Налоги можно
классифицировать на целевые
и общие (нецелевые). Налоги не
могут увязываться с определенными
расходами бюджета, они обеспечивают
общую совокупность всех расходов
государства.
В определенных
случаях налог может носить
целевую направленность, обусловленную
интересами определенных групп
населения либо отраслей хозяйства
или ведомств. Целевым является
единый социальный налог, который
по установленным нормативам
зачисляется в государственные
внебюджетные фонды.
Налоги классифицируют
на ординарные и чрезвычайные.
Чрезвычайные налоги вводятся
в условиях каких-либо особых
обстоятельств, к которым могут
относиться стихийные бедствия,
войны, блокады, техногенные аварии
и катастрофы.
5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ
О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Конституцией РФ
установлены нормы, регулирующие
основы налоговой системы России.
Конституция РФ
закрепляет обязанность уплачивать
законно установленные налоги
и сборы, разграничивает налоговые
полномочия между РФ, ее субъектами
и местным самоуправлением.
Законодательство
о налогах и сборах представляет
собой совокупность нормативно-правовых
актов законодательных(представительных)
органов власти. Законодательство
о налогах и сборах не отнесено
Конституцией к исключительному
ведению РФ. В связи с этим
налоговое законодательство включает
три уровня правового регулирования
– федеральный, региональный
и местный, которые имеют свою
структуру, закрепленную нормативно.
Налоговое законодательство
РФ состоит из НК РФ и
принятых в соответствии с
ним федеральных законов о
налогах и сборах.
НК РФ устанавливает
систему налогов и сборов, а
также общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации,
в том числе:
1) виды налогов
и сборов, взимаемых в Российской
Федерации;
2) основания возникновения
(изменения, прекращения) и порядок
исполнения обязанностей по уплате
налогов и сборов;
3) принципы установления,
введения в действие и прекращения
действия ранее введенных налогов
субъектов Российской Федерации
и местных налогов;
4) права и обязанности
налогоплательщиков, налоговых органов
и других участников отношений,
регулируемых законодательством
о налогах и сборах;
5) формы и методы
налогового контроля;
6) ответственность
за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования
актов налоговых органов и
действий (бездействия) их должностных
лиц.
Действие НК
РФ распространяется на отношения
по установлению, введению и взиманию
сборов в тех случаях, когда
это прямо предусмотрено НК
РФ.
Законодательство
субъектов РФ о налогах и
сборах состоит из законов
о налогах субъектов Российской
Федерации, принятых в соответствии
с НК РФ.
Муниципальные
правовые акты о местных налогах
и сборах принимаются представительными
органами муниципальных образований
в соответствии с НК РФ.
Нормативные правовые
акты муниципальных образований
о местных налогах и сборах
включают решения муниципальных
представительных органов.
Сведения и копии
законов, муниципальных нормативных
правовых актов об установлении
и отмене региональных и местных
налогов и сборов направляются
органами государственной власти
субъекта РФ и органами местного
самоуправления в ФнС и Минфин
России, а также в региональные
налоговые и финансовые органы
(ст. 16 НК РФ).
Кроме региональных
и местных налогов и сборов,
субъекты РФ и муниципальные
образования вправе регулировать
также отдельные элементы федеральных
налогов и сборов, а также некоторые
общие вопросы налогообложения.
К актам законодательства
о налогах и сборах относятся
также федеральные законы и
иные нормативные правовые акты,
действовавшие на момент вступления
в силу отдельных частей НК
РФ и прямо не признанные
утратившими силу. Указанные акты
действуют в части, не противоречащей
НК РФ, и подлежат приведению
в соответствие с ним.
НК РФ – кодифицированный
акт прямого действия, занимает
особое место среди источников
налогового права. НК РФ структурирует
налоговое право как отрасль,
формирует правовые основы налоговой
системы.
6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Предмет налогового
права включает властные отношения
по установлению, введению и взиманию
налогов и сборов, отношения, возникающие
в процессе осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых
органов, действий(бездействия) их
должностных лиц и привлечения
к ответственности за совершение
налогового правонарушения (ст. 2 НК
РФ). Этот перечень исчерпывающий
и расширительному толкованию
не подлежит.
Существование
налоговых отношений возможно
только в качестве правоотношений,
т. е. на базе созданной в
процессе правотворчества нормативной
модели налогообложения. Без такой
нормативной основы налоговые
отношения возникать не могут.
Предмет налогового
права дифференцируют по различным
основаниям. Выделяют три блока
отношений, отражающих стадийность
налогообложения как процесса, во
времени и в пространстве: 1) налогово-правотворческий
блок, включающий отношения по
установлению и введению налогов
и сборов; 2) нало-гово-реализационный
блок, связанный с исчислением,
уплатой, а при необходимости
– принудительным взысканием
налогов и сборов; 3) налогово-процес-суальный
блок, опосредующий сферу налогового
контроля и ответственности.
В предмете налогового
права выделяют: имущественные отношения,
непосредственно связанные с
движением денежных средств в
наличной или безналичной форме;
отношения организационные (неимущественные).
Первые рассматриваются как основные,
вторые – как вспомогательные,
обеспечивающие возникновение, изменение
или прекращение имущественных
налоговых отношений. Все налоговые
отношения прямо или косвенно
связаны с имуществом, материальными
благами, экономической выгодой,
т. е. с приращением собственности.
Отношения по
установлению и введению налогов
и сборов относятся к сфере
законотворчества и лишены имущественного
содержания, но в отрыве от
них невозможно рассматривать
отношения, связанные с исчислением
и уплатой налоговых платежей.
Отношения в сфере налогового
контроля также имеют управленческую,
неимущественную природу, но и
они в конечном счете обеспечивают
реализацию обязанности платить
законно установленные налоги
и сборы. Налоговые отношения
– это отношения по поводу
собственности – по ее ограничению,
взиманию, контролю. В некоторых
случаях имущественные и организационные
элементы в налоговых правоотношениях
так тесно переплетены между
собой, что их трудно разграничить,
оторвать друг от друга.
Целью налогово-правового
регулирования является формирование
денежных фондов государства
и местного самоуправления посредством
отчуждения принадлежащих налогоплательщикам
денежных средств для реализации
публичных задач и функций.
Часть собственности налогоплательщиков
в денежной форме переходит
в собственность государства.
Ведомственные
и межведомственные отношения
между налоговыми органами являются
административно-правовыми. Правомочия
налоговых органов по отношению
друг к другу образуют содержание
административной, а не налоговой
правосубъектности.
Налоговые отношения
носят властный характер, а гражданско-правовые
– нет.
Предмет налогового
права составляют имущественные
и тесно связанные с ними
организационные отношения, направленные
на формирование денежных фондов
государства и муниципальных
образований.
7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА
Метод налогового
права – совокупность способов,
приемов, средств правового воздействия
на налоговые отношения. Предмет
отрасли показывает, что' регулируют
налогово-правовые нормы, метод
– как, какими средствами и
способами правовое регулирование
осуществляется.
Особенности метода
налогово-правового регулирования
обусловлены публично-правовой природой
налогового права и включают
следующие признаки.
Публично-правовой
характер. Налоговые платежи –
безусловный атрибут государства.
Именно налоги и сборы составляют
подавляющую часть доходных источников
государства и муниципальных образований.
Их назначение состоит в финансовом обеспечении
реализуемой государством внутренней
и внешней политики, т. е. в обеспечении
нормальной жизнедеятельности общества.
Уплата налоговых платежей имеет целью
обеспечивать расходы публичной власти
(постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г.
№ 16-П).
Приоритет публичных
интересов перед интересами частными.
Налогово-правовое регулирование
носит фискальный характер, т.
е. его главная цель состоит
не в реализации интересов
частных лиц, а в обеспечении
государства финансовыми ресурсами
для реализации публичных задач
и функций. Все остальные задачи
носят вторичный, производный
характер. Само существование налогового
права, его обособление, повышение
значения в правовой системе
России обусловлены особой ролью
налоговых платежей как основных
источников формирования доходов
бюджетов всех уровней.
Доминирование
в налоговом праве обязывающих
и запрещающих норм. Публично-правовая
цель налогообложения – обеспечить
формирование централизованных
денежных фондов государства.
В содержании налоговых правоотношений
всегда присутствует обязанность
уплачивать законно установленные
налоги и сборы. При этом
одни налоговые правоотношения (основные)
непосредственно выражают данную
обязанность, другие (вспомогательные)
обеспечивают ее реализацию. Большинство
налоговых норм являются обязывающими
либо запрещающими, хотя, разумеется,
и дозволяющие нормы здесь
присутствуют.
Императивный характер
налогово-правово-го регулирования.
Налоговому праву свойственны
детальная нормативная регламентация
и минимизация свободы субъектов
самостоятельно регулировать свое
поведение в рамках налогового
правоотношения. Диспозитивные элементы,
предоставляющие участникам право
самостоятельно регулировать отдельные
аспекты юридических взаимодействий,
сведены к минимуму. В качестве
таких элементов нередко указывают
возможность для налогоплательщика
по своему выбору определять
налоговую и учетную политику,
использовать налоговые льготы,
участвовать в налоговых правоотношениях
лично или через представителя.
Примеромдиспозитивного регулирования
выступает предусмотренная в
рамках упрощенной системы налогообложения
возможность выбора объекта налогообложения
самим налогоплательщиком (ст. 346.14 НКРФ).
Многие диспозитивные
элементы (например, залог или представительство)
не обладают собственной налогово-правовой
природой, а являются следствием
применения гражданско-правовых
институтов к налоговым правоотношениям.
Это установленные законом исключения
из общего правила, когда гражданское
законодательство применяется к
властным налоговым правоотношениям
(ст. 2 ГК РФ).
8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Принцип налогообложения
– основополагающее, базовое положение,
лежащее в основе налоговой
системы государства. Часть таких
принципов закреплена нормативно,
другие выводятся путем толкования
налогового законодательства судом
или научной доктриной. Некоторые
принципы имеют общеотраслевой
или межотраслевой характер, другие
регулируют правовые институты,
субинституты или даже отдельные
аспекты налогообложения.
Принцип справедливости
налогообложения.
Налогообложение
должно быть справедливым. Идея
справедливости воплощается во
всей системе принципов налогообложения.
Справедливость проявляется и
во всеобщности, и в равенстве,
и в соразмерности, и в определенности,
и в других правовых основах налогообложения.
Налогообложение изначально несправедливо
по отношению к налогоплательщику, поскольку
предполагает изъятие части принадлежащего
ему имущества. Справедливость в отношении
налогоплательщика проявляется в строгом
соблюдении государством общих и специальных
принципов налогообложения при установлении,
введении и взыскании налогов.
Принцип законности
налогообложения. Подразумевает
верховенство закона, неукоснительное
выполнение каждым субъектом
актов налогового законодательства.