Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:43, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что она повседневна и касается всего государства. Например, взять соединенные штаты Америки, в которой налоговая политика государства на высшем уровне, чего нельзя сказать о нашей стране, об этом и о многом другом я попытаюсь вам описать в своём реферате.
Цель в следующем: рассмотреть налоговую политику России до глобального экономического кризиса и в глобальный экономический кризис.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..
4
2 ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ДО
ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА……………………….
12
3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА…………………………………………..
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
30
3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами ухудшает инвестиционный климат страны, соответственно происходит, уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент. Актуальность данной работы определяется тем, что в условиях глобального экономического кризиса, в пучину которого продолжают погружаться практически все экономики мира, государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоговая политика – это совокупность мероприятий государства в области налогообложения. Она является частью ее финансовой и экономической политики, меняется под влиянием социальной, политической и экономической обстановки в стране.13
Как уже говорилось, в теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства:14
2. политика разумных налогов, способствующая максимальному
развитию предпринимательства;
3. политика высокого уровня налогообложения при значительной
социальной защите населения.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на не-нефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Рис.3. Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор (%ВВП)
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).
Таблица 1.
Структура налоговых доходов бюджетной системы
% к итогу
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Налоговые доходы всего |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Налог на прибыль |
15.1 |
16.1 |
12.0 |
11.5 |
14.4 |
16.8 |
17.1 |
17.9 |
НДФЛ |
6.6 |
8.0 |
9.3 |
10.0 |
9.5 |
8.9 |
9.5 |
10.5 |
НДС |
17.4 |
20.1 |
19.6 |
19.3 |
17.8 |
18.6 |
15.5 |
18.7 |
Акцизы |
6.4 |
7.6 |
6.9 |
7.5 |
4.1 |
3.3 |
2.8 |
2.6 |
Таможенные пошлины |
8.8 |
10.4 |
8.4 |
9.9 |
14.3 |
20.5 |
22.9 |
19.2 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы |
3.0 |
4.1 |
8.6 |
8.6 |
9.6 |
11.5 |
11.9 |
9.9 |
ЕСН |
20.4 |
20.1 |
19.4 |
19.1 |
17.8 |
14.9 |
14.7 |
15.3 |
Прочие налоги |
22.4 |
13.6 |
15.9 |
14.2 |
12.5 |
5.6 |
5.6 |
5.9 |
Налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.
Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.
При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости.
Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы. В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.15
Налоговая политика находит свое выражение в видах и количестве установленных налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков, налоговых льготах.
В конце 2008 года российские власти приняли решение стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот. В беспрецедентно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», который позволил радикально снизить налоговую нагрузку на организации. 16 В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС.
С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога, которая уменьшилась с 6,5 до 2,5%. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%, то есть минимальная ставка налога составила 16% (рис 3.).
Рис.4. Структура налога на прибыль
Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей.17
Был экстренно изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за четвертый квартал 2008 года. Эта мера позволила компаниям заплатить авансовые платежи с реальной прибыли, полученной в ноябре-декабре, а не c высокой прибыли третьего квартала.18
Амортизационная премия увеличена с 10 до 30%. Компании могут сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30% первоначальной стоимости основных средств. Данная льгота действует в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше трех и до 20 лет, приобретенных после 1 января 2009 года. Увеличение размера амортизационной премии создает благоприятные условия для переоборудования существующих и создания новых производств, приобретения новых технологий, значительно облегчив налоговую нагрузку до момента получения реальной прибыли от новых объектов.
Проценты по кредитам можно в большем объеме учесть в расходах. По общим правилам можно уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму процентов, которая не отклоняется от среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале, более чем на 20%. Кроме того, уменьшение возможно на проценты в пределах фиксированных ставок, установленных в Налоговом кодексе. В условиях кризиса многие компании вынуждены привлекать займы по ставкам, превышающим установленные фиксированные ограничения. Для решения этой проблемы предельная величина процентной ставки по долговым обязательствам, которую можно учесть в расходах, для долговых обязательств в иностранной валюте увеличена с 15 до 22%, для долговых обязательств в рублях – с 1,1 до 1,5 ставок рефинансирования ЦБ РФ. Это положение применяется к займам, привлекаемым в период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Расширен перечень расходов
на добровольное страхование, уменьшающих
прибыль. С 1 января 2009 года в перечень
включены расходы на
Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повысился с 1 до 2 млн. рублей. Таким образом, максимальная экономия, которую могут получить работники, увеличивается с 130 тыс. до 260 тыс. руб. при ставке НДФЛ 13%. Этой льготой смогут воспользоваться и те, кто приобрел жилье в 2008 году.
Оптимизирован НДС по авансам и при осуществлении неденежных расчетов. С 1 января 2009 года налогоплательщики получили право принимать к вычету НДС по авансовым платежам в том налоговом периоде, в котором произведен платеж. Ранее НДС по авансам принимался к вычету только после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов. Эта мера позволила компаниям упорядочить уплату НДС и освободить дополнительные денежные средства в тех периодах, в которых компании непосредственно несут расходы. С другой стороны, данная поправка может привести к ряду проблем для тех покупателей, которым будет сложно соотнести авансы с конкретными товарами, работами или услугами.
Отменен НДС при ввозе технологического оборудования. По ранее действовавшим правилам российские компании могли получить освобождение от уплаты таможенного НДС со стоимости технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. На практике таможенные органы считали технологическим только то оборудование, которое включено в перечень, утвержденный приказом ГТК от 2001 года. Хотя в некоторых случаях суды более широко трактовали эту норму и допускали применение освобождения от НДС в отношении оборудования, не включенного в данный перечень. С начала текущего года от уплаты таможенного НДС освобождается ввоз только такого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, – по перечню, утверждаемому Правительством РФ.19
Упрощен порядок подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров. Компании-экспортеры получили право представлять в налоговые органы не таможенные декларации, а реестры таможенных деклараций, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с отметками таможенных органов. Это должно облегчить процесс представления документов и сократить число отказов в возмещении НДС из-за формальных недостатков в таможенных декларациях. Также увеличен на 90 дней, то есть до 270 дней срок представления документов для подтверждения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров. Однако это временная мера – увеличенные сроки будут действовать в отношении операций с товарами в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.