Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 04:04, курсовая работа
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.
Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы прямых налогов как
источника доходов регионального бюджета………………5
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов……. 5
1.2 Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы
регионального бюджета…..…………………………………………………….. 9
1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов ……… 13
ГЛАВА 2. Анализ и оценка поступлений прямых
налогов в региональный бюджет .……….……………………... 17
2.1 Анализ доходов региональных бюджетов за 2008 – 2010
годы (на примере Приморского края и Камчатского края) ……………… 17
2.2 Анализ структуры прямых и косвенных налогов ….……………………20
ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов регионального
бюджета за счет прямых налогов ……….………………………24
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы регионального
бюджета за счет прямых налогов …………………………………………….. 24
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор
увеличения доходов регионального бюджета …………………………..…... 27
Заключение .….………………………………
Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также за счёт поступлений из вышестоящих бюджетов. Стоит лишь отметить, что налоговые доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы, и часть общих налогов, поступающих в бюджеты данного уровня из вышестоящих бюджетов.
К неналоговым
доходам региональных бюджетов относятся
доходы от предприятий, находящихся
в муниципальной собственности,
арендной платы, санкций, налагаемых за
нарушение законодательства, добровольных
взносов юридических и
В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих органов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов.
1) Опыт США.
В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных
уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней, но их характер очень различен. Что же касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется, прежде всего, за счет косвенных налогов (налоги на продажи и акцизы);
В налоговых доходах штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов [Караваева И.В., С.42].
Одним из основных источников
доходов штатов, которым они
делятся с городами, является
налог с продаж. Налог
с продаж применяется в
большинстве штатов. Его
ставка колеблется, поскольку
устанавливается
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую
активность.
Недостаток собственных средств штатов порывается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета и поступлений из бюджетов местных органов власти.
2) Опыт Швейцарии.
Швейцарская конфедерация включает в себя 26 кантонов, в их состав
входит 3030 общин, представляющих собой отдельные города или деревни. Деятельность кантонов ограничена федеральными законами лишь в немногих областях - оборона, внешняя политика и экономическая политика всей конфедерации. Во всем остальном кантоны самостоятельны.
В Швейцарии, как и в других странах, применяется так называемое
финансовое выравнивание, т. е. Сильные в смысле налогообложения кантоны передают часть своих средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое происходит и на общинном уровне.
Около половины прямых налогов конфедерации, составляющих 20 -30% ее доходов перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких норм нет. Конкретные размеры перераспределения обсуждаются на совещании финансовых директоров кантонов.
Главный
вид налога - подоходный
налог. Существуют косвенные
виды налогообложения,
Другой вид налога - зачетный берется с оборота ценных бумаг. Он позволяет обезопасить всю налоговую систему. Данный налог берется с прибыли на капитал (в момент ее возникновения), но в конце года возвращается налогоплательщикам. Делается это для того, чтобы инвестор не мог спрятать доход от налогообложения.
Всего кантонам и общинам идет, как правило, около 70% всех налоговых поступлений, а конфедерации - примерно 30%. Налоги, поступающие в конфедеративный бюджет, как бы пересекаются с налогами кантональными. Имеет место также двойное налогообложение одних и тех же объектов.
Существует налог на капитал, взимаемый в начале налогового года с прогрессивным тарифом. Размер его незначителен, чтобы отрицательно влиять на функционирование капитала.
Таким образом, системы налогообложения
во всех вышеперечисленных странах
представляют собой лишь
Налогоплательщики должны
должны понимать ту выгоду, которую представляют для них программы и проекты, финансируемые правительством.
3.2
Совершенствование прямого
В настоящее
время налоговая система
Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одними из основных являются проблемы мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ. Рассмотрим основные меры, направленные на мобилизации прямых налогов и совершенствование законодательства о прямых налогах на перспективу.
Одним из направлений совершенствования налоговой системы является реформирование налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Введение дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти обеспечило бы более справедливое (с экономической точки зрения) изъятие у недропользователей дифференциальной платы, обусловленной объективными различиями природных факторов, влияющими на себестоимость добычи.
Для достижения поставленной цели при дифференциации ставок НДПИ необходимо решить следующие задачи:
- создание
стимулов по повышению
- создание
стимулов для активного
С введением в 2001 г. пониженной плоской ставки налога на доходы физических лиц, началась и до настоящего времени продолжается дискуссия о целесообразности возврата к прогрессивной шкале исчисления налога, поскольку она способна обеспечить перераспределение крайне поляризованных доходов населения. Нельзя отрицать, что сохранение единой ставки налога и низкий необлагаемый минимум противоречат принципу справедливости налогообложения, а также пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при установлении налогов должна учитываться «фактическая способность налогоплательщика к уплате налога»
На мой взгляд, пониженную единую ставку подоходного налога величиной в 10 процентов следует ввести в отношении тех видов деятельности, где происходит укрытие от налогообложения значительной части доходов, и затруднен или вообще невозможен налоговый контроль за ними. Перечень «льготируемых» подобным образом видов деятельности должен быть регламентирован.
В отношении же других видов деятельности следовало бы восстановить прогрессивную шкалу ставок налога на доходы физических лиц. При этом прогрессия должна быть сложной, предполагающей деление облагаемого дохода на определенные части и обложение каждой последующей части по повышенной ставке.
Поступления от налога на доходы физических лиц, являются основным источником формирования доходной базы региональных бюджетов.
. Существующая проблема субъектов Российской Федерации в части налога на доходы физических лиц связана с затруднением планирования поступлений по данному налогу, так как отсутствует оперативная бухгалтерская отчетность, по которой можно было бы видеть какая сумма налога на доходы физических лиц начислена и уплачена, в настоящее время есть данные только по перечисленным суммам.
Изменения по налогу на прибыль организаций должны касаться в основном уточнения отдельных моментов, вытекающих из практики применения этого налога.
На сегодняшний день большую роль должна играть проводимая государством амортизационная политика, выступающая в качестве инструмента стимулирования роста объемов производства и инвестиций в приоритетных отраслях экономики.
Введение налога на недвижимость не только обеспечит пополнение доходной части региональных бюджетов, но и позволит более эффективно использовать имущество.
Также переход
к налогообложению
Кроме того, должны быть разработаны ставки налога на недвижимость. Для налогоплательщиков ставка может стать различной, это связано с тем, что налоговая нагрузка на граждан, особенно с низкими доходами, не должна увеличиваться.
Одновременно с реформой системы налогообложения идёт реформа системы учета и оформления недвижимости – учёт зданий объединяется с учётом земельных участков, таким образом, будет упрощена процедура оформления недвижимости.
При реформировании транспортного налога, следует учитывать, что большая часть транспортных средств используется свыше установленного срока эксплуатации. Поэтому при исчислении транспортного налога для таких транспортных средств, следовало бы установить понижающий коэффициент. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации. Это приведет к снижению поступления налога в бюджет, однако будет положительным моментом с точки зрения социальной справедливости.
Заключение
В настоящее время прямые налоги в РФ являются основным стабильным и постоянным источником формирования бюджетов всех уровней.
Эффект
преимущественного
К специфическим особенностям, присущим прямым налогов можно отнести следующие характеристики:
В процессе эволюции налоговой системы России произошла переориентация с доминирования прямых налогов в доходах государственной казны на косвенные налоги.
Анализ зарубежного опыта построения эффективной налоговой системы показал, что основой рациональной налоговой системы, обеспечивающей потребности государства и интересы налогоплательщиков, является экономически обоснованное сочетание прямого и косвенного налогообложения.
Исходя из зарубежной практики, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.
Проведенный анализ поступлений прямых налогов в доходы бюджета Приморского края показал, что прямые налоги занимают существенную долю, более 80 процентов всех налоговых доходов. Наблюдается рост доли прямых налогов за рассматриваемый период в налоговых доходах бюджета на 3,5 процентов. При этом основным налоговым доходным источником бюджета Приморского края в 2010 году являются налог на прибыль организаций, и налог на доходы физических лиц, удельный вес которых в совокупности составляет 70,73 процентов.
Информация о работе Роль прямых налогов в региональном бюджете