования или сдерживания темпов развития определенных отраслей или регионов, усиления или ослабления накопления капитала.

     Распределительная  – с помощью налогов регулируется  перераспределение национального дохода и решаются основные социальные задачи государства.

    Характерные  черты налога как платежа:

     — обязательность;

     — индивидуальная  безвозмездность;

     — отчуждение  денежных средств, принадлежащих  организациям и физическим лицам  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

     — направленность  на финансирование деятельности  государства или  муниципальных  образований.

     С помощью  налогов государство  перераспределяет  часть прибыли  предприятий  и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и прочее.

В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся важным инструментом независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности.

 Прямой  налог —  налог, который взимается  государством  непосредственно с  доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

     В Российской  Федерации действует  следующая  система основных прямых налогов:

     1. Прямые  налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия и другие);

     2. Прямые  налоги, взимаемые с физических  лиц (подоходный налог с населения,  поимущественный налог с населения,  налог на владельцев транспортных  средств и прочие).

     Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот, окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).

Прямые налоги имеют  самое близкое отношение к  определенному доходу или имуществу  плательщика, оцениваемому тем или  другим способом, и применение этого  вида обложения не требует вмешательства  государственной власти в промышленную деятельность, которое неизбежно сопровождает все косвенные налоги (требуют установления контроля за производством). Также они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, так как взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную направленность к возрастанию. Потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от различных причин, значительным колебаниям. Независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных. В социальном отношении немаловажное значение имеет то обстоятельство, что в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою обязанность и поэтому привыкает сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства, также приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества. Таким образом, можно сделать вывод, что прямое налогообложение, по сравнению с косвенным, имеет много преимуществ финансового, экономического и социального характера. Но все же и у них есть недостатки: они не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу. В своем отношении прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе Российской Федерации и формировании доходной части бюджетной системы.

 К прямым налогам относятся:

  1. Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

а) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

б) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

а) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами  Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации;

б) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового Кодекса. Налоговым периодом признается календарный год. Если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 216 Налогового Кодекса, дата фактического получения дохода определяется как день:

1) выплаты дохода, в  том числе перечисления дохода  на счета налогоплательщика в  банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов  в натуральной форме - при получении  доходов в натуральной форме;

3) уплаты налогоплательщиком  процентов по полученным заемным  (кредитным) средствам, приобретения  товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 216. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации;

- процентных доходов  по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Налогового Кодекса Российской Федерации;

- суммы экономии на  процентах при получении налогоплательщиками  заемных (кредитных) средств в  части превышения размеров, указанных  в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая ставка устанавливается  в размере 30 процентов в отношении  всех доходов, получаемых физическими  лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Информация о работе Прямые налоги