Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 04:04, курсовая работа
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.
Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы прямых налогов как
источника доходов регионального бюджета………………5
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов……. 5
1.2 Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы
регионального бюджета…..…………………………………………………….. 9
1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов ……… 13
ГЛАВА 2. Анализ и оценка поступлений прямых
налогов в региональный бюджет .……….……………………... 17
2.1 Анализ доходов региональных бюджетов за 2008 – 2010
годы (на примере Приморского края и Камчатского края) ……………… 17
2.2 Анализ структуры прямых и косвенных налогов ….……………………20
ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов регионального
бюджета за счет прямых налогов ……….………………………24
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы регионального
бюджета за счет прямых налогов …………………………………………….. 24
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор
увеличения доходов регионального бюджета …………………………..…... 27
Заключение .….………………………………
ГЛАВА 2. Анализ и оценка поступлений прямых
налогов в региональный бюджет
2.1 Анализ доходов региональных бюджетов за 2008 – 2010 годы
(на примере Приморского края и Камчатского края)
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги. Для определения места и роли прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ сравним доходную часть бюджета Камчатского края и Приморского края.
Для проведения анализа используем расчеты по следующим формулам:
iцеп – абсолютный прирост;
yi – уровень i-го периода (кроме первого);
yi-1
– уровень предыдущего периода.
Трцеп – цепной темп роста;
yi – уровень i-го периода (кроме первого);
yi-1
– уровень предыдущего периода.
Тпр – темп прироста;
Тр –
темп роста.
Камчатский край входит в
состав Дальневосточного федерального
округа. Численность населения
Приморский край тоже входит в состав
Дальневосточного федерального округа.
Численность населения
Представим укрупненную
Рис. 2.1. Структура доходной части бюджетов Камчатского края и Приморского края за 2010 год.
Как видно, в дотационном регионе, каким в нашем анализе является Камчатский край, основным доходным источником являются безвозмездные поступления, в не дотационном регионе – основной удельный вес занимают налоговые доходы.
Структура
налоговых доходов бюджета
Анализируя данные можно сказать, что в относительном выражении показатели доходной части бюджета на протяжении рассматриваемого периода оставались примерно на одном и том же уровне. Однако в абсолютном выражении мы видим, что налоговые доходы Приморского края значительно уменьшились в 2010 году, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов.
Следует отметить, что налоговые доходы Камчатского края более чем в три раза меньше, чем в Приморском крае. Во всех бюджетах рассматриваемых регионов преобладают поступления от прямых налогов.
2.2 Анализ структуры прямых и косвенных налогов
Прямой налог представляет непосредственное изъятие из дохода или стоимости имущества. К нему относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.
Косвенный налог представляет скрытое изъятие дохода через его включение в цены на продаваемые товары. К этому виду относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.
Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.
Прямые
налоги играют важную роль в росписях
доходов большинства
Оба вида
налогов одинаково необходимы в податных
системах. Прямые налоги более ясно напоминают
гражданам об их податной обязанности
перед государством и дают возможность
к более сильному обложению зажиточных
классов общества.
При
сравнительной простоте
И косвенные
налоги, несмотря на присущие им темные
стороны, являются необходимым элементом
в хозяйстве каждого государства.
Остановимся подробнее на прямых налогах, рассмотрим их поступления в бюджет Приморского края. Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Приморского края за 2008-2010гг. представлена в Приложении, таблице 2.1.3, динамика поступлений налоговых доходов бюджета Приморского края за 2008-2010гг. представлена в Приложении, таблице 2.1.4.
По данным таблиц мы видим, что на протяжении 2008-2010гг. наблюдается положительная динамика по всем видам налогов. Основными налоговыми доходными источниками бюджета Приморского края за 2008-2010 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы.
В 2010 году
значительно уменьшились
Структура
налоговых доходов бюджета
Структура поступлений прямых налогов в бюджет Приморского края за 2010 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на доходы физических лиц, который составляет 47,17 % всех поступлений. Отмечается рост поступлений по данному налогу, как в относительной, так и в абсолютной величине.
В 2010г. поступления по налогу на имущество организаций увеличились на 355,52 млн. руб. по сравнению с 2009 годом. Рост поступлений по данному налогу связан с тем, что многие крупнейшие организации повысили перечисление налога в бюджет.
Налог на прибыль организаций составляет 23,56 % от налоговых доходов бюджета Приморского края. В 2010 году наблюдается резкий спад поступлений, которые уменьшились на 3095,45 млн. руб. по сравнению с 2009 годом. Снижение объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях отрицательно сказалось на налогооблагаемой базе и поступлениях налога на прибыль организаций.
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ составляют 10,05%. Здесь так же отмечается рост поступлений, как в относительной, так и в абсолютной величине.
В 2010г. поступления по налогу на имущество организаций увеличились на 583,08 млн. руб. по сравнению с 2009 годом.
Налог на
имущество организаций
Рост поступлений по данному налогу связан с увеличением базы налога, это говорит о большом потенциале наших предприятий, которые в условиях кризиса вкладывали средства в развитие бизнеса.
Удельный вес по поступлениям от остальных налогов значительно меньше, например: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 5,44%; транспортный налог составляет 2,28%; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 1,69%.
Рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджета Камчатского края, представленных в Приложении, таблице 2.1.5, динамика поступлений налоговых доходов бюджета Камчатского края за 2008-2010гг. представлена в Приложении, таблице 2.1.6.
По данным таблиц мы видим, что поступления налоговых доходов меньше почти в 3,5 раза, и составляет в абсолютной величине 9088,23 млн. руб. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается, положительна динамика поступлений налоговых доходов в бюджет Камчатского края. Основную долю в доходах занимают налоги на доходы физических лиц. На второе место приходится налог на прибыль организаций. Третье – на акцизы.
Структура
налоговых доходов бюджета
Структура поступлений прямых налогов в бюджет Камчатского края за 2010 год показывает, что наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 63,54%. Затем следует налог на прибыль организаций – 13,98% всех поступлений, косвенные налоги – 8,47%, налог на имущество организаций – 5,92%, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 4,1%, и транспортный налог – 1,91%, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, единый сельскохозяйственный налог и государственные пошлины – 1,83%.
Наглядно представим структуру основных налоговых доходов двух изучаемых регионов за 2010 год в виде диаграммы, представленной в приложении на рисунке 2.2.4.
На рисунке видно, что основную долю доходных источников всех двух регионов составляют налог на доходы физических лиц и налог на прибыль, где наблюдается преобладание налога на доходы физических лиц. Это говорит о том, что в данных регионах налоговые отчисления граждан являются основным источником поступлений. Необходимо отметить, что удельный вес налога на имущество в общей доле поступления от прямых налогов Пензенской области заметно выше, чем в республиках.
Итак, рассматривая структуру доходной части бюджетов Приморского края и Камчатского края можно сделать вывод о том, что в Приморском крае преобладают поступления по налоговым доходам, а в Камчатском крае безвозмездные поступления, поэтому он является дотационным регионом.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов в Приморском крае и Камчатском крае занимает налог на доходы физических лиц.
В ходе проделанной работы мы увидели, что мировой экономический кризис сильно задел экономику недотационных регионов, таких как Приморский край. В 2010 году в данном регионе существенно возросла доля безвозмездных поступлений, и снизились поступления по налоговым доходам, особенно по таким как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.
ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов регионального
бюджета за счет прямых налогов
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы регионального
бюджета за счет прямых налогов
Во многих странах, в том числе и в России, существует три уровня власти: центральный (федеральный), региональный (субъекты Федерации в РФ, штаты в США и т.д.) и местный. За каждым из них закрепляются обязанности по выполнению тех или иных государственных функций и определяются ресурсы, которые могут ими использоваться.
Информация о работе Роль прямых налогов в региональном бюджете