Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Ведь для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

В Республике Башкортостан транспортный налог введен и взимается в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года  № 365-з «О транспортном налоге» (с изменениями от 5 ноября 2013 года). В данном Законе определены налоговые ставки, предоставление налоговых льгот, порядок и сроки уплаты налога.

 

1.3 История возникновения налога на игорный бизнес

 

Первое современное игорное заведение появилось в Москве 25 лет назад. В мае 1989 года в гостинице «Саввой» открылось одноименное казино, учредителем которого являлась компания «Amherst international», а учредителем был Пекка Салми из Финляндии. С рублями это казино, конечно же, дело не имело, а целиком и полностью являлось валютным. Валютным было и второе казино «Москва», открытое компанией «Modergame» в гостинице «Ленинградская» в 1989 году И только через 2 года, наконец-то, появилось «рублёвое» казино. Открытие этого казино (оно называлось «Клуб №») происходило при участии компании «Ниневия-гранд», и той же компанией чуть позже были привезены в Россию первые игровые автоматы.

Налог на игорный бизнес введен в качестве самостоятельного налога в августе 1998 года. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 года. До этого периода соответствующие налогоплательщики платили налог на доходы от игорного бизнеса в соответствии с Федеральным законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций», ставка которого достигала 90 % суммы дохода.

Необходимость принятия самостоятельного закона вызвана в первую очередь тем, что в указанной сфере деятельности весьма сложно контролировать правильность ведения и формирования налоговой базы в форме валового дохода.

В самом начале своего становления налогообложение игорного бизнеса не отличалось от налогообложения других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль была одинакова практически для всех 35 %. Первое признание игорного бизнеса, как своеобразного вида предпринимательской деятельности, произошло лишь в конце 1991 года. Тогда, 6 декабря 1991 года Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, в соответствии с подп. «о» п. 1 ст. 5 которого:

«Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах освобождались от налога на добавленную стоимость».

Чуть позже, доходы от игорного бизнеса были выделены в отдельный вид доходов, облагаемых налогами в особом порядке. Согласно положениям п. 9 ст. 2, под п. «в» п. 1 и п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от          27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»:

«Доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, от игровых автоматов с денежным выигрышем, наряду с доходами видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи облагались налогом на прибыль по ставке 70 %. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитались материальные затраты, связанные с получением этого дохода».

В этих законодательных актах впервые за многолетнюю историю существование Российского государства были определены ставки налогообложения игорного бизнеса, а не наказание за организацию азартных игр и участие в них, как практиковалось до этого. Несмотря на то, что перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах был крайне небольшой, этот шаг в истории развития игр в России можно смело назвать историческим.

Через 3 месяца, а именно 6 марта 1992 года, вышла Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», которой было определено, что:

«Облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса... исчисляется из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа          1992 года № 552 по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации, кроме расходов по оплате труда».

Законодатели и чиновники Госналогслужбы Российской Федерации решили, что чистой прибыли у казино и игорных домов вполне достаточно, а значит и зарплату сотрудников можно платить из чистой прибыли.

Через 5 месяцев в вышеуказанную Инструкцию были внесены дополнения от 27 августа 1992 года № 2, где было определено, что:

«Доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются уже по ставке 90 %».

Законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налоги и т. п.), относящиеся к внереализационным расходам.

Естественно, в результате повышения ставки налога на доходы от игорного бизнеса количество собираемых налогов от данного вида предпринимательской деятельности не увеличилось, а только сократилось. Это было связано с тем, что руководители игорных заведений, бухгалтера и юристы, пользуясь несовершенством российского законодательства в области игорного бизнеса, приступили к разработке и реализации ряда способов ухода от такого грабительского налогообложения.

Закон от 16 июля 1992 года № 3317-1, внес изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации о налогах, было законодательно введено понятие «игорный бизнес», а также изменены правила налогообложения:

- в качестве местного налога был введен сбор за открытие игорного бизнеса (согласно введенному под п. «ц» п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»);

- доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса с 1 июля 1992 года стали облагаться налогом на прибыль по ставке 90 % (новая редакция п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»).

Потребовалось 5 лет, чтобы Законодатели и Правительство, проанализировав поступления от игорного бизнеса и предложения игорного сообщества, решились на замену налога на прибыль со ставкой 90 % на налог на игорный бизнес, который на сегодняшний день является родителем налога на вмененный доход.

Итак, с принятием и введением в действие Федерального закона от 31 июля 1998 года № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» в налогообложении организаций игорного бизнеса произошел переход с процентной ставки от дохода на фиксированную ставку налога в размерах, кратных принятому Федеральным законом размеру минимальной месячной оплаты труда с каждого игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона, имевшему в исходном варианте название «О сборе с игорных заведений», существующая на то время система налогообложения предприятий игорного бизнеса по ставке налога 90 % с исчисленного дохода не давала возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов ввиду невозможности проконтролировать весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры. У владельца казино всегда есть возможность организовать сговор и фиктивный проигрыш подставному лицу, которое затем вернет ему эти деньги. Существует и масса других способов занижения в отчетности дохода и перевода наличных денег из легального в «черный» оборот. В результате при любой ставке налога на доход или прибыль игорных заведений государство будет получать только те суммы в виде налоговых отчислений, которые их владельцы сочтут нужным заплатить для создания видимости соблюдения налогового законодательства.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 8-ФЗ в Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес» (до налоговых органов доведен письмом МНС России от 5 марта 2001 года № ВБ-6-26/190) были внесены изменения и дополнения, которые коснулись обобщения объектов налогообложения в части игровых столов, установления налогового периода, уточнения порядка уплаты налога, поправок, связанных с переименованием Госналогслужбы России в МНС России, а также:

- установлена ответственность за нарушения порядка регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

- установлен порядок определения налоговой базы;

- налоговые ставки установлены в рублях, а не в кратности к минимальному размеру оплаты труда;

- не предусмотрено снижение налоговых ставок (налоговых льгот);

- изменен срок уплаты налога: не в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета по налогу, а не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Существенным изменением является то, что в соответствии со статьями 2 и 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 182-ФЗ, внесшими изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», налог на игорный бизнес является региональным, а не федеральным налогом.

Спустя 6 лет на смену Федеральному закону № 142-ФЗ от 31 июля 1998 года с 1 января 2004 года пришла 29 глава Налогового кодекса «Налог на игорный бизнес», в которую 160-ФЗ от 20 июня 2004 года внес очередные коррективы, изменяющие исчисление налога.

В Республике Башкортостан налог на игорный бизнес функционирует на основании Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Башкортостан от 4 ноября 2003 года № 30-з «О налоге на игорный бизнес» (с изменениями от 6 июля 2012 года). В соответствии с этим Законом ставки налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан установлены в следующих размерах:

1. за один процессинговый центр тотализатора – 125 000 рублей;

2. за один процессинговый центр букмекерской конторы – 125 000 рублей;

3. за один пункт приема ставок тотализатора – 7 000 рублей;

4. за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 7 000 рублей [3].

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период [1].

 

1.4 История возникновения налога на имущество организаций

 

Налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен и когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена стремились облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. Облагалось налогом движимое и недвижимое имущество. Налог на имущество существует приблизительно в 130 странах.

При введении указанного налога на территории Российской федерации преследовалось несколько целей: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества, стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, с точки зрения финансов, этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а сточки зрения пополнения бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов - фискальную функцию.

Попытка ввести такие платежи предпринимались и ранее в нашей стране.

Так, например, в конце 70-х годов была введена плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, но этот платеж в корне отличался от налога на имущество, как объектом налогообложения, так и размером ставки и, самое главное, источником платежа. По предварительным подсчетам при введении налога на имущество предполагалось получить не более 7 млрд. руб., что составляло мизерный процент от общих налоговых поступлений. Однако эти расчеты делались исходя из первоначальной ставки 0,5 % балансовой стоимости имущества, которая в конце 1991 года далеко не соответствовало рыночным понятиям, а регулярные переоценки основных фондов начались с 1992 года. Поэтому даже широкая налогооблагаемая база (в первоначальном варианте попадали также денежные средства предприятия) не давали значительных поступлений в бюджет.

Постепенно проходило совершенствование налогового законодательства, а точнее - сужалась налогооблагаемая база и повышалась налоговая ставка с одновременной переоценкой основных фондов, что позволило превратить налог на имущество в мощный источник доходов субъектов Российской Федерации.

Система имущественного налогообложения, сложившаяся к настоящему времени в большинстве стран мира, отличается от российской системы. Эти отличия не только в механизмах формирования налогооблагаемой базы, но и в том, что в состав зарубежных имущественных налогов включен земельный налог.

Информация о работе Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан