Прямые налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Данную тему я выбрала прежде всего потому, что проблема налогообложения является одной из тех, которую решает правительство на протяжении многих лет ее существования. Постепенное реформирование должно привести к конечному результату, который будет соответствовать мировым стандартам и значительно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством РФ. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов. Налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

Содержание работы

Введение - 2
Понятие и функции прямых налогов, их отличие от косвенных налогов - 4
Анализ действующего механизма прямого налогообложения - 25
Направления совершенствования взимания прямых налогов с учетом зарубежного опыта -
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая доходы прямые налоги (2).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

9. Земельный налог

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении  земельных участков:

· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон  сельскохозяйственного использования  в поселениях и используемых для  сельскохозяйственного производства;

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный  участок, приходящейся на объект, не относящийся  к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

· приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования  земельного участка

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -- к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

     Прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика. В принципе они берутся в момент получения дохода задолго до его предполагаемого расходования. Прямые налоги номинально сокращают доходы налогоплательщиков, так как объектами прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика). Прямое налогообложение учитывает доходность и семейное положение налогоплательщика. Прямые налоги бывают реальными и личными. Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовой налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги. При реальном налогообложении учитываются внешние признаки облагаемого объекта (размер, местоположение), а не величина фактического дохода, который объект приносит своему владельцу. Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации. При этом, в отличие от реальных прямых налогов, объекты налогообложения учитываются индивидуально для каждого конкретного плательщика, а не усреднение. Основными личными прямыми налогами являются подоходный налог с населения, налог на прибыль с юридических лиц, налог на доходы от оборота капиталов, налог на сверхприбыль, поимущественный налог.

Косвенные налоги устанавливаются  на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу. Собственник  товара или лицо, предоставляющее  услуги, является сборщиком налога, так как конечным его плательщиком выступает потребитель, который покупает этот товар или услугу по цене, превышающей себестоимость товара или услуги. Теоретически если от прямого налога уклониться нельзя, то от косвенного можно — путем отказа от приобретения товара или услуги. С точки зрения социально-экономической статистики косвенные налоги не связаны напрямую с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика. Налоги на самом деле не меняют номинальную величину дохода, но реально понижают возможность удовлетворения потребностей. Таким образом, эти налоги являются регрессивными по отношению к доходу налогоплательщика, так как чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов.

3. Анализ действующего механизма прямого налогообложения.

     Основными прямыми налогами, дающими значительные поступления в бюджеты различных уровней, можно считать налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на имущество. В условиях переходной экономики, когда происходит капитализация рынка, налогообложение искажает основной результативный показатель деятельности хозяйствующего субъекта – прибыль, потому что налогоплательщики ищут пути минимизации прибыли в целях снижения базы налогообложения.  Анализ практического механизма формирования налога на прибыль, действующего с 2002 г., показал, что снижение ставки налога на прибыль с 35 до 20% не уменьшило объем денежных поступлений в бюджет по этому налогу, так как были отменены инвестиционные льготы.

 Методологически –  институциональным нововведением  по налогу на прибыль стало принятие 25 главы НК РФ, где в отношении юридических лиц появилась возможность самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг). Если налогообложение прибыли юридических лиц осуществляется через налог на прибыль, то у физических лиц для этих целей используется НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

 

 В налоговой системе  Российской Федерации подоходный  налог с граждан (НДФЛ) занимает  одно из первых мест. В целях снижения негативного влияния этого процесса на уровень благосостояния населения используется система льгот и вычетов, которые должны быть скорректированы на прожиточный уровень и инфляционные ожидания. Несмотря на большое значение в регулировании экономики налогов на имущество и капитал, главную роль в перераспределении доходов экономических субъектов играют налоги на доходы. Сглаживанию неравномерности распределения доходов должен способствовать принцип дифференциации ставок налога в зависимости от уровня доходов субъектов. Необходимо отметить, что если при налогообложении доходов юридических лиц в России применяется принцип дифференциации, не используемый в отношении налогообложения доходов физических лиц. Переход к рыночной экономике и перестройка механизма перераспределения национального дохода привели к появлению множества социальных проблем, наиболее острой из которых является чрезмерная дифференциация доходов населения. Главной причиной этого является отсутствие действенного механизма их государственного регулирования, что способствует более быстрому росту доходов наиболее обеспеченной части населения по сравнению с ростом доходов наименее обеспеченной. В настоящее время дифференциация доходов населения весьма широка (соотношение 1:25, в то время как соотношение налоговых ставок– 1:3). Имущественные налоги пока невелики и в отличие от большинства развитых стран занимают малый удельный вес в налоговых поступлениях (в консолидированном бюджете РФ – 5,7%, в бюджетах субъекта Федерации – 11,6%), что связано с отсутствием методик достоверной оценки имущества субъектов налогообложения.

 

 Если принять за объект анализа налогообложения бюджет Ростовской области, то Исследование практики функционирования механизма налогообложения в исследуемом регионе – Ростовской области показало, что данный регион по объему доходов в консолидированный бюджет РФ занимает 24-е место среди всех субъектов РФ. Обеспечивая 20% налоговых поступлений, Ростовская область занимает второе место в Южном Федеральном округе. В динамике поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2004-2009 гг. отмечается значительный рост (рис.1).

 4. Направления совершенствования взимания прямых налогов с учетом зарубежного опыта.

  Одна из наиболее ярко проявляющихся тенденций мирового развития состоит в усиливающемся взаимодействии национальных экономик; при этом налоги стали одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных едиными экономическими и региональными интересами. Анализ западноевропейских тенденций приводит к выводу, что проблемы налогообложения отдельной страны следует рассматривать во взаимосвязи с тенденциями мирового сообщества. Именно интегрирующая функция налогообложения непосредственно указывает на необходимость учета опыта и перспектив налоговых реформ в иностранных государствах при разработке национальной налоговой политики. По данным Международного валютного фонда (МВФ), доля налога на прибыль в доходах развитых стран в среднем составляет около 10 % . Собственно сам налог на прибыль или, как его еще называют, корпорационный налог возник в ХХ веке, а сама система налогообложения прибыли приобрела относительно четкие очертания во второй половине прошлого столетия. До 70-х годов ХХ века высокие ставки по налогу на прибыль сочетались с широкой гаммой предоставляемых льгот. Однако постепенно подходы западных законодателей стали меняться. С 80-х годов в развитых странах прежний подход к налогообложению прибыли - сочетание высоких налоговых ставок с широкой системой льгот - был заменен сочетанием более низких налоговых ставок с более умеренной системой налоговых льгот. Например, в Бельгии налогооблагаемый доход компании резидента или нерезидента облагается налогом на прибыль по ставке 33,99 %. Пониженная налоговая ставка (начиная от 24,25 %) применяется в отношении малых и средних компаний, то есть предприятий, чей доход не превышает 322 500 евро. Специальная налоговая ставка 309 % применяется в отношении всех выплат, произведенных в пользу неразглашенных получателей (так называемый «налог на откат»). В Германии ставка налога на прибыль юридических лиц снижена с 25 до 15 %. В Австралии ставка налога на прибыль составляет 30 %. Налог на прибыль компаний, как отечественных, так и иностранных, в Китае составляет 25 %. Компании, которые начали свою деятельность в 2008 году, могут применять пониженную ставку в размере 20 %. Применительно к Германии в финансово-правовой литературе отмечается, что национальная налоговая политика этого государства основывается на снижении общей налоговой нагрузки и ориентирована на поддержку экономического роста и занятости в экономике в целом и строится по следующим основным направлениям: снижение общего уровня налогообложения дохода; снижение уровня налога на прибыль корпораций и изменение системы налогообложения акционерных компаний и доходов их акционеров; целенаправленная поддержка партнерств. За последние десять лет, по статистике ЕС, средняя по странам ставка (при этом в расчете использовались верхние значения установленных с учетом надбавок и средние значения региональных и местных ставок) налога на прибыль снизилась с 35 до 26,3. Интересный подход к налогообложению прибыли установлен в США. Большинство корпораций США облагаются по следующим ставкам:

- % от первых 50 000$ налогооблагаемого дохода;

- % от следующих 25 000$;

- % от следующих 25 000$;

- % от следующих 235 000$;

- % от следующих 9 665 000$;

- % от следующих 5 000 000$;

- % от следующих 3 333 333$;

- % со всего оставшегося налогооблагаемого дохода.

Корпорация по оказанию квалифицированных услуг облагается по единообразной ставке 35 %. Кроме того, статья 55 Кодекса внутренних доходов вводит «Альтернативный минимальный налог» для корпоративных и некорпоративных налогоплательщиков. Этот налог отражает стремление законодателя США не допустить необоснованного уклонения от уплаты налогов, злоупотребления льготами по налогообложению. Альтернативный минимальный налог устанавливает вторую, альтернативную налоговую базу. Альтернативная налоговая база известна как альтернативный минимальный налогооблагаемый доход. Налогоплательщик обязан исполнить свое обычное налоговое обязательство или уплатить альтернативный минимальный налог. Установлены следующие ставки альтернативного минимального налога:

% от первых 40 000$;

% от последующих 110 000$;

% от последующих 160 000$;

% от оставшейся суммы 

Как отмечают российские финансисты, именно с помощью широких налоговых льгот в экономически развитых странах была осуществлена переориентация промышленности на развитие современных передовых производств, модернизацию инфраструктуры, переквалификацию рабочей силы. Наиболее общими (стратегическими) тенденциями развития для налоговых систем большинства стран являются следующие положения:

-компании-резиденты в странах уплачивают налоги со всех доходов, включая полученные за рубежом; для устранения двойного налогообложения налог, уплаченный в той стране, с которой государство заключило специальное соглашение, учитывается в пределах ставки налога;

-отсутствуют льготы по налогу на прибыль для малых предприятий;

-применяется метод ускоренной (нелинейной) амортизации при расчете налога на прибыль;

-усиление налогообложения доходов происходит с помощью имущественных налогов (увеличение налога на прибыль за счет налога на прирост капитала во многих других странах в 1,1-1,3 раза)

Следует отметить, что  подход к снижению ставки налога на прибыль и сокращению количества предоставляемых льгот возобладал и в странах Восточной Европы, и странах СНГ. В результате проведенных  налоговых реформ в странах обозначенного  географического региона произошли значительное снижение налоговых ставок и ликвидация большей части налоговых льгот. Налог на прибыль предприятий снижался с 25-40 % (в начале 1990-х годов) до 15-30 % (в 2000-х годах). Наиболее существенное снижение произошло в Венгрии: с 55 % в 1991 году до 16 % в 2004 году. Среди оставшихся налоговых льгот наиболее популярными в этих странах являются:

Информация о работе Прямые налоги