Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:55, шпаргалка
Вопрос 3. Формы и методы осуществления налоговой политики.
Вопрос 4. Налоговая политика организации и ее элементы.
Вопрос 6. Налоговая политика в системе факторов социально-экономического развития государства
...
54. Налоговая политика как инструмент преодоления последствий мирового финансового кризиса в России и в странах с рыночной экономикой.
Вопрос 3. Формы и методы осуществления налоговой политики.
В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики:
1. Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.
Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.
Политика максимальных
налогов характеризуется
2. Второй формой проявления налоговой политики является политика минимальных налогов. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.
3. Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи с сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы. В политике разумных налогов преобладают средняя налоговая нагрузка, средние социальные расходы, минимальные инвестиции государства в экономику.
Методы осуществления налоговой политики:
- изменение налоговой нагрузки на налогоплательщиков (снижение или увеличение ставки налогов, введение дополнительных налогов)
- замена одних
форм или способов
- изменение сферы распространения тех или иных налогов или всей системы налогообложения (данный метод более характерен для региональной налоговой политики, когда региональные и местные органы власти имеют право вносить коррективы в действующее налоговое законодательство в своем регионе)
- введение налоговых льгот и их отмена (предоставление льгот субъектам экономики дает возможность стимулировать отдельные сферы, группы налогоплательщиков)
- введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Вопрос 4. Налоговая политика организации и ее элементы.
Каждая организация заинтересована в уменьшении
налоговых выплат. Это означает соответствующее
увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего
развития бизнеса и повышения финансовой
устойчивости. Причем, чем выше налоговые
ставки, тем сильнее заинтересованность
организации в уменьшении налоговых отчислений.
Заинтересованность в снижении налоговой
нагрузки порождается также несовершенством
налогового законодательства. Высокий
уровень налоговой нагрузки, необоснованная
усложненность налогообложения, его неустойчивость
– сильная мотивация к выработке эффективной
налоговой политики организации. Налоговая
политика организации, как составная часть
ее финансовой политики, - это обоснованный
выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий
достижение целей организации.
Целью налоговой политики является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей не должно являться самоцелью организации. Налоговую политику следует рассматривать как способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации.
В налоговой
политике организации выделяют следующие
основные направления: выбор схемы
налогового учета, выбор способов оптимизации
налогов, налоговое планирование.
Выбор схемы налогового учета. Действующее налоговое законодательство
предусматривает необходимость создания
помимо бухгалтерского учета еще и самостоятельной,
автономной системы налогового учета.
Налоговый учет – это система обобщения
информации для определения налоговой
базы по налогу на основе данных первичных
документов, сгруппированных в соответствии
с порядком, предусмотренным Налоговым
кодексом РФ. Осуществляется налоговый
учет в целях формирования полной и достоверной
информации о порядке учета для целей
налогообложения хозяйственных операций,
осуществляемых организацией в течение
отчетного периода, а также обеспечения
информацией внутренних и внешних пользователей
для контроля за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью исчисления
и уплаты налога в бюджет. Налоговый учет
строится по правилам, принципиально отличным
от правил бухгалтерского учета. Различают
три варианта организации налогового
учета. Первый вариант основан на создании
автономной системы налогового учета.
Второй вариант предусматривает выделение
налогового учета из бухгалтерского учета.
Третий вариант налогового учета базируется
на единой информационной системе бухгалтерского
учета. Разработку налоговой политики
с выделением самостоятельного раздела
налогового учета целесообразно возложить
на финансовую службу организации. Только
она способна определить наиболее приемлемые
(с точки зрения оптимизации финансовых
потоков) способы ведения как бухгалтерского,
так и налогового учета. Приоритет финансовой
службы в выработке и реализации налоговой
политики объясняется тем, что бухгалтерия
обычно использует те методы налогообложения,
которые ей привычны и менее трудоемки.
Бухгалтерия, как правило, при расчете
налогов не учитывает интегральную, экономическую
выгоду организации. Она не способна предвидеть
всесторонний финансовый результат ее
деятельности.
Выбор способов оптимизации налогов включает:
выбор месторасположения организации
(размещение организации в российских
регионах с относительно низкими налогами
и в налоговых «гаванях» с особым налоговым
режимом); выбор организационно - правовой
формы организации с учетом особенностей
налогового режима и внутренней структуры
организации; минимизация налога за счет
использования налоговых льгот, вычетов,
привилегий и устранения двойного налогообложения;
выбор способов отсрочек и рассрочек по
уплате налогов.
Большие потенциальные возможности оптимизации
налогов заложены в учетной политике организации.
Под учетной политикой понимается выбор
организацией совокупности способов ведения
бухгалтерского учета – первичного наблюдения,
стоимостного измерения, текущей группировки
и итогового обобщения фактов хозяйственной
деятельности, обеспечивающей оптимизацию
финансовых потоков и прибыли организации.
От правильного понимания и формирования
учетной политики зависит экономическая
эффективность деятельности организации,
ее финансовая устойчивость. Выбранная
организацией учетная политика оказывает
существенное влияние на величину балансовых
статей, формирование себестоимости, величину
собственного и заемного капитала. Грамотно
сформированная учетная политика обеспечивает
конкурентные преимущества на рынке. При
формировании учетной политики российских
компаний выбираются способы ведения
бухгалтерского учета, существенно влияющие
на оценку и принятие решений заинтересованными
пользователями бухгалтерской отчетности.
Их выбирают из нескольких допускаемых
законодательством и нормативными актами.
По каждому способу следует приводить
подробное обоснование его выбора.
Налоговое планирование можно определить
как совокупность плановых действий, направленных
на увеличение финансовых ресурсов организации,
регулирующих величину и структуру налоговой
базы, воздействующих на эффективность
управленческих решений и обеспечивающих
своевременные расчеты с бюджетом по действующему
законодательству. Налоговое планирование
включает формирование налогового поля
и разработку налогового календаря, расчет
последствий введения изменений в налоговое
законодательство и изменение учета для
своевременной корректировки финансового
плана и бюджета организации. Налоговое
поле – это информационная налоговая
база конкретной организации, включающая
полный перечень платежей в бюджеты всех
уровней и внебюджетные фонды по видам
деятельности, систему льгот, ставки, источники
начисления налогов, сроки уплаты и т.п.
Налоговый календарь предназначен для
прогнозирования и контроля правильности
исчисления и соблюдения сроков уплаты
налогов в бюджет, а также для своевременного
представления отчетности, исключающей
штрафные санкции за просрочки. Налоговый
календарь целесообразно оформлять в
виде таблицы с указанием перечня налогов
и сборов, сроков их расчетов, перечислений,
представления форм налоговой отчетности,
ответственных лиц и прочих необходимых
сведений.
Оценка эффективности налогового планирования
включает следующие этапы:
- сравнение фактических данных с плановыми
показателями, определение величин отклонений,
выявление и анализ их причин, установление
максимально допустимых размеров отклонений
(определение точности налогового планирования);
- выбор состава показателей, позволяющих
определить эффективность применяемых
методов и способов налогового планирования;
- корректировка действующей системы налогового
планирования, принятие решений об отказе
от нерезультативных методов и разработке
новых.
Вопрос 6. Налоговая политика в системе факторов социально-экономического развития государства
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремиться использовать её в целях определённой финансовой политики.
Вопрос 7. Тенденции современной налоговой политики в РФ в 2000-2013гг.; факторы, оказывающие влияние на формирование налоговой политики государства.
Тенденции современной
налоговой политики в РФ.
Основные направления налоговой политики
не предполагают существенных изменений
налоговой системы, а будут создавать
условия для восстановления экономического
роста в России. В трехлетней перспективе приоритетами
Правительства РФ в области налоговой
политики являются создание сбалансированной
налоговой и бюджетной системы, поддержка
инновационного развития экономики, снижение
налоговой нагрузки для некоммерческого
сектора. Снижение налоговой нагрузки
возможно с помощью повышения качества
налогового администрирования, нейтральности
и эффективности налогов. Необходимо сократить
затраты налогоплательщиков на выполнение
установленных законом обязанностей.
Однако при этом следует принимать во
внимание, что налоговая политика, с одной
стороны, будет направлена на противодействие
негативным эффектам экономического кризиса,
а с другой стороны, - на создание условий
для восстановления положительных темпов
экономического роста. В этой связи важнейшим
фактором проводимой налоговой политики
является необходимость поддержания сбалансированности
бюджетной системы.
Сокращение объемов промышленного производства,
негативная тенденция изменения иных
макроэкономических показателей может
привести к росту задолженности по налогам
и сборам перед бюджетной системой Российской
Федерации и увеличению масштабов уклонения
от уплаты налогов. В целях минимизации
указанных рисков потребуется повышение
качества налогового администрирования,
а также развитие института изменения
срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный
налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).
На сегодняшний день решены не все задачи,
поставленные в ходе налоговой реформы.
Поэтому законодательство о налогах и
сборах будет динамично меняться.
В числе основных результатов реализации
налоговой политики. можно назвать:
· совершенствование налога на доходы
физических лиц;
· создание налоговых стимулов для осуществления
инновационной деятельности;
· совершенствование порядка налогообложения
дивидендов, выплачиваемых российским
организациям;
· улучшение качества налогового администрирования
8. Правовая основа формирования
налоговой политики в РФ: особенности,
тенденции совершенствования,
Налоговая политика - комплекс
правовых действий органов власти и управления,
определяющий целенаправленное применение
налоговых законов. Это также правовые
нормы осуществления налоговой техники
при регулировании, планировании и контроле
государственных доходов. Налоговая политика
является частью финансовой политики.
Содержание и цели налоговой политики
обусловлены социально-экономическим
строем общества и социальными группами,
стоящими у власти. Экономическая обоснованная
налоговая политика преследует цель оптимизировать
централизацию средств через налоговую
систему.
Задачи налоговой политики сводятся к:
· обеспечению государства финансовыми
ресурсами;
· созданию условий для регулирования
хозяйства страны в целом;
· сглаживанию возникающего в процессе
рыночных отношений неравенства в уровнях
доходов населения.
Законодательную базу налоговой системы
Российской Федерации определяет Налоговый
кодекс.
1 января 1999 года вступила
в действие первая часть
Налоговый кодекс – это федеральный закон с высокой степенью систематизации. Он представляет собой своеобразную налоговую конституцию и кроме того позволяет обеспечить внутреннюю согласованность, целостность, системность и полноту правового регулирования налоговых отношений.
Налоговым кодексом установлено, что в состав законодательства о налогах и сборах входят:
Нормативные акты иного уровня в категорию законодательства о налогах и сборах не входят. В частности не входят в состав законодательства о налогах и сборах нормативные акты органов исполнительной власти.
9. ОСНОВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ
ТЕОРИИ И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ
Попытки теоретического обоснования практики
налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях.
Их эволюция происходила одновременно
с развитием различных направлений экономической
мысли. Концептуальные модели налоговых
систем менялись в зависимости от экономической
политики государства.
Долгое время господствующим было только
классическое представление о роли налогов
в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом
было создано учение об эволюции государственных
финансов, утверждавшее, что формирование
налоговой системы происходит в государстве
с достаточно высоким уровнем развития.
Шотландский экономист определил налоговую
систему как более или менее упорядоченное
и систематическое изъятие части доходов
самостоятельно хозяйствующих субъектов.
Ученые-классики У. Петти, Ж.-Б. Сей и английские
экономисты Д. Рикардо, Дж. Тилль считали
экономику устойчивой и саморегулируемой
системой, в которой спрос рождает предложение
и при переизбытке того или другого происходит
самоуравновешивание путем передвижения
производителей в дефицитные отрасли
хозяйства. Налогам они отводили роль
источников дохода бюджета государства,
а полемику вели по поводу принципов справедливости
их взимания (равномерно или прогрессивно)
и размеров части изъятия, обусловленной
фискальной потребностью. Но с усложнением
экономических отношений в обществе, под
действием объективных циклических процессов
возникла потребность в корректировке
классического учения, выделении роли
государства, уточнении его влияния на
экономические процессы, а также в регулировании
социально-экономических границ налогообложения.
Появились новые научные теории.
Кейнсианская теория
отражает элементы анализа общего функционирования
экономики, обосновывает важные макроэкономические
направления государственного регулирования.
Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности
в налогообложении, поскольку считал,
что прогрессивная налоговая система
стимулирует принятие риска производителя
относительно капитальных вложений. Одним
из важных положений его теории является
зависимость экономического роста от
достаточных денежных сбережений в условиях
полной занятости. В противном случае
большие сбережения мешают экономическому
росту, так как представляют собой пассивный
источник доходов, который не вкладывается
в производство. Следовательно, излишние
сбережения надо изымать. А для этого требуется
государственное вмешательство, направленное
на изъятие с помощью налогов доходов,
помещенных в сбережения, и финансирование
за счет этих средств инвестиций, а также
текущих государственных расходов. Неоклассическая
теория
основывается на преимуществе свободной
конкуренции и естественности, устойчивости
экономических, в частности производственных,
процессов. Различия в этих основных концепциях
заключаются в неодинаковом подходе к
методам государственного регулирования.
Согласно неоклассическому направлению
внешние корректирующие меры должны быть
направлены лишь на то, чтобы устранить
препятствия, мешающие действию законов
свободной конкуренции, поэтому государственное
вмешательство не должно ограничивать
рынок с его естественными саморегулирующими
законами, способными без какой-либо помощи
извне достигнуть экономического равновесия.
Кейнсианская же концепция утверждала,
что динамическое равновесие неустойчиво,
из этого следовал вывод о необходимости
прямого вмешательства государства в
экономические процессы.
Информация о работе Шпаргалки по "Налоговой политике государства"