Пути совершенствования налога на прибыль, как способ увеличения поступлений в бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства стран, а в бюджете Российской Федерации занимает одно из первых мест. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. И по характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Содержание работы

Введение………………………………………………………... 3
Глава 1. Экономическое содержание налога
на прибыль организаций………………………………………..… 6

1.1.Назначения и функции налога на прибыль
Организаций……………………………………………………..…. 6
1.2. Краткая характеристика налога на прибыль
по элементам……………………………………………………….. 8

Глава 2. Анализ поступлений налога на прибыль……… 18
2.1. Основные изменения налогового законодательства…… 18
2.2. Анализ поступлений в федеральный бюджет
за 2008-2012 год……………………………………………………. 20
2.3. Прогнозируемые поступления налога на прибыль
в федеральный бюджет на 2013 год……………………………….. 23

Глава 3. Пути совершенствования налога на прибыль,
как способ увеличения поступлений в бюджет РФ…………... 26

3.1. Основные проблемы, возникающие при
налогообложении прибыли организаций……………………….… 26
3.2. Меры совершенствования налога на
прибыль организаций………………………………………….….. 29

Заключение…………………………………………….……. 33
Библиографический список………………………….…… 36

Файлы: 1 файл

содержание (Восстановлен).docx

— 158.52 Кб (Скачать файл)
  • Для российских организаций прибыль = полученные доходы – расходы (без акцизов и НДС);
  • Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через представительства, прибыль = доходы – произведённые представительством расходы. Если через российские представительства, то налогооблагаемая прибыль – это доходы от источников в РФ.

В продолжение вопроса объекта необходимо разобраться с методами формирования доходов. Для налогообложения прибыли имеет значение определение даты получения дохода (расхода). Выделяют два метода её определения:

  1. Метод начислений (статья 271 НК);
  2. Кассовый метод (статья 273 НК).

Право применения кассового метода имеют только те организации (исключение -  банки), у которых сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без налогов в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал (ст. 273 п.1). Дата получения дохода – это дата поступления денег на счёт в банке или поступление иного имущества (ст. 273 п.2). Организаций, выручка которых превысила 1 млн. рублей, должны применять метод начисления. Дата реализации определяется как дата начисления доходов5.

В 25 главе для отдельной категории плательщиков (банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг) прописаны особенности определения доходов от реализации. Дата реализации при методе начисления определяется как дата начисления доходов.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Так как объект для налога на прибыль это – прибыль, то налоговая база признаётся денежным выражением прибыли, подлежащей налогообложению. С точки зрения практической деятельности важно отметить, что она определяется налогоплательщиком самостоятельно, нарастающим итогом с начала налогового периода.

Современная ставка налога на прибыль по общему правилу не зависит от вида деятельности и составляет  – 20%.

Налоговая база по прибыли, облагаемая различными ставками, определяется налогоплательщиком отдельно. Таким образом, по операциям, прибыль от которых облагается по иным (специальным) ставкам (статья 284 НК РФ), формируется специальная налоговая база.

Например, организация должна сформировать «специальную налоговую базу»:

Таблица №1 «Специальные налоговые ставки»

На доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянные представительства

Ст.284 НК п.2

20%

со всех доходов.

 

10%

от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или др. подвижных транспортных средств или контейнеров  в связи с осуществлением международных перевозок.

 

 

по доходам, полученным в виде дивидендов

Ст.284 НК п.3

0%

по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов

9%

по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями

15%

по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями

 

 

по операциям с отдельными видами долговых обязательств

Ст.284 НК п.4

 

0%

по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям

9%

по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам

15%

по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам государств - участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации

Центральный банк РФ

Ст.284 НК п.5

0%

от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций

20%

от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций

осуществляющие медицинскую и образовательную деятельность

Ст.284 НК п.2

0%

со всех доходов.


 

 

В случае если в отчётном налоговом периоде плательщик получил убыток, то считается, что налоговая база равна нулю.

Налоговый Кодекс предусматривает возможность переноса убытка на будущее в течение 10 лет. Перенос убытков производится налогоплательщиком в произвольной форме, т.е. не обязательно делить переносимые убытки равномерно. При этом если налогоплательщик понёс убытки белее чем в одном налоговом периоде, то перенос на будущее осуществляется в той очерёдности, в которой они понесены.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Также существуют отчётные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Законодатель предусматривает в отношении размера общей ставки (20%) налоговые льготы. Так в п.1 ст. 284 НК предусмотрено, что на основании законов субъектов РФ  налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в части региональной составляющей.

Плательщик исчисляет порядок по итогам каждого налогового периода самостоятельно, умножая при этом налоговую базу на налоговую ставку. Платежи по налогу на прибыль в течении календарного года считаются авансовыми платежами6.

В НК РФ предусмотрено 3 системы исчисление авансовых платежей:

  1. Ежемесячные, ежеквартальные (все организации)
  2. Ежеквартальные (организации, чья выручка за предыдущие четыре квартала не превысила 10 млн. рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, некоммерческие организации, не имеющие доходы от реализации товаров, работ, услуг)
  3. Ежемесячные от фактически полученной прибыли (организации, которые изъявили платить авансовый платёж подобным образом и уведомили в этом налоговый орган, специальных ограничений, по переходу на этот порядок, нет.)

Таким образом, сумма квартального авансового платежа исчисляется (ст.286 п.2) по формуле:

АК отчёт. = НБ * НС

где АК отчёт. – квартальный авансовый платёж,

НБ – налоговая база отчётного периода, рассчитанная с начала года до конца отчётного периода,

НС – налоговая ставка.

Сумма авансового платежа, который необходимо уплатить в бюджет по итогам соответствующего периода исчисляется (ст.287 п.1) по формуле:

 

АК к доплате = АК отчёт. – АК предыдущий

где АК к доплате - сумма авансового платежа, который необходимо уплатить в бюджет,

АК отчёт. – квартальный авансовый платёж,

АК предыдущий - квартальный авансовый платёж за предыдущий период.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сумма квартального авансового платежа по итогам отчётного периода определяется исходя  из фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода с учётом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Если не получена прибыль или получен убыток, то сумма исчисленного квартального авансового платежа равна нулю7.

Чтобы определить обязан ли налогоплательщик уплачивать ежемесячные авансовые платежи в текущем периоде, организация должна по итогам прошедшего квартала производить расчёт в среднем величины дохода от реализации и сравнить с установленным ограничением 10 млн. рублей. Если средняя величина выручки больше 10 млн., то со следующего квартала следует уплачивать ежемесячные авансовые платежи.

Сумма ежемесячного авансового платежа, который уплачивается в бюджет в течение текущего квартала, определяется исходя из суммы квартального авансового платежа по итогам предыдущего квартала (ст. 286 п.2).

Перейти организации, на уплату ежемесячного авансового платежа исходя из фактически полученной прибыли, можно по желанию. Переход возможен только с начала налогового периода. Об этом налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган в срок не позднее 31 декабря до начала года, в котором планируется переход. Форма уведомления произвольная, т.е. письменная.

Таблица №2 «Сроки уплаты авансового платежа»

Платёж

Срок

1)Налог по исчислению  налогового периода

До 28 марта года следующего за налоговым периодом.

2)Ежеквартальные авансовые  платежи по итогам отчётного  периода

Не позднее 28 дней после окончания налогового периода.

Платёж

Срок

3)Ежемесячные авансовые  платежи при исчислении по  системе их уплаты исходя:

а) из ежемесячных сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в предыдущем отчётном периоде;

б) из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом.

 

а) Не позднее 28 числа текущего месяца

б) Не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным.

4)Налоговые агенты, выплачивающие  доход налогоплательщику – иностранной  организации, несвязанной с постоянным  представительством в РФ.

 

Не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

5)Налоговые агенты, выплачивающие  налог в виде дивидендов, процентов  по гос. и муниципальным ценным бумагам

Не позднее дня, следующего за днем выплаты.

6)Налогоплательщики –  получатели дохода по гос. и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходов в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода

В течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ поступлений налога на прибыль

    1. Основные изменения налогового законодательства с 2013 года

 

Из года в год российское законодательство претерпевает изменения: принимаются новые и вносятся поправки в существующие нормативно правовые акты. Исключением из правила не стал и 2013 год8.

Изменения главы 25 НК РФ можно обозначить следующим образом:

  1. При расчете остаточной стоимости основного средства, в отношении которого налогоплательщик ранее применил амортизационную премию, вместо показателя "первоначальная стоимость" следует использовать показатель стоимости, по которой этот объект был включен в амортизационную группу (подгруппу) (п. 1 ст. 257 НК РФ).
  2. Восстанавливать амортизационную премию при реализации объекта, в отношении которого данная премия применялась, в пределах пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию нужно, только если объект продается лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ).
  3. Дата начала начисления амортизации по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, определяется в общем порядке - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
  4. Безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п. 2 ст. 266 НК РФ).
  5. Предельная величина процентов, учитываемых в расходах, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях или в 0,8 раза - по долговым обязательствам в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).
  6. Доход от реализации недвижимого имущества признается для целей налога на прибыль на дату передачи недвижимости приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче (абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ).
  7. Расходы на приобретение (создание) объектов, относящихся к мобилизационным мощностям, а также на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение таких объектов списываются через механизм амортизации (подп. 17 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 256 НК РФ).
  8. Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственные организации, которые соответствуют условиям, предусмотренным п. 2 и подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, и деятельность которых не облагается ЕСХН, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль на постоянной основе в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) сельхозпродукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).
  9. Депозитарий при выплате дохода по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (независимо от даты регистрации их выпуска) и иным эмиссионным ценным бумагам российских организаций с обязательным централизованным хранением (только в отношении тех из них, выпуски которых прошли государственную регистрацию или выпускам которых был присвоен идентификационный номер после 1 января 2012 г.) иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль с учетом положений ст. 310.1 НК РФ (п. 1 ст. 310 НК РФ).
  10. Бюджетные средства, выделяемые ТСЖ, ЖСК, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, относятся к средствам целевого финансирования, не учитываемым в доходах (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Более детальное изменение главы 25 НК РФ в приложении №1.

 

    1. Анализ поступления в федеральный бюджет за 2008 – 2012 год

 

Как уже ранее было изложено, налог на прибыль организаций – это федеральный налог, ставка которого установлена в размере 20%, однако в федеральный бюджет поступает лишь 2%,а остальные 18% поступают в бюджеты субъектов РФ. Но роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета (как федерального, так и субъектов РФ) в России достаточно существенна, объемы поступления средств от этого налога очень велики.

График №1 «Поступление налога на прибыль организаций за 2008 – 2012 год по данным ФНС»

Таблица №3 «Поступление налога на прибыль за 2008 – 2012 год по данным ФНС (форма №5-П)» 9

год

2008

2009

2010

2011

2012

всего

(тыс. руб.)

 

1988923486

 

1379410113

 

1730409119

 

2097518511

 

1548096953

в федеральный бюджет (тыс. руб.)

 

549932847

 

141788707

 

178151612

 

216267930

 

161962885

удельный вес (%)*

 

27,65

 

10,28

 

10,30

 

10,31

 

10,46


 

 

При этом удельный вес = НнПО всего/ НнПО в фед.бюджет * 100%.

где НнПО всего – налог на прибыль организвций поступивший всего за год,

НнПО в фед.бюджет – налог на прибыль организаций поступивший за год в федеральный бюджет.

Как показывает анализ статистики, в 2008 году наблюдалось увеличение поступления налога на прибыль. Важнейшим фактором роста поступлений, безусловно, являлось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, выразившееся в росте сальдированного финансового результата и в снижении количества убыточных предприятий. Однако если сравнивать с 2008 годом, то можно заметить, что в 2009 поступления наоборот стали сокращаться. В 2008 году в налоговых доходах федерального бюджета этот налог занимал третье место (19%) после НДПИ и НДС, а уже в конце 2009 года поступления налога на прибыль в налоговых доходах федерального бюджета составили 6%.

Информация о работе Пути совершенствования налога на прибыль, как способ увеличения поступлений в бюджет РФ