Прямые налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Данную тему я выбрала прежде всего потому, что проблема налогообложения является одной из тех, которую решает правительство на протяжении многих лет ее существования. Постепенное реформирование должно привести к конечному результату, который будет соответствовать мировым стандартам и значительно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством РФ. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов. Налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

Содержание работы

Введение - 2
Понятие и функции прямых налогов, их отличие от косвенных налогов - 4
Анализ действующего механизма прямого налогообложения - 25
Направления совершенствования взимания прямых налогов с учетом зарубежного опыта -
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая доходы прямые налоги (2).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

-ускоренная амортизация (в частности, удвоенная), например, в Эстонии, Латвии, Казахстане;

-налоговые каникулы для новых предприятий (по налогу на прибыль) на 2 года и более - в Чехии, Польше, Эстонии, Латвии, Казахстане;

-ослабление ограничений по переносу убытков на будущее (в том числе снятие всех ограничений для убытков первых 4 лет после создания предприятий в Венгрии)

Реформы по налогу на прибыль в Российской Федерации в научной литературе условно разделяют на ряд этапов:

1 этап (1990-е годы). Высокие налоговые ставки (на прибыль - 35 %). Широкая система налоговых льгот для новых предприятий (налоговые каникулы по налогу на прибыль, ускоренная амортизация, инвестиционные налоговые кредиты и др.);

2 этап (2000-е годы). Понижение налоговых ставок (на прибыль - 24 %). Отмена (почти) всех налоговых льгот. Возможность уменьшения региональной части налога на прибыль (не более чем на 4 %);

3 этап (настоящее время). Возврат к «точечным» налоговым льготам на региональном уровне. Введение особых экономических зон с льготами для резидентов (снижение ставок налога на прибыль). В  Российской Федерации ставка налога на прибыль снижена с 24 до 20 %. Российский законодатель включил в действующий налоговый кодекс Российской Федерации понятие расходов и отказался от применения термина себестоимость, характерного для налогового законодательства Республики Беларусь. Для признания расходов в целях налогообложения прибыли необходимо одновременное выполнение трех условий: обоснованность (экономическая оправданность) расходов; подтверждение расходов документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление расхода в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Представляется обоснованным мнение профессора Н.Б.Ермасовой, которая, в частности, отмечает, что хотя пока локомотивом снижения налогов является Европа, уже можно наблюдать распространение данной тенденции и на другие континенты. Все это говорит о том, какую важную роль играет налоговая конкуренция между странами в условиях глобализации. По мере того, как миграция капитала и рабочей силы становится более простой, цена недальновидной налоговой политики государства возрастает. Стремясь предотвратить отток капитала и работников в страны с более благоприятной налоговой ситуацией, правительства вынуждены реформировать налоговую систему. Поэтому, если налоговой конкуренции предстоит процветать, нынешняя волна снижения налогов далеко не последняя. Система налогообложения прибыли в европейских странах построена в целом по единой схеме:) прибыль организаций облагается как центральным правительством, так и местными органами власти;) объектом обложения выступает чистая прибыль, остающаяся после вычета из выручки экономически обоснованных расходов, разрешенных вычетов и налоговых льгот;) ставки налога, как правило, устанавливаются пропорционально или имеют незначительную прогрессию. Схематично процесс исчисления налога на прибыль за рубежом можно разделить на ряд этапов. Как правило, налогооблагаемая прибыль исчисляется путем изъятия валового дохода (за вычетом косвенных налогов), издержек предприятия, льгот и вычетов. После этого производится вычет распределяемой на дивиденды прибыли, если это установлено принятой методикой . Этот процесс можно разбить на ряд этапов. На первом этапе определяется валовой доход компании. В обычных экономических условиях решающую долю валового дохода составляет, как правило, валовая выручка данной компании. Кроме того, сюда включаются полученные компанией доходы от капитала (дивиденды и проценты за находящиеся в собственности компании ценные бумаги, арендная плата за сдачу и аренду своего имущества и др.); доход от прироста капитала (обычно он определяется как разность между стоимостью соответствующего имущества по ценам его реализации и его же стоимостью по ценам приобретения за вычетом расходов по содержанию имущества); прочие доходы, так или иначе связанные с коммерческой деятельностью компании. На втором этапе из валового дохода исключают косвенные налоги, основными из которых являются налоги на потребление (налог на добавленную стоимость, с продаж, с оборота), акцизы, взносы предпринимателей в фонды страхования и некоторые другие. Тем самым доход компании очищается от изъятий, компенсируемых за счет потребителя. На третьем этапе полностью или частично исключаются те прямые налоги, которые покрываются за счет прибыли на региональном или местном бюджетных уровнях. Правда, в ряде стран подобные исключения наталкиваются на сопротивление, и некоторые местные налоги от него не освобождаются. Например, в Японии из трех местных налогов на прибыль лишь один налог на предпринимательский доход вычитается из валового дохода. В Италии весьма значительный местный налог на предпринимательский доход не подлежит такому вычету. Причина в том, что исключение местных налогов при расчете налогооблагаемой прибыли уменьшает общий объем взимаемых налогов. На четвертом этапе при определении налогооблагаемой прибыли из валового дохода вычитают издержки производства. В налоговом законодательстве развитых стран тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, носят достаточно либеральный характер. Как правило, в указанные издержки разрешается включать все затраты компании, связанные с текущей производственно-коммерческой деятельностью. Если и есть ограничения, то они незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов. На пятом этапе из валового дохода вычитают те налоговые льготы, которые непосредственно направлены на уменьшение налогооблагаемой прибыли. И, наконец, заключительный этап связан с тем или иным решением проблем двойного обложения той ее части, которая распределяется на дивиденды.

Обращает на себя особое внимание, которое уделяется в  европейских странах стимулированию инноваций и инвестиций, связанных  с научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками. Наиболее распространенными в практике развитых стран методами поддержки научных исследований и опытно-конструкторских разработок являются:

-исключение из налогооблагаемых доходов предприятий затрат на НИОКР;

списание затрат на НИОКР в качестве издержек производства;

-налоговый кредит на прирост НИОКР;

-освобождение от налогообложения средств, направляемых на образование фондов специального назначения или консорциумов;

-система ускоренной амортизации;

-инвестиционный налоговый кредит (уменьшение начисленной суммы подлежащего уплате налога на определенный процент от размера инвестиций в НИОКР);

-передача налоговых льгот поставщикам сырья и материалов, оборудования и т.п.

В зарубежной практике существуют различные варианты решения проблем двойного обложения той ее части, которая распределяется на дивиденды:

-классическая система - распределяемая прибыль компании облагается корпорационным и личным налогами, то есть и распределенная, и нераспределенная прибыль облагаются полностью по ставкам корпорационного налога, затем полученные дивиденды облагаются налогом на доходы от капитала, что приводит к двойному налогообложению (США, Швейцария, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург);

-система уменьшения обложения прибыли на уровне компаний, которая представлена двухаспектным образом: 1) наличие разных ставок, при этом распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке (Германия, Австрия, Португалия, Япония); 2) частичное освобождение от налогообложения распределяемой прибыли (Испания, Швеция, Исландия, Финляндия);

-система уменьшения обложения прибыли на уровне акционеров, основанная на двух экономико-правовых механизмах:

1) налоговый кредит  или система зачета (корпорационный  налог уплачивается полностью,  но та его часть, которая относится к распределяемой на дивиденды части, затем засчитывается при взимании с акционеров налога с дивидендов). Действует во Франции, Великобритании, Ирландии;

2) частичное освобождение  от налога дивидендов, независимо  от того, был ли удержан корпорационный налог с распределяемой прибыли или нет (Австрия, Дания, Канада, Япония).

Система полного освобождения от налога распределяемой прибыли, также  представленная двояко:

1) на уровне компании (Греция, Норвегия);

2) на уровне акционеров (Германия, Австрия, Италия, Дания, Финляндия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная литература.

  1. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 с изм. и доп.
  2. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации» часть I, от 31.07.1998г. с изм. и доп., часть II от 5.08.2000 г. с изм и доп.
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 г. с изм. и доп.
  4. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике на 2012-2014 гг.» // www.kremlin.ru
  5. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов // www.minfin.ru
  6. Алиев Б.Х., Кагирдаужиева З.К. К вопросу государственного регулирования ставки налога на доходы физических лиц // Финансы и кредит. 2010. №27
  7. Афанасьев М.П. «Бюджет и бюджетная система»: учебник, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2010
  8. Березин М.Ю. Местные налоги на имущество в Германии // Финансы и кредит. 2010. №10
  9. Гринкевич Л.С., Князева М.В. Формирование модели социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в РФ // Финансы и кредит. 2011. №32
  10. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Высшее образование, 2010
  11. Куницын Д.В. Оценки результатов антикризисной налоговой политики государства // Финансы и кредит. 2010. №38
  12. Налоги и налогообложение: учебник / Под ред. М. Майбурова, 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2010
  13.   Тюпакова Н.Н. Методологические аспекты налогообложения факторов производства // Финансы. 2011. №3
  14. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник. – М.: «Дашков и К», 2010
  15. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. 2011. №2

 

Никитин, С. Налог на прибыль: опыт развитых стран / С. Никитин, А. Никитин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1998. - № 2. - С. 5-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Прямые налоги