Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Ведь для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

В нашей стране земельный налог отнесен к ресурсным платежам рентного характера.

Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с             1 января 1992 года на основании Закона «О налоге на имущество предприятий» в качестве регионального налога.

Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 8 июня 1995 года № 33, разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

В Республике Башкортостан налог на имущество организаций вводится на основании Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года        № 43-з «О налоге на имущество организаций» (с изменениями от 29 ноября 2013 года). В этом Законе определены налоговые ставки, предоставление налоговых льгот, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

 

 

Глава 2. РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

2.1 Характеристика бюджета Республики Башкортостан и особенности его формирования

 

Налоги являются главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных и муниципальных расходов. Так, в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан налоговые доходы составляют более 60 %. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации все налоги подразделяются на 3 уровня: федеральные, региональные и местные налоги. Уровень федеральных налогов представляют: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и другие. К числу региональных относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц и земельный налог.

В то же время отнесение налога к тому или иному уровню налоговой системы не означает, что доход от него целиком поступает в соответствующий уровень бюджетной системы. Так, доходы республиканского бюджета Республики Башкортостан формируются за счет отчислений, как от федеральных, так и от региональных налогов. Подобная картина складывается и при формировании доходной части бюджетов районов и городов, сел и поселков республики. Можно сказать, что Республика Башкортостан является субъектом донором федерального бюджета.

Характеристику бюджета Республики Башкортостан и особенности его формирования приведем на основе Закона Республики Башкортостан от       29 ноября 2013 года «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 и на плановый 2015 и 2016 годов».

На основе вышеназванного Закона утверждены основные характеристики бюджета Республики Башкортостан на 2014 год:

1. прогнозируемый общий объем доходов бюджета Республики Башкортостан в сумме 123 921 105,9 тыс. рублей;

2. общий объем расходов бюджета Республики Башкортостан в сумме   138 921 105,9 тыс. рублей;

3. дефицит бюджета Республики Башкортостан в сумме 15 000 000,0 тыс. рублей.

Утверждены основные характеристики бюджета Республики Башкортостан на плановый период 2015 и 2016 годов:

1. прогнозируемый общий объем доходов бюджета Республики Башкортостан на 2015 год в сумме 124 415 178,7 тыс. рублей и на   2016 год в сумме 134 264 895,0 тыс. рублей;

2. общий объем расходов бюджета Республики Башкортостан на 2015 год в сумме 137 415 178,7 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 3 393 000,0 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме         143 264 895,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 9 512 000,0 тыс. рублей;

3. дефицит бюджета Республики Башкортостан на 2015 год в сумме        13 000 000,0 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 9 000 000,0 тыс. рублей;

Установлено, что налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации , подлежат зачислению:

1. в бюджет Республики Башкортостан по нормативу 90 процентов;

2. в местные бюджеты по дифференцированным нормативам в размере  10 процентов.

Определено, что государственные унитарные предприятия, созданные Республикой Башкортостан, производят отчисления в бюджет Республики Башкортостан в размере 20 процентов от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.

Плановые поступления доходов в бюджет Республики Башкортостан на 2014 год с распределением на налоговые и неналоговые поступления приведены в приложении 1.

Предел общего объема бюджетных средств на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, пеней и штрафов в бюджет Республики Башкортостан на 2014 год установлен в сумме             410 000,0 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 450 000,0 тыс. рублей и на        2016 год в сумме 485 000,0 тыс. рублей.

Предел общего объема бюджетных средств на предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет Республики Башкортостан, на 2014 год установлен в сумме 410 000,0 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 450 000,0 тыс. рублей и на 2016 год в сумме     485 000,0 тыс. рублей [5].

 

 

2.2 Анализ налоговых поступлений от региональных налогов в бюджет Республики Башкортостан

 

Для начала рассмотрим долю поступлений региональных налогов в целом в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Исходя из анализа, проведенным по данным отчета Федеральной налоговой службы Российской Федерации по форме № 1-НМ «Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации» по состоянию на 1 января 2014 года можно привести такие цифры.

Всего по налоговым и другим доходам за 2013 год поступило 11 325,85 млрд. руб. Из них в федеральный бюджет – 5 366,62 млрд. руб. (47,4 %), в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации – 5 959,23 млрд. руб. (52,6 %).

Всего по налоговым доходам за 2013 год поступило 11 321,62 млрд. руб. Из них в федеральный бюджет – 5 364,02 млрд. руб. (47,4 %), в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации – 5 957,60 млрд. руб. (52,6 %).

Неналоговые доходы составляют 4,23 млрд. руб. Из них в федеральный бюджет поступило 2,6 млрд. руб. (61,5 %), в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации – 1,63 млрд. руб. (38,5 %).

На основе данных вышеуказанной формы рассмотрим долю поступлений от отдельно взятого регионального налога в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

За 2013 год в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации было мобилизовано 721 706,4 млн. руб. за счет поступлений от региональных налогов.

Из этой суммы, поступление от налога на имущество организаций составляет 615 114,16 млн. руб. (85,2 %), от транспортного налога – 106 132,74 млн. руб. (14,7 %), от налога на игорный бизнес – 459,5 млн. руб. (0,1 %). Из этих данных видим, что львиную долю поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации обеспечивает налог на имущество организаций.

Для анализа налоговых поступлений от региональных налогов в бюджет Республики Башкортостан, необходимо рассмотреть общую сумму всех налоговых поступлений.

За 2013 год в бюджеты всех уровней на территории Республики Башкортостан мобилизовано 236 490 млн. рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (без учета ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет), с ростом по сравнению с       2012 годом на 20 697 млн. рублей или на 9,6%.

В федеральный бюджет перечислено 105 382 млн. рублей             (44,6% общих поступлений), с ростом на 12 146 млн. рублей или на 13%; в территориальный бюджет – 131 109 млн. рублей (55,4%), с ростом на             8 551 млн. рублей или на 7%.

В консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2013 год поступило 101 431 млн. рублей (с ростом по сравнению с 2012 годом на         7 904 млн. рублей или на 8,5%), в том числе в бюджет республики –              78 279 млн. рублей (с ростом на 4 811 млн. рублей или на 6,5%); в местные бюджеты – 23 151 млн. рублей (с ростом на 3 093 млн. рублей или на 15,4%).

Основной объем поступлений приходится на следующие виды налогов:

1. налог на добычу полезных ископаемых - 58 399 млн. рублей (24,7% общих поступлений администрируемых налоговыми органами доходов), с ростом к 2012 году на 2 813 млн. рублей или на 5,1%.

2. акцизы - 53 049 млн. рублей (22,4%), с ростом на 6 177 млн. рублей или на 13,2%. В общей сумме акцизов 77,7% составляют акцизы на нефтепродукты (поступило 41 219 млн. рублей, с ростом на 3 517 млн. рублей или на 9,3%), 12,6% - акцизы на алкогольную продукцию (поступило 6 690 млн. рублей, с ростом на 1 734 млн. рублей или на 35%), 9,6% - акцизы на пиво (поступило 5 085 млн. рублей, с ростом на 915 млн. рублей или на 21,9%).

3. налог на доходы физических лиц - 41 707 млн. рублей (17,6%), с ростом на 3 918 млн. рублей или на 10,4%.

4. налог на прибыль - 37 600 млн. рублей (15,9%), с ростом на 1 264 млн. рублей или на 3,5%.

5. налог на добавленную стоимость - 25 019 млн. рублей (10,6%), с ростом на 4 035 млн. рублей или на 19,2%.

6. имущественные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц) - 13 819 млн. рублей (5,8%), с ростом на 2 504 млн. рублей или на 22,1%  [9].

Далее в виде диаграммы рассмотрим соотношение федеральных, региональных и местных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан за 2013 год.

 

 

Рис. 1. Структура консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2013 год.

 

Из данных диаграммы мы видим, что региональные налоги в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики составляют 11,3 процентов, что обеспечило поступления в сумме          8 845,53 млн. руб. Конечно основную сумму поступлений обеспечивают федеральные налоги, это можно объяснить большим количеством федеральных налогов, но роль региональных налогов также ощутима.

Для определения значимости в бюджете республики отдельно взятого регионального налога приведем цифры за январь 2014 года.

В общей сумме региональных налогов поступления от транспортного налога составляют 133 млн. руб., с ростом на 29 млн. руб. по сравнению с январем 2013 года, от налога на имущество организаций 129 млн. руб. с ростом на 66 млн. руб. или в 2 раза, от налога на игорный бизнес 57 млн. руб. Увеличение сумм транспортного налога и налога на имущество организаций объясняется тем, что население больше приобретает имущество и в связи с этим у них возникают налоговые обязательства. По налогу на имущество организаций рост не наблюдается, так как функционируют большое количество подпольных игровых клубов.

Таким образом, оперируя вышеуказанными цифрами можно сделать вывод о том, что поступления от региональных налогов играют важную роль в пополнении бюджета Республики Башкортостан.

 

2.3 Проблемы взимания региональных налогов и пути совершенствования

 

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Органы власти субъектов имеют право устанавливать размеры процентных ставок по ним, а также предоставлять налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона, вносить изменения и дополнения в региональное законодательство. Таким образом, осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.

Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста. Стимулирование экономической активности должно привести к росту налоговых доходов бюджета, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом. То есть налоговая политика, проводимая региональными органами власти, является одним из инструментов достижения экономической устойчивости региона.

Предоставление налоговой льготы хозяйствующим субъектам отрасли будет целесообразным тогда, когда общая сумма налоговых поступлений в региональный бюджет после предоставления налоговой льготы будет не меньше суммы налоговых поступлений за тот же период до предоставления льготы. В основном, это характерно для отраслей, спрос на продукцию которых относительно независим от цены на товар, имеющих небольшую продолжительность производственного цикла и незагруженные производственные мощности. Для регионов с более высоким уровнем социально-экономического развития свойственна более высокая налоговая нагрузка на предприятия и организации, и более низкая на физических лиц [8].

Негативное влияние на формирование финансовой базы регионов оказывают процессы, происходящие в экономике страны в целом – это и снижение темпов производства, и низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых), и значительная доля убыточных предприятий. Неплатежи и дебиторская задолженность также приводит к налоговой задолженности. Таким образом, чем больше задолженность налогоплательщиков перед бюджетом, тем больше проблем в этой сфере, и, как следствие, она нуждается в реформировании и постоянном контроле.

Информация о работе Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан