Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 04:04, курсовая работа
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.
Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы прямых налогов как
источника доходов регионального бюджета………………5
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов……. 5
1.2 Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы
регионального бюджета…..…………………………………………………….. 9
1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов ……… 13
ГЛАВА 2. Анализ и оценка поступлений прямых
налогов в региональный бюджет .……….……………………... 17
2.1 Анализ доходов региональных бюджетов за 2008 – 2010
годы (на примере Приморского края и Камчатского края) ……………… 17
2.2 Анализ структуры прямых и косвенных налогов ….……………………20
ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов регионального
бюджета за счет прямых налогов ……….………………………24
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы регионального
бюджета за счет прямых налогов …………………………………………….. 24
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор
увеличения доходов регионального бюджета …………………………..…... 27
Заключение .….………………………………
История развития налогов в Русском государстве начинается с конца IX века. Первоначальным источником казны была дань – это прямой налог (подать), собираемый с населения, который изначально ассоциировался с военной контрибуцией. По мере роста и усиления Киевского государства, дань превращалась в подать, уплачиваемую населением государству.
Дань как прямая подать существовала на протяжении XI-XII веков и первой половины XIII века.
На протяжении XIV – XV веков не существовало как таковых росписей всех налогов, поступавших в казну и их последующего распределения на определенные государственные нужды.
К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. В большинстве княжеств в качестве основы обложения выступает соха. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременную уплату подати. Однако в этот период отсутствовало единообразие в податной системе, в пределах каждого княжества существовали свои виды податей.
В XVI веке проводилась общая перепись земель в государстве, и на этой основе окончательно складывалась посошная система обложения. Посошный (поземельный) налог был основным прямым налогом в Русском государстве.
В начале XVII века стоимость рубля резко падает. Чтобы сохранить доходы на прежнем уровне, нужно было либо существенно повышать ставки налогов, либо вводить новые. Правительство использует и тот, и другой метод.
Основным фактором, определявшим рост налогового бремени, был неуклонный рост финансовых потребностей государства, а именно: расширялась его территория, возрастали расходы на содержание царского двора, больших затрат требовали содержание армии и ведение войн.
В XVII веке прослеживалась тенденция слияния нескольких близких по своему характеру податей в единый налог - данские деньги. Этот налог включил в себя собственно дань, взимавшуюся с незапамятных времен, а также ряд прямых податей специального назначения, введенных в XVI веке в связи с военными потребностями – пищальные деньги и стрелецкую подать, Впоследствии стрелецкая подать становится главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога.
В сентябре 1679 года выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения.
Подворная система налогообложения не обеспечивала возросшие потребности армии и флота, т.к. число дворов неуклонно убывало. В связи с этим в годы правления Петра I происходит замена подворного обложения на подушную подать. Это связано с тем, что подворная система не давала возможности воспользоваться при сборе налогов приростом населения, а обложение по душам гарантировало привлечение к уплате всех податных лиц.
Сильнее всего от введения подушной подати пострадали помещичьи крестьяне, платежи которых возросли в 3-4 раза. Одновременно помещики увеличили оброк со своих крестьян до 10-12 руб.
Во времена правления Екатерины II происходит замена подушной подати на купечество гильдейским налогом. Гильдейский налог был по сути дела промысловым налогом, который покончил со старой раскладочной системой, ввел индивидуальные оклады и поставил каждого плательщика «лицом к лицу» с государством.3
Рассматривая место прямых налогов в доходах казны, проследим структуру доходов бюджета Российской империи в XVIII веке.
Соотношение основных налогов в доходах казны в XVIII веке представлено в Приложении, таблице 1.2.1.
Как мы видим, на протяжении 1724-1796 гг. большую часть доходов казны мы получаем за счет прямых налогов. Данные наглядно показывают, что в 1724 году соотношение прямых и косвенных налогов в общих доходах бюджета Российского государства составляло 62,3 процентов прямые налоги и 37,3 процентов косвенные. К 1796 году соотношение изменилось в сторону увеличения косвенных, которые составили 53,6 процентов. Такая структура государственных доходов была характерной чертой российских финансов XVIII века.
Существенным изменением в области прямых налогов, была отмена подушной подати с мещанства, что произошло в 1863г. Взамен был установлен в городах подомовой налог, который представлял собой налог на недвижимое имущество: жилые дома, фабрики, заводы, театры и другие строения. Кроме того, горожане, занимающиеся промыслами, должны были платить патентный сбор. Новые налоги возместили потери от отмены подушной подати для мещан, которая к моменту ее отмены давала 4 млн. руб.
Была несколько упорядочена подушная подать с крестьян: введена шкала окладов, что сделало подать более справедливой, ограничено действие круговой поруки.
Прямые налоги в России первой половины XIX века составляли основу государственного бюджета. Основными статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и питейный налог. Эти статьи составляли свыше половины всех государственных доходов.
Подобная структура бюджета России и его принципиальные основы оставались неизменными вплоть до начала реформ, несколько изменилось лишь процентное соотношение этих статей.
Во второй половине XIX века произошла трансформация прямых налогов. Структура налоговых платежей второй половины XIX века представлена в Приложении, таблице 1.2.2.
Данные таблицы показывают, что в 1867 году больший объем поступлений обеспечивали косвенные налоги, которые составили 185, 7 млн. руб., а прямые в свою очередь приносили 93,4 млн. руб. В 1877 году сохраняется динамика роста косвенных налогов, их удельный вес составляет 65,2 процентов или 265,2 млн. руб., в то время как прямые налоги обеспечивают поступления в бюджет в размере 134,0 млн. руб. В 1887 г. доля прямых налогов уменьшатся до 82,7 млн. руб, в то время как косвенные увеличиваются до 378,8 млн. руб или до 15,9 процентов и 73,5 процентов соответственно. В 1897 г. объем поступлений по прямым налогам незначительно возрос и составил 101,4 млн. руб, а косвенные сохраняют динамику роста и обеспечивают поступления в бюджет в размере 440,9 млн. или 71,4 процентов всех доходов бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод о снижении удельного веса прямых налогов в общей доле доходов за рассматриваемый период на 15,4 процентов. Основной причиной увеличения доли косвенных налогов стал принятый правительством курс на высокое развитие косвенного обложения.4
Несмотря на то, что до начала ХХ века наблюдалось существенное преобладание поступлений от косвенных налогов над прямыми, к началу ХХ века происходит выравнивание доли прямых и косвенных налогов.
Таким образом,
рассмотрев историю возникновения
и развития прямых налогов и их
роль в доходах бюджетов, можно
сказать, что в процессе эволюции
налоговой системы России произошла переориентация
с доминирования прямых налогов в доходах
государственной казны на косвенные налоги.
Принятие Конституции
Доходы бюджетов Российской Федерации
формируются в соответствии с
бюджетным законодательством
В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет:
Доходам бюджета посвящен весь раздел II Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходам федерального бюджета посвящена глава 7 БК РФ, доходам регионального бюджета глава 8, доходам местных бюджетов глава 9.
Остановимся подробнее на прямых налогах региональных бюджетов. Рассмотрим прямые налоги регионального бюджета, которые, формируются за счет региональных налогов и отчислений от федеральных налогов.
В соответствие со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов:
Данной статьей определен также перечень налоговых доходов бюджетов субъектов РФ от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Так, например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 70%, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30%, налог на добычу углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых по нормативу 100%.
Региональные налоги, как указано в статье 12 НК РФ, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые установлены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Иные элементы налогообложения по региональным налогам определяются НК РФ. Кроме того, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии со статьей 59 БК РФ законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом.
Налог на имущество организаций
устанавливается налоговым
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также порядок и сроки уплаты.
Глава 30 НК РФ определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый и отчетный период, налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты налога и т.д.
Налог на игорный бизнес — налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Например, в г.Москве принят закон "О ставках налога на игорный бизнес" от 22.10.2003 N 62 (ред. от 17.06.2009).
В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, они устанавливаются исходя из минимальных значений установленных Налоговым Кодексом.
Главой 29 Налогового Кодекса РФ регламентируется порядок исчисления и уплаты налога, устанавливаются сроки для уплаты налога и ответственность за их нарушение.
Так, каждый объект налогообложения
подлежит регистрации в налоговом
органе по месту установки этого
объекта налогообложения не позднее,
чем за два рабочих дня до даты
установки каждого объекта
Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.
Данный налог регулируется главой 28 НК РФ, которая введена федеральным законом от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ, и определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Таким образом,
основными нормативно-
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень налоговых доходов и нормативы их зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также определяет федеральные, региональные и местные налоги.
Налоговый
кодекс Российской Федерации определяет
налогоплательщиков, объект налогообложения,
налоговую базу, налоговый период, ставки,
льготы, порядок исчисления и сроки уплаты
налога.
Информация о работе Роль прямых налогов в региональном бюджете