Пути совершенствования налога на прибыль, как способ увеличения поступлений в бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства стран, а в бюджете Российской Федерации занимает одно из первых мест. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. И по характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Содержание работы

Введение………………………………………………………... 3
Глава 1. Экономическое содержание налога
на прибыль организаций………………………………………..… 6

1.1.Назначения и функции налога на прибыль
Организаций……………………………………………………..…. 6
1.2. Краткая характеристика налога на прибыль
по элементам……………………………………………………….. 8

Глава 2. Анализ поступлений налога на прибыль……… 18
2.1. Основные изменения налогового законодательства…… 18
2.2. Анализ поступлений в федеральный бюджет
за 2008-2012 год……………………………………………………. 20
2.3. Прогнозируемые поступления налога на прибыль
в федеральный бюджет на 2013 год……………………………….. 23

Глава 3. Пути совершенствования налога на прибыль,
как способ увеличения поступлений в бюджет РФ…………... 26

3.1. Основные проблемы, возникающие при
налогообложении прибыли организаций……………………….… 26
3.2. Меры совершенствования налога на
прибыль организаций………………………………………….….. 29

Заключение…………………………………………….……. 33
Библиографический список………………………….…… 36

Файлы: 1 файл

содержание (Восстановлен).docx

— 158.52 Кб (Скачать файл)

В число лиц, о которых налоговый орган вправе истребовать документы в порядке статьи 93.1 Кодекса, должны быть включены лица, с участием которых проверяемым налогоплательщиком совершается сделка (совокупность сделок) по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Истребование таких документов производится налоговым органом при проведении налоговых проверок, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Поправки призваны усилить ответственность лица при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки. Наряду с этим следует предоставить налоговым органам право проведения выемки документов при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки.

Одна из главных причин жалоб на уровень административной нагрузки – это издержки, связанных с представлением заверенных копии документов. Однако налоговый орган не может не использовать механизм истребования документов. В условиях сокращения количества выездных налоговых проверок развитие аналитической составляющей в контрольной работе требует от налоговых органов накопления и использования колоссального объема информации из различных источников, которую необходимо формализовать.

Представляется неизбежным переход на электронное взаимодействие при представлении в налоговый орган всех первичных документов. В этих целях в статью 93 НК РФ вносится изменение, согласно которым под установленными форматами документа понимаются форматы, установленные ФНС России. Запуск электронного документооборота счетов – фактур должен ускорить переход к электронному документообороту иных документов.

Надлежит закрепить срок ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Целесообразно увеличить срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки до одного месяца. Также месяц, а не 10 дней, должен быть срок для представления возражений, если правонарушение выявлено вне рамок налоговых проверок.

Задача изменений в налоговом администрирования состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Так будет обеспечена реальная налоговая конкуренция – равные условия для всех.

Действующее налоговое законодательство РФ не использует термин «юридическое лицо – налоговый резидент РФ», употребляя вместо него термин «российская организация». Данное определение является очень узким, и главный его недостаток состоит в том, что оно не учитывает как экономическую связь между организацией и ее учредителями, так и между организацией и ее дочерними компаниями. В среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будет внесено понятие налогового резидента организаций на основе нескольких критериев, аналогичных используемых в международных налоговых соглашениях РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемый с прибыли организации. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль является обязательным и подлежит взиманию на всей территории РФ. С 2002 года регулируется главой 25 НК РФ, которая заменила закон «О налоге на прибыль» и в отличие от него это документ, который отражает новые тенденции в налоговых отношениях.

В российской налоговой системе налог на прибыль занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Поэтому можно уверенно сказать, что налог на прибыль играет большую роль в формировании федерального бюджета. А в бюджете Российской федерации занимает второе место после НДС.

Современная ставка налога на прибыль по общему правилу не зависит от вида деятельности и составляет  – 20%. Однако в федеральный бюджет поступает лишь 2%,а остальные 18% поступают в бюджеты субъектов РФ.

В практической части курсовой работы был произведен анализ поступления налога на прибыль организации в федеральный бюджет за последние пять лет, и рассмотрены прогнозы поступления налога на прибыль в федеральный бюджет на 2013 год. Как показывает анализ статистики, в 2008 году наблюдалось увеличение поступления налога на прибыль. Важнейшим фактором роста поступлений, безусловно, являлось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, выразившееся в росте сальдированного финансового результата и в снижении количества убыточных предприятий. Однако если сравнивать с 2008 годом, то можно заметить, что в 2009 поступления наоборот стали сокращаться. В 2010 - 2012 году наблюдалось небольшое увеличение поступлений. Итак, поступление налога на прибыль организаций, подлежащего  зачислению в федеральный бюджет в 1,2 раза больше 2010 года. В 2012 году наблюдалось очередное уменьшение поступлений по сравнению с  2011 годом. В соответствии с  пояснительной запиской к проекту ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2013 год прогнозируется в сумме 445 418,3 млн. рублей. В основу расчета поступления налога на прибыль организаций принят прогнозируемый на 2013 год объем прибыли в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных ФНС о налоговой базе за 2011 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2012 году и объема прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представленного в составе показателей прогноза социально - экономического развития РФ.

Однако практика показала, что система налогообложения прибыли организаций имеет существенные недостатки, которые необходимо исправить для более эффективного использования государством такого налогового инструмента как налог на прибыль. Основными проблемами, возникающими при налогообложении прибыли организаций являются:

  1. порядок определения налогооблагаемой базы;
  2. сложность восприятия законодательства по налогу на прибыль;
  3. незаконное применение льгот;
  4. уклонение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога.

Из года в год российское законодательство претерпевает изменения: принимаются новые и вносятся поправки в существующие нормативно правовые акты. Исключением из правила не стал и 2013 год. Изменения главы 25 НК РФ затронули следующие моменты:

  1. расчет остаточной стоимости основного средства, в отношении которого налогоплательщик ранее применил амортизационную премию;
  2. дату начала начисления амортизации по основным средствам;
  3. предельную величину процентов, учитываемых в расходах;
  4. доходы от реализации недвижимого имущества;
  5. расходы на приобретение (создание) объектов, относящихся к мобилизационным мощностям;
  6. сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  7. бюджетные средства, выделяемые ТСЖ, ЖСК, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Процесс совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. О Федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов: закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 7 декабря.
  2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков: закон Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. № 321-ФЗ // Российская газета. -2011. – 11 ноября.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : Эксмо., 2013. – гл. 25.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М. : Эксмо, 2013. -192с.
  5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» от 28.06.2012 года.
  6. Агафонова М.Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах / М. Н. Агафонов. - М.: Бератор-Пресс, 2008.- 312 с.
  7. Авансовые платежи по налогу на прибыль в 2013 году/  гл. ред. Артюк В.И. - URL: http://sambukh.ru/articles/avansovye-platezhi-po-nalogu-na-pribyl-v-2013-godu/ (дата обращения: 06.05.2013)
  8. Белова Н. Н. О льготах по налогу на прибыль организаций / Н. Н. Белова // Налоговый вестник, 2004. - №4. – С. 18 – 22.
  9. Брызгалин А.В. Налог на прибыль в 2012 году/ А. В. Брызгалин // Налоги и финансовое право, 2011. – №12. – С. 24.
  10. Григоренко Д.Ю. Обсуждаем сложные вопросы исчисления налога на прибыль / Д.Ю. Григоренко // Российский налоговый курьер, 2007. - №20. – С. 31.

11. Комментарий к ФЗ от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК  РФ и статью 2 ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". - URL: http://www.pnalog.ru/material/popravki-nalog-na-pribyl-nds-2013 (дата обращения: 02.05.2013).

  1. Назаров А. А. О налоге на прибыль / А. А. Назаров // Налоговый вестник, 2005. - №3. С. 18 – 23.
  2. Налог на прибыль 2013 /новые правила учета некоторых расходов. - URL:  http://www.glavbukh.ru/art/20665 (дата обращения: 12. 05. 2013)
  3. Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008-2009 / К. Н. Новоселов. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009. – 321 с.
  4. Павлова Л.П. Федеральные налоги и сборы с организаций  / Л. П. Павлова. -М.: Налог-ИНФО, 2007.  - 386 с.
  5. Попова О. Перенос убытков на будущее// Практическая бухгалтерия, 2007, №6
  6. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение / А. Э. Сердюков. - СПб.: Питер, 2007.  – 431 с.
  7. Федеральная налоговая служба /Данные по формам статистической налоговой отчетности. - URL:  http://www.nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/otchet_svod/ (дата обращения: 02.05.2013)
  8. Хороший О.Д. Обсуждаем проблемы исчисления налога на прибыль / О.Д. Хороший // Российский налоговый курьер. – 2007. - №13-14. – С. 28.
  9. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение  / Д. Г. Черник. -М.: ИН-ФРА-М, 2008. – 284 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

«Основные изменения законодательства, вступившие в силу с 2013 года»

Изменения

с 1 января 2013 года

до 1 января 2013 года

Уточнен состав документов, которые подтверждают право участника проекта "Сколково" на освобождение от обязанностей налогоплательщика (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 97-ФЗ от 29 июня 2012 г.)

Чтобы подтвердить (продлить) право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, организация для подтверждения годового объема выручки должна направить в налоговую инспекцию по месту своего учета отчет о финансовых результатах (абз. 3 п. 7 ст. 246.1 НК РФ)

Ранее данные положения содержали упоминание в отчете о прибылях и убытках

Сокращен перечень доходов и расходов некоммерческой организации, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы (п. 4 ст. 7 Федерального закона № 225-ФЗ от 1 декабря 2008 г.)

Положения пп. 38 п. 1 ст. 251, п. 48.9 ст. 270 Налогового кодекса РФ утратили силу

Ранее не учитывались при расчете налога на прибыль доходы (расходы) некоммерческой организации, осуществляющей финансовую поддержку, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г., которые получены от размещения временно свободных денежных средств

Расширен перечень расходов страховых организаций (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 78-ФЗ от 14 июня 2012 г.)

Разрешено учитывать в составе расходов страховой организации суммы отчислений в компенсационный фонд на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (пп. 1.3 п. 2 ст. 294 НК РФ)

Ранее не было предусмотрено подобных положений

Расширен перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 78-ФЗ от 14 июня 2012 г.)

Не учитываются в налоговых доходах следующие целевые поступления, которые получены профессиональным объединением страховщиков в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров: 
– предназначенные для финансирования компенсационных выплат; 
– а также суммы возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах. 
(пп. 17 п. 2 ст. 251 НК РФ)

Ранее не было предусмотрено подобных положений

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, на постоянной основе установлена ставка 0 процентов (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 161-ФЗ от 2 октября 2012 г.)

Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые соответствуют критериям п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, а также относящиеся к ним рыбохозяйственные организации, отвечающие требованиям одновременно п. 2и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, не перешедшие на систему налогообложения в виде ЕСХН, вправе продолжать применение ставки 0 процентов при соблюдении определенных условий (п. 1.3 ст. 284 НК РФ)

Ранее данная льгота была предусмотрена только на период с 2004 по 2012 год

Изменен порядок учета основных средств, к которым была применена амортизационная премия (пп. "а" п. 5, п. 10 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

Восстанавливать амортизационную премию теперь нужно, только если основное средство, по которому была применена амортизационная премия, реализуется ранее чем по истечении пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию взаимозависимому лицу. Сделать это необходимо в том отчетном (налоговом) периоде, в котором состоялась реализация основного средства.

(абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ)

Ранее восстанавливать амортизационную премию нужно было во всех случаях, когда организация реализовывала основное средство, по которому применила премию, ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию.

Положений о периоде восстановления предусмотрено не было. Однако такие разъяснения давали контролирующие ведомства

Если при реализации основного средства нужно восстановить амортизационную премию, то остаточную стоимость такого объекта нужно увеличить на сумму восстановленной амортизационной премии (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). При этом для расчета остаточной стоимости нужно использовать первоначальную стоимость основного средства за вычетом примененной амортизационной премии (п. 1 ст. 257, п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ранее по данному вопросу не было выработано единой точки зрения

Изменен момент начала начисления амортизации в отношении основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации (пп. "б" п. 5,п. 6 ст. 1 ФЗ № 206-ФЗ)

По объектам, право собственности, на которые подлежит государственной регистрации, начислять амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК)

Ранее начислять амортизацию по таким объектам нужно было не ранее подачи документов на государственную регистрацию и ввода объекта основных средств в эксплуатацию

Ограничен перечень объектов, к которым можно применять повышающий коэффициент амортизации при использовании имущества в условиях агрессивной среды и повышенной сменности (п. 7 ст. 1 ФЗ № 206-ФЗ)

По основным средствам, которые используются для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, применять повышающий коэффициент можно будет, только если такой объект был принят на учет до 1 января 2014 года (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ)

Ранее подобного ограничения предусмотрено не было

Изменен порядок учета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке (п. 3, 8 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

В составе внереализационных расходов можно единовременно учитывать расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Исключение – расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение мобилизационных мощностей, которые признаются амортизируемым имуществом. Такое имущество подлежит амортизации в общем порядке.

( пп. 17 п. 1 ст. 265, абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ)

Ранее подобные затраты (независимо от соответствия критерям амортизируемого имущества) учитывались в составе внереализационных расходов, если они не компенсировались из бюджета. При этом для подтверждения в налоговую инспекцию по месту своего учета нужно было представить определенный пакет документов

Расширено понятие "безнадежный долг" для целей расчета налога на прибыль (п. 9 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

Безнадежным (нереальным ко взысканию) долгом теперь также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

– невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей;

– отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными

(абз. 2-4 п. 2 ст. 266 НК РФ)

Ранее подобных положений предусмотрено не было. Однако такие разъяснения давали контролирующие ведомства

Установлена дата, на которую нужно признавать доход от реализации имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации (пп. "а" п. 13 ст. 1 ФЗ № 206-ФЗ)

При использовании метода начисления доход от реализации недвижимого имущества нужно признавать на дату передачи такого имущества покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче имущества (абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ)

Ранее по данному вопросу не было выработано единой точки зрения

Продлен срок в течение, которого предельная величина процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте рассчитывается исходя из произведения ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 (п. 11 ст. 1 ФЗ № 206-ФЗ)

Предельная величина процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте принимается равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 в период с 31 декабря 2012 года по 31 декабря 2013 года (абз. 3 п. 1.1 ст. 269 Налогового кодекса РФ)

Ранее данный срок был ограничен 31 декабря 2012 года

Изменен порядок учета убытков, полученных по договору доверительного управления (п. 14 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

Убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления, по условиям которого учредитель управления не является выгодоприобретателем, от использования имущества, переданного в доверительное управление, не учитываются при определении налоговой базы по налогу учредителем управления и выгодоприобретателем (п. 4.1 ст. 276 Налогового кодекса РФ). В соответствии с данными изменениями учредитель доверительного управления, являющийся одновременно выгодоприобретателем, сможет учитывать убытки в целях налогообложения

Убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются убытками учредителя (выгодоприобретателя), учитываемыми в целях налогообложения в соответствии с настоящей главой


 

 

 

 

 

 

1 Павловой Л.П Федеральные налоги и сборы с организаций. -М.: Налог-ИНФО, 2007  - 386 с.

2 Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008-2009.  – М: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009. – 321 с.

3 Белова Н.Н. О льготах по налогу на прибыль организаций // Налоговый вестник, 2004. - .№4. С.18 – 22

4 Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»

5 Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. - М.:ИН-ФРА-М, 2008. – 284 с.

6  Авансовые платежи по налогу на прибыль в 2013 году/  гл. ред. Артюк В.И. - URL: http://sambukh.ru/articles/avansovye-platezhi-po-nalogu-na-pribyl-v-2013-godu/ (дата обращения: 06.05.2013)

7 Назаров А.А. О налоге на прибыль // Налоговый вестник. 2005. - №3. С.18 – 23.

8 Изменение законодательства / Комментарий к ФЗ от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК  РФ и статью 2 ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". - URL: http://www.pnalog.ru/material/popravki-nalog-na-pribyl-nds-2013 (дата обращения: 02.05.2013).

9 Федеральная налоговая служба /Данные по формам статистической налоговой отчетности. - URL:  http://www.nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/otchet_svod/ (дата обращения:02.05.2013).

10 Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

11  Григоренко Д.Ю. Обсуждаем сложные вопросы исчисления налога на прибыль // Российский налоговый курьер. – 2007. - №20. – С. 15.

12  Проект «Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»


Информация о работе Пути совершенствования налога на прибыль, как способ увеличения поступлений в бюджет РФ