Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:35, шпаргалка
1. Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении.
2. Виды ответственности за налоговые правонарушения и основные нормы по НК РФ.
3.Выездная налоговая проверка: сущность, содержание.
4. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и его характеристика.
5. Единый сельскохозяйственный налог и его характеристика.
6. Имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц.
7.Инвестиционный налоговый кредит: условия и порядок его предоставления.
8.Камеральная налоговая проверка: сущность, содержание.
9. Корректирующие коэффициенты и их применение при расчете единого налога на вмененный доход.
47 Экономическое содержание налога. Признаки налога.
1. устанавливаются законом, 2. уплата обеспечивается гос-ным принуждением. 3. безвозвратность, 4. одностороннее движение стоим-ти..Экономическая сущность налога заключается в егофункциях. Каждая из выполняемых налогом функцийпроявляет внутреннее свойство, признаки и черты даннойэкономической категории, а также показывает, какимобразом реализуется общественное назначение налога
как части единого процесса воспроизводства, какинструмента стоимостного распределения и перераспределениядоходов.Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию. Фискальная функция налогов выражается в использовании части налоговых поступлений на содержание: правоохранительных органов, государственного аппарата, поддержание обороноспособности РФ, обслуживание внешнего и внутреннего долга страны, выполнение природоохранных мероприятий, благоустройство территорий, удовлетворение социальных нужд населения и т.д. С помощью фискальной функции образуется центральный денежный фонд государства - государство обеспечивается денежными средствами. Регулирующая функция налогов находит свое проявление в изменении условий налогообложения. Она проявляется в экономическом принуждении, когда маневрируя налоговыми ставками, штрафами, государство оказывает влияние на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц, а в целом – на инвестиционный процесс, темпы роста производства и т.д. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а также могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. От конкретных условий зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.Регулирующая функция проявляется через:- изменение ставок конкретных налогов;-установление льгот для отдельных категорий налогоплательщиков;-создание условий для оптимального развития народного хозяйства РФ, развития малого и среднего предпринимательства, регулирования внешнеэкономической деятельности, сдерживания инфляции и т.д..
36. Функции налогов в экономической системе.
Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения. Функции налогов бывают: 1) фискальная (бюджетная, казначейская) – благодаря ей реализуется основное общественное предназначение налогов – формирование доходов гос-ва для выполнения им собственных функций; 2) контрольная – количественно оцениваются налоговые поступления и сопоставляются с потребностями государства, она позволяет оценивать эффективность того или иного налогового канала и внести соответствующие изменения в налоговое законодательство; 3) регулирующая – распадается на 3 подфункции (сдерживающая, стимулирующая, подфункция воспроизводственного назначения); 4) социальная – ЕСН.
26. Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе.
Принципы или правила впервые сформулированы Адамом Смитом еще в 19 в. Сформулированы следующие принципы: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. 2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 3. Налогообложение должно быть справедливым. 4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие. 5. Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить. 6. Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК. 7. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные
14. Налоговое бремя экономики и оценка его уровня.
Налоговое бремя экономики – это налоговый потенциал без учета льгот по налогам. По методике Минфина – это отношение суммы налоговых поступлений без учета недоимки по налогам к объему ВВП. Налоговое бремя определяется следующими факторами: 1) национальные традиции и уровень налогообложения в государстве; 2) уровень экономического развития; 3) бремя государства, т.е. совокупность и содержание функций, реализуемых институтами власти. Повышение налогового бремени увеличивает масштабы уклонения от уплаты налогов, сокращая тем самым налоговые поступления.
11. Методы расчета уровня налоговой нагрузки организации.
Налоговая нагрузка – это 1. отношение суммы налоговых платежей к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг; 2. отношение налоговых платежей к выручке от реализации продукции, работ, услуг. Для расчета налоговой нагрузки организаций используется две формулы: НБор = Но : Р и НБовр = Но : ВР, где НБор – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг; НБовр – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к выручке от реализации продукции, работ, услуг; Но – сумма всех уплаченных организацией налогов, включая прямые и косвенные, без налога на доходы физических лиц, Р – расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, ВР – выручка от реализации продукции, работ, услуг.
17. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации в РФ.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер гос-ва по формированию налоговой сис-мы страны в целом для обеспечения финансовых потребностей гос-ва, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика организации является неотъемлемой частью государственной налоговой политики. Эта сис-ма обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Целью налоговой политики является выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Налоговая политика организуется через налоговый механизм, включающий в себя: планирование, регулирование, контроль
16. Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.
Налог. система гос-ва включает 2 взаимосвязанные системы: подсистему налогообложения (н-ж), и подсистему налогового администрирования (н-а). Подсистема н-ж представлена сов-тью законодательно установл-х налогов и сборов, уплачиваемых орг-циями и физ лицами в бюдж. систему гос-ва. Подсистема н-а охватывает сов-ть органов, уполномоченных гос-вом осуществлять контроль за соблюдением орг-циями и физ. Лицами обяз-тей в кач-ве налогопл-ков и налоговых агентов. В подсистеме н-ж реализуется фискальная (распределительная) и регулирующая ф-ции налогов; а в подсистеме н-а – контрольная ф-ция. Налог. Система демократического гос-ва складывалась под влиянием историч-х, полит-х, эк. и соц. условий и факторов. В соврем. России с переходом от централизованно-плановой к рыночной эк-ке (август 1991) необх-мо было срочно формировать адекватную налоговую систему. В теч. декабря 1991 года были приняты 10 законов РФ, в т.ч. базовый закон «Об основах налог. Системы в РФ». Система налогообл-ия в РФ формировалась в условиях отсутствия концептуальных основ, учитывающих особ-ти эк-ой стр-ры страны, обеспеченность прир. ресурсами и т.д. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и прир. Ресурсами 1992 год – 2,2%. Именно отсутствие концептуальных основ стало причиной нестабильности совокупности налогов, выеденных в 1992 оду. Эта сов-ть дополнялась в 1990-е годы новыми налогами сугубо фискального значения, нередко служившими 3-4 года – спец. Налог для фин. Поддержки важнейших отраслей народного хоз-ва, транспортный налог с предприятий (1994-97 г). . В своем послании Фед. Собранию Ельцин признал, что частые изменения в налоговом зак-ве, неполнота и противоречивость нашей налог. Системы расширяют возм-ть для произвола власти, и налогопл-щик от этого не защищен. Осущ-ие принципов налог. реформы должно было привести к более справедливому распределению налог. Нагрузки. Существенно ослабить стимулы к уклонению от уплаты налогов, стабилизировать, а затем и снизить номинальные ставки налогов. Становление Российской системы налогооб-ия методом проб и ошибок продолжалось вплоть до принятия и ведения в д-вие части первой НК РФ с 01.01.1999 года.
29. Система налогов и сборов в РФ и их классификация.
Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а так же совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правонарушениях. Классификация налогов: 1) налоги классифицируются по способу изъятия: прямые, косвенные, акцизы, НДС; 2) по органу распоряжения взимания налога: федеральные, региональные, местные; 3) классифицируются по способу использования: общие, целевые.
20. Определение налога, сбора. Общие и отличительные признаки налога и сбора.
Налог – это обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий. Общие признаки налога и сбора: 1. оба устанавливаются законом, 2. уплата обоих обеспечивается гос-ным принуждением. Отличительные признаки налога: 1. безвозвратность, 2. одностороннее движение стоим-ти. Отличительные признаки сбора: 1. наличие специальных целей и интересов.
44. Элементы налогообложения и их характеристика.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса налог считается установленным, если установлены налогоплательщики и иные элементы налога. Элементы налога – это законодательно установленный способ построения налога. Они могут быть существенными, без которых невозможно взыскание налога, и факультативными, без которых взыскание налога затруднено. Налогоплательщик – это лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог за счет собственных средств. Объект налогообложения – это прибыль, доход, имущество. Налоговая база – это стоимостная или иная оценка объекта налогообложения. Налоговый период – это срок, в течение которого полностью завершается процесс формирования налоговый базы и окончательно определяется размер налогового обязательства. Он может состоять из одного или нескольких периодов.
1. Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении.
Ставка налога – размер налога на единицу налоговой базы. Ставки могут быть: долевые (адвалорные) и твердые (специфические). Адвалорные – НДС, налог на имущество. Твердые – транспорт, земельный. Адвалорные могут быть: пропорциональные (т.е. для всех налогоплательщиков устанавливается равная ставка налога), прогрессивные (с ростом налоговой базы растет ставка), регрессивные (с ростом налоговой базы ставка налога снижается, например ЕСН, государственная пошлина).1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов
23. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.
Права налогоп-ка и нал-го агента: 1.получать от нал. органов бесплатную инф-ю о нал-м законод-ве; 2.использ-ть нал-е льготы при наличии оснований; 3.представлять свои интересы в нал-х правоотношениях; 4.присутствовать при проведении выездной нал-й проверки; 5.обжаловать решения нал-х органов и действия их должн-х лиц; 6.требовать соблюдения нал-й тайны. Обяз-ти налогопл-ка: 1.уплачивать установленные нал.; 2.встать на учет в нал-х органах, если такая обязанность предусмотрена нал-м кодексом; 3.вести учет дох., расх. и объектов обложения; 4.обеспечить сохранность в течение 3-х лет данных БУ; док-тов, необх. для исчисления и уплаты нал.; док-тов, подтверждающих получение дох. и уплату нал. (3 г. – срок исковой давности). Обязанности нал-го агента: 1.исчислять, удерживать и перечисл. налог из ср-в, выплач-мых налогопл-ку; 2.сообщить в теч. 1 мес. в нал-е органы о невозм-ти удержать налог у налогопл-ка и о сумме его задолж-ти; 3.вести учет по каждому налогопл-ку о выплач-х доходах; 4.предоставлять в нал-е органы документы, необх. для осущ. нал-го контроля
18. Налоговые и таможенные органы РФ как участники налоговых отношений.
Федеральная налоговая служба (ФНС) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства и находится в подчинении налогового финансирования РФ. Полномочия ФНС: 1) контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства; 2) контроль и надзор в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 3) контроль за кассовой техникой; 4) контроль за проведением лотерей; 5) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 6) представление интересов РФ в делах о банкротстве. Налоговый органы имеют право делать налоговые проверки, приостанавливать операции по счетам в банке, взыскивать налоги за счет имущества налогоплательщика, предоставлять отсрочку по оплате налогов. Налоговые органы должны соблюдать налоговую тайну.