Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Ведь для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

Существующая практика взимания платежей по региональным налогам говорит о наличии существенных недоработок в законодательстве, системе исчисления и взимания, что влечет за собой недополучение региональными бюджетами денежных средств, что, в свою очередь, приводит к дефициту финансовых ресурсов, что значительно усугубляет проблему финансовой зависимости регионов от политики вышестоящих уровней. Для целей выравнивания бюджетной обеспеченности предусмотрен фонд финансовой поддержки регионов (Фонд ФПС), субсидии из которого предоставляются по единой методике в зависимости от налогового потенциала конкретного субъекта Российской Федерации [14].

Так, введение транспортного налога вызвало определенные проблемы. Собираемость транспортного налога в России составляет около 50 % от должной суммы. Недополучение налоговых поступлений в бюджет связано с предоставлением налоговых льгот, отсутствием достоверной и полной информации о владельцах транспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога. В целях повышения собираемости транспортного налога было бы эффективным установить в Налоговом кодексе Российской Федерации норму, обязывающую плательщика транспортного налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налога при регистрации, перерегистрации автотранспорта и при прохождении технического осмотра транспортных средств. По статистике, в последние годы, если от организаций поступает около 90 – 92 % от начисленной суммы налога, то от физических лиц только 68 – 69 %. При этом применение мер принудительного взыскания транспортного налога с физических лиц возможны только в судебном порядке [14].

Также большой проблемой является то, что действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия автотранспорта на дорожную сеть страны и экологию. В большинстве стран при установлении ставок транспортных налогов на большегрузный транспорт, в первую очередь, учитываются вес автомобиля и нагрузка на дорожное полотно, так как эти факторы напрямую связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью. Российская система налогов на автотранспорт и нефтепродукты не обеспечивает поступлений, необходимых для финансирования дорожного хозяйства, не компенсирует расходов на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия транспортных средств на нее. Кроме того, возможным представляется установление дифференцированных ставок: так с владельцев больших, мощных автомобилей нужно взимать крупный налог и минимизировать его в отношении малых автомобилей [14].

Согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, при этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков – юридических лиц [1]. Таким образом, установление сроков уплаты налога для физических лиц в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу.

Что же касается поступления транспортного налога в бюджет, основные поступления по нему осуществляются по месту регистрации транспорта, а транзитные перевозки по территориям субъектов Российской Федерации не учитываются. Таким образом, налоговые средства поступают в бюджет одного региона, а дороги изнашиваются в другом. Так, отмена транспортного налога и введение налога на реализацию горюче-смазочных материалов обеспечит поступление средств в бюджеты именно тех субъектов, на территории которых используются автомобили.

Наиболее существенным региональным налогом является налог на имущество организаций [1]. Уменьшение поступлений этого налога происходит за счет:

- установления федеральных льгот, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка. Предоставление таких льгот можно рассматривать как скрытое налоговое изъятие региональных и местных налогов. Следовательно, необходима разработка законодательных актов по отмене на федеральном уровне льгот, установленных Налоговым кодексом РФ, либо по компенсации из федерального бюджета недостающих доходов бюджетов субъектов РФ от применения существующих льгот по налогу на имущество организаций [1];

- не установления конкретных сроков регистрации имущества. Так, целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадают в налоговую базу, соответственно не уплачивается и налог;

- уплаты налога на имущество обособленными подразделениями, не имеющими отдельного баланса, а также на движимое имущество по местонахождению организации. Следовательно, налоговые поступления не попадают в бюджет субъекта Федерации.

Также, в целях обеспечения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо наладить информационное взаимодействие налоговых органов со службами БТИ. Только строгий государственный учет способен обеспечить налоговые органы достоверной информацией об имуществе.

Как пример, налогообложение имущества организаций за рубежом имеет различные формы: налог на собственность и налог на недвижимость, включающие или не включающие налог на землю (Австрия, Швейцария). Чаще всего эти налоги предполагают выведение из-под налогообложения части имущества в установленном размере, иногда обязательную дифференциацию ставок (США). В некоторых странах скорректированная стоимость имущества, которая участвует в производстве, облагается в составе промыслового налога (Германия). Несмотря на отличия в налогообложении имущества предприятий в России и за рубежом (форма, механизм формирования, ставки, льготы), общая черта для всех налоговых систем - региональный или местный характер этих налогов [10].

К числу региональных налогов относится также и налог на игорный бизнес [1]. Выделение игорных зон на территории Российской Федерации привело к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации налог больше не поступает. Это привело к снижению доли налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации, а также к снижению самостоятельности региональных бюджетов [10].

Действующее законодательство ограничивает налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации. Региональные и местные налоги покрывают лишь 15 % расходов региональных и местных бюджетов, в то время как на федеральном уровне остаются наиболее собираемые налоги (НДС, акцизы). Регионам остаются трудно контролируемые налоги [10].

Реформирование регионального налогообложения должно происходить с учетом опыта зарубежных стран, в которых система региональных налогов шире, но предусматривает пониженные и дифференцированные ставки. Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в области расширения перечня региональных налогов позволит существенно увеличить собираемость налогов на различных территориях, а более низкие ставки создадут благоприятный режим для налогоплательщиков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

За 2013 год региональные налоги в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан составили 11,3 процентов, что обеспечило поступление в сумме           8 845,53 млн. руб. Конечно основную сумму поступлений обеспечивают федеральные налоги, это можно объяснить большим количеством федеральных налогов, но роль региональных налогов также ощутима.

Из анализа налоговых поступлений за январь 2014 года выяснили, что в общей сумме региональных налогов поступления от транспортного налога составляют 133 млн. руб., с ростом на 29 млн. руб. по сравнению с январем 2013 года, от налога на имущество организаций 129 млн. руб. с ростом на     66 млн. руб. или в 2 раза, от налога на игорный бизнес 57 млн. руб. Увеличение сумм транспортного налога и налога на имущество организаций объясняется тем, что население больше приобретает имущество и в связи с этим у них возникают налоговые обязательства. По налогу на имущество организаций рост не наблюдается, так как функционируют большое количество подпольных игровых клубов.

Таким образом, оперируя вышеуказанными цифрами можно сделать вывод о том, что поступления от региональных налогов играют важную роль в пополнении бюджета Республики Башкортостан.

Реформирование регионального налогообложения должно происходить с учетом опыта зарубежных стран, в которых система региональных налогов шире, но предусматривает пониженные и дифференцированные ставки. Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в области расширения перечня региональных налогов позволит существенно увеличить собираемость налогов на различных территориях, а более низкие ставки создадут благоприятный режим для налогоплательщиков.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно – правовые акты:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: (Принят Гос. Думой 16 июля 1998 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 января 2013 года).
  2. Закон Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года № 365-з        «О транспортном налоге» (с изменениями от 5 ноября 2013 года).

3. Закон Республики Башкортостан от 4 ноября 2003 года № 30-з            «О налоге на игорный бизнес» (с изменениями от 6 июля 2012 года).

4. Закон Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з           «О налоге на имущество организаций» (с изменениями от 29 ноября 2013 года).

5. Закон Республики Башкортостан от 29 ноября 2013 года «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 и на плановый 2015 и 2016 годов».

 

Основная литература:

 

6. Брызгалин А. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах. / А. Брызгалин // ИНФРА-М. – 2012. – 265 с.

7. Головин А. Ю. Проблемы правового регулирования налогообложения игорного бизнеса [Электронный ресурс] / А. Ю. Головин. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Пронина Л. И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов РФ / Л. И. Пронина // Финансы. - 2009. - № 3. – 78 c.

9. Сахчинская Н.С. Региональные и местные налоги и сборы с организаций. / Н.С. Сахчинская // Самара. – 2009. – 76 с.

10. Тамбовцева А. Р. Налог на имущество: очередные шаги на пути реформирования / А. Р. Тамбовцева // Экономика железных дорог. - 2010. - № 3. - С. 8-17.

11. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение / Д.Г. Черник // Юнити-Дана. Учебное пособие. – 2010. – 312 с. 

 

Интернет – ресурсы:

 

12. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации - www.nalog.ru.

13. Официальный сайт Справочной правовой системы КонсультантПлюс - www.consultant.ru.

14. Проблемы собираемости транспортного налога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Информация о работе Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан