Принцип всеобщности
и равенства налогообложения.
Правовые нормы являются всеобщими
моделями правомерного поведения
участников социальных взаимодействий.
Никто не выпадает из-под действия
права. Все субъекты без исключения
должны выполнять правовые требования.
Из требования
всеобщности и равенства налогообложения
вытекает закрепленный в ст. 56
НК РФ запрет устанавливать
налоговые льготы индивидуального
характера.
Принцип равного
налогового бремени не допускает
установление дискриминационных
правил налогообложения в зависимости
как от организационно-правовой
формы, так и от характера(содержания)
предпринимательской деятельности
налогоплательщиков.
Равенство налогообложения
не означает подушную систему
уплаты налогов, когда все налогоплательщики
уплачивают одинаковые налоги. Принцип
равенства в отношении обязанности
платить законно установленные
налоги и сборы предполагает,
что равенство должно достигаться
посредством справедливого перераспределения
доходов и дифференциации налогов
и сборов.
Принцип соразмерности
налогообложения. Соразмерность
налогообложения включает требования:
1) пропорциональности: при установлении
налогов учитывается фактическая
способность налогоплательщика
к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);
2) обоснованности: налоги и сборы
должны иметь экономическое основание
и не могут быть произвольными
(п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы
налоги и сборы, препятствующие
реализации гражданами своих
конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК
РФ).
Требование пропорциональности
дополняет принцип всеобщности
налогообложения: каждый участвует
в формировании централизованных
бюджетных и внебюджетных фондов
соразмерно своей фактической
способности уплачивать налоговые
платежи. Предполагается дифференцированный
подход к различным по размерам
объектам налогообложения. Чем
больше налоговая база (размер
земельного участка, стоимость
имущества, мощность двигателя,
величина дохода или прибыли),
тем больший налог должен уплатить
налогоплательщик.
9. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА
В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Существуют основные
подходы к отраслевой природе
налогового права:
1) налоговое право
– правовой институт финансового
права, который обособленно от
него рассматриваться не должен;
2) налоговое право
– самостоятельная отрасль права
с собственным предметом и
методом, правовыми принципами, кодифицированным
законодательством и другими
атрибутами отрасли;
3) налоговое право
– подотрасль финансового права,
стремящаяся к обособлению в
самостоятельную отрасль.
Для обособления
в отдельную отрасль необходимы
следующие предпосылки: 1) однородная
совокупность отношений, охватывающая
сравнительно обособленную и
значимую сферу жизнедеятельности
социума; 2) специфический режим правового
регулирования, включающий особым
образом организованную систему
средств, методов, приемов правового
регулирования; 3) значительный нормативный
массив, как правило, кодифицированный;
4) четко структурированная общая
часть, включающая общеотраслевые
принципы, основы правового статуса
участников соответствующих отношений,
специальную терминологию, систему
источников и т. д.; 5) наличие
процессуального блока, обеспечивающего
реализацию материальных норм; 6)
признание научным сообществом
(т. е. правовой доктриной) нормативного
комплекса в качестве самостоятельной
отрасли права.
Все объективные
условия для отраслевой самостоятельности
налогового права в настоящее
время сформировались: предмет, метод,
правовые принципы, специальная
терминология, кодификация, субъектный
состав, процессуальные нормы и
другие нормативно закреплены
и прошли правоприменительную
апробацию.
Трансформация
налогового права из финансово-правового
института в подотрасль, а затем
и в самостоятельную отрасль
права – процесс длительный
и до настоящего момента не
завершенный.
Конституционное
право отличается универсальностью
и всеобщностью правового регулирования,
охватывающего все сферы правоотношений.
Конституционно-правовые принципы
находят свое развитие в отраслевом
законодательстве. Налоговое право
применительно к своему предмету
конкретизирует и развивает общие
принципы конституционного права.
Налоговое и
административное право сближает
сходство метода правового регулирования.
В ряде случаев нормы административного
права выступают в качестве
общих по отношению к налогово-право-вым
нормам, так как налогообложение
является частью системы государственного
управления. Некоторые институты
административного права в более
конкретизированном виде регулируются
налогово-правовыми нормами. Например,
есть соответствие между следующими
административно-правовыми и налогово-правовыми
институтами: контроль и надзор
– налоговый контроль; административный
процесс – налоговый процесс.
Налоговое и
гражданское право регулируют
имущественные отношения, связанные
с институтом собственности. Их
объединяет объект правового
регулирования – отношения собственности.
Они различны
по методу правового регулирования.
Гражданское право регулирует
отношения между частными лицами.
Налоговое – между частными
лицами и государством, его органами,
наделенными властными полномочиями
и реализующими публичные функции.
Гражданское относится к частноправовым
отраслям, налоговое – к публично-правовой
отрасли.
10. СИСТЕМА (КЛАССИФИКАЦИЯ)
НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
НК РФ предусматривает
одну классификацию налогов и
сборов: все налоги и сборы,
взимаемые в Российской Федерации,
делятся на федеральные, региональные
и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Федеральными
признаются налоги и сборы,
устанавливаемые НК РФ и обязательные
к уплате на всей территории РФ.
Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые
НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые
в действие в соответствии с НК РФ законами
субъектов РФ и обязательные к уплате
на территориях субъектов РФ. Местными
– налоги и сборы, устанавливаемые НК
РФ и нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления, вводимые
в действие в соответствии с НК РФ нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления и обязательные
к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
В ст. 13–15 НК
РФ закрепляется следующая система
налогов и сборов.
К федеральным
налогам и сборам относятся: 1)налог
на добавленную стоимость (гл.
21 НК РФ);
2) акцизы (гл. 22 НКРФ);
3) налог на доходы
физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) единый социальный
налог (гл. 24 НК РФ);
5) налог на прибыль
организаций (гл. 25 НК РФ);
6) налог на добычу
полезных ископаемых (гл. 26
НК РФ);
7) водный налог
(гл. 25.2 НК РФ);
9) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами водных
биологических ресурсов (гл. 25.1 НК
РФ);
10) государственная
пошлина (гл. 25.3 НК РФ). К региональным
налогам относятся:
1) налог на имущество
организаций (гл. 30 НК РФ);
2) налог на игорный
бизнес;
3) транспортный
налог.
К местным налогам
относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц.
Налоги подразделяются
также на прямые и косвенные.
Прямые налоги
подразделяются на личные и
реальные. Размер личных налогов
определяется полученными доходами,
реальные налоги исчисляются
в зависимости от предполагаемых
доходов.
Косвенные налоги
подразделяются на универсальные
и специальные. Универсальным
является налог, которым облагается
реализация практически любого
товара. Обложению специальными
налогами (например, акцизами) подлежит
узкий, ограниченный перечень
товаров.
По порядку исчисления
налоги подразделяются на окладные
и неокладные. Окладные налоги
исчисляются налоговыми органами.
К ним относится ряд налогов,
уплачиваемых физическими лицами
(транспортный налог, земельный
налог). Налоги, исчисляемые частными
лицами, считаются неокладными.
Целевые и общие
(нецелевые) налоги. Налоги не
могут увязываться с определенными
расходами бюджета, они обеспечивают
общую совокупность всех расходов
государства.
В определенных
случаях налог может носить
целевую направленность, обусловленную
интересами определенных групп
населения либо отраслей хозяйств
или ведомств.
Ординарные и
чрезвычайные налоги. Чрезвычайные
налоги вводятся в условиях
каких-либо особых обстоятельств,
к которым могут относиться
стихийные бедствия, войны, блокады,
техногенные аварии и катастрофы.
По объекту обложения
могут быть: налоги на имущество,
налоги на доходы (прибыль), на
определенные виды деятельности.
Налоги и сборы
также систематизируются по другим
основаниям: налоги, уплачиваемые физическими
лицами, организациями, смешанные
налоги, уплачиваемые как физическими
лицами, так и организациями.
11. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ
Налог на добавленную
стоимость (НДС) является косвенным
налогом. При реализации товаров
(работ, услуг) налогоплательщик
дополнительно к цене реализуемых
товаров (работ, услуг) предъявляет
к оплате покупателю и сумму
НДС. Налогоплательщик перекладывает
свои расходы по уплате НДС
на покупателя, который при перепродаже
товара исчисляет НДС, перекладывая
бремя по его уплате на своего
покупателя, и так до конечного
потребителя. Налоговое бремя
уплаты НДС несут не налогоплательщики,
а конечный потребитель товаров
(работ, услуг).
Налогоплательщики
НДС: организации; индивидуальные
предприниматели; лица, перемещающие
товары через таможенную границу
РФ.
Организации и
индивидуальные предприниматели
освобождаются от уплаты НДС,
если за три предшествующих
календарных месяца сумма выручки
от реализации товаров (кроме
подакцизных) не превысила в
совокупности 1 млн руб. Данное
правило не распространяется
на лиц, реализующих подакцизные
товары. Если одновременно реализуются
и подакцизные, и неподакцизные
товары, то указанные лица освобождаются
от уплаты НДС только по
операциям с неподакцизными товарами.
Объект налогообложения
НДС – операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории
РФ, в том числе на безвозмездной
основе; передача товаров (выполнение
работ, оказание услуг) для
собственных нужд, расходы на
которые не принимаются к вычету
при исчислении налога на прибыль
организаций; выполнение строительно-монтажных
работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную
территорию РФ.
НК РФ предусматривает
изъятия из перечня объектов
обложения НДС. Не облагаются
НДС операции, не признаваемые
налоговым законодательством реализацией
товаров (работ или услуг). К
ним в соответствии с п. 3 ст.
39 НК РФ относят операции:
– связанные
с обращением российской или
иностранной валюты;
– передача
имущества правопреемникам при
реорганизации;
– передача
имущества некоммерческим организациям
на осуществление основной уставной
деятельности, не связанной с
предпринимательством;
– передача
имущества инвестиционного характера
(вклады в уставный капитал
хозяйственных обществ и товариществ,
по договору простого товарищества,
паевые взносы в паевые фонды
кооперативов);
– передача
жилых помещений физическим лицам
в домах государственного (муниципального)
жилищного фонда при проведении
приватизации;
– изъятие имущества
путем конфискации, наследование
имущества, обращение в собственность
иных лиц бесхозяйных и брошенных
вещей, бесхозяйных животных, находки,
клада в соответствии с ГК
РФ. Кроме того, не облагаются
НДС:
– передача
на безвозмездной основе объектов
социально-культурного и жилищно-коммунального
назначения, дорог, электрических
сетей, подстанций, газовых сетей,
водозаборных сооружений и подобных
объектов государственным (местным)
органам власти;
– передача
имущества государственных (муниципальных)
предприятий, выкупаемого в порядке
приватизации;
– работы, услуги
государственных (местных) органов
в рамках выполнения своих
полномочий;
– передача
на безвозмездной основе объектов
основных средств государственным
(местным) органам;
– операции
по реализации земельных участков;
– передача
имущественных прав организации
ее правопреемнику.
12. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Объект налогообложения
НДС – операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории
РФ, в том числе на безвозмездной
основе; передача товаров (выполнение
работ, оказание услуг) для
собственных нужд, расходы на
которые не принимаются к вычету
при исчислении налога на прибыль
организаций; выполнение строительно-монтажных
работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную
территорию РФ.