27 декабря 1991
года - принят Закон "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации".
31 декабря 1991
года - утверждено "Положение о
налоговой службе Российской Федерации".
Действующая ныне
налоговая система России практически
введена с 1992 года и основывается
на более чем 20 законах, охватывающих,
по сути, все сферы экономической
жизни государства. По своей структуре
и принципам построения новая налоговая система в основном
отражает общераспространенные в мировой
практике налоговые системы. Перечень
применяемых видов налогов практически
соответствует общепринятому в современной
рыночной экономике и в значительной части
набору налогов и сборов, применявшихся
в нашей практике ранее.
VIII этап (с 1998
г.) - завершающий этап формирования
налоговой системы в Российской
Федерации:
Принят Налоговый
кодекс Российской Федерации. Принятие
Налогового кодекса Российской Федерации
позволяет систематизировать действующие нормы и положения,
регулирующие процесс налогообложения,
приводит в упорядоченную, единую, логически
цельную и согласованную систему, устраняет
такие недостатки существующей налоговой
системы, как отсутствие единой законодательной
и нормативной базы налогообложения, многочисленность
и противоречивость нормативных документов
и отсутствие достаточных правовых гарантий
для участников налоговых отношений.
23 декабря 1998
года - Указом Президента Российской
Федерации № 1635 "О Министерстве
Российской Федерации по налогам и сборам"
Госналогслужба России преобразована
в Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам.
IX этап (конец
2004 года)
Преобразование
Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам в Федеральную
налоговую службу.
51. Налоги в
СССР: их виды, особенности введения
и использования В результате
революций 1917 г. - февральской и
октябрьской произошло изменение
политической и государственной
власти в России. С приходом
к управлению страной партии
большевиков начинается время военного коммунизма,
которое характеризуется, в частности,
отсутствием четкой налоговой системы.
Характерными чертами деятельности советского
правительства в финансовой сфере с 1917
г. по 1921 г. являлись:
1) использование
инструментов налоговой политики не в фискальных, а
в социально-политических целях (о чем
было открыто заявлено в Конституции РСФСР
1918 г.);
2) стремление
перевести страну на натуральное
обложение;
3) постепенная
отмена существовавших ранее
налогов.
Декретом СНК
от 24 октября 1917 г. "О взимании прямых налогов"
был установлен единый срок для уплаты
ранее введенных налогов. В то же время
отменялись налоги, которые противоречили
вновь изданным декретам или не устраивали
власть по политическим или экономическим
причинам. В связи с национализацией земель
был отменен поземельный налог, а также
земские и мирские сборы.
Одним из
элементов налоговой политики
советского государства в начальный
его период является введение
чрезвычайных революционных налогов.
Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном
революционном налоге, принятом Постановлением
ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено
изъятие средств для нужд Красной Армии.
Например, Декретом
СНК от 14 августа 1918 г. был введен
единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев,
который взимался с владельцев частных
торговых предприятий, имеющих наемных
работников. Кроме того, Декретом ВЦИК
и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный
чрезвычайный десятимиллиардный революционный
налог, которым была обложена городская
буржуазия и кулачество.
В 1918 г.
для сельских хозяев был введен
натуральный налог, который строился
по принципу подоходного налога
(взимался с излишков продуктов
сверх потребности хозяйств и
по прогрессивной системе в
зависимости от количества десятин посева,
численности скота в хозяйстве и с учетом
количества едоков). Объектом обложения
являлись посевные земельные участки
всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве.
Были установлены необлагаемые минимумы.
Ставки налога устанавливались в пудах
ржи, но налогоплательщик мог вносить
налог другими продуктами.
В 1919 г.
в общегосударственном масштабе
была введена продовольственная
разверстка. В соответствии с
ней все количество хлеба и
зернового фуража, которое было
необходимо для удовлетворения государственных нужд,
разверстывалась для отчуждения у населения
между производящими губерниями. В результате
проведения продовольственной разверстки
у крестьян изымались не только излишки
продовольствия, но и часть необходимых
самим крестьянам продуктов.
Помимо этого,
советским правительством были
предприняты и другие попытки
налоготворчества. Особого внимания
заслуживает проведенная Декретом
от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного
обложения, по которой продукты,
произведенные на национализированных и взятых на учет фабриках,
сдавались на основании плана использования
главному управлению продуктораспределения
Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым
самим государством в лице так называемого
"комитета цен", прибавлялись начисления
в пользу государства, которым подлежало
большинство продуктов. Система просуществовала
немногим более года и была отменена Декретом
от 17 января 1920 г., поскольку реальные поступления
от начислений в бюджет за первое полугодие
1919 г. оказались меньше запланированных
более чем в 27 раз. Несмотря на тот факт,
что эксперимент полностью провалился,
предполагалось, что надбавочная система
будет использоваться и в дальнейшем в
целях сокращения размеров ассигнований
Компроду по его расходным сметам и, следовательно,
сокращения дефицита бюджета.
В результате
проводимой финансовой политики
к началу 1921 г. страна была почти
полностью переведена на натуральное
обложение, огромная эмиссия привела
к обесцениванию рубля, а следовательно,
обесцениванию налогов. Циркуляром
НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных
и местных налогов было приостановлено.
В период
новой экономической политики
наиболее четко просматривается
роль налоговой политики в
общей экономической политике
страны, когда наряду с использованием
других механизмов налоговая политика позволила
в короткие сроки коренным образом изменить
положение в сельском хозяйстве и в экономике
страны в целом. Наряду с введением большого
количества ставок в отношении крестьянства
и коллективных хозяйств при взимании
сельскохозяйственного налога широко
принималась система специальных фондов
финансирования сельскохозяйственных
товаропроизводителей. Говоря о развитии
сельскохозяйственного налога, следует
отметить, что первоначально он складывался
как налог, основанный на поземельном
принципе, в дальнейшем с каждым годом
он формировался как поземельно-поимущественный
налог.
Возродив
частную торговлю и промышленность
и восстановив тем самым объекты
обложения, правительство, несмотря
на возражение, что введение налогов
приведет к расширению бюрократического
аппарата, приступило к формированию механизма
обложения дополнительного дохода граждан.
Признавая
принцип концентрации обложения
как более желательный в дальнейшем,
руководство страны на первом
этапе пошло по пути создания
достаточно разветвленной налоговой
системы, постепенно отсекая те налоги,
непригодность которых выявлялась в процессе
развития.
К концу
1922 г. ее построение принципиально
было закончено. Из действовавших
на тот момент двадцати налогов
(кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать
- косвенными. В последующие годы было
введено не так много новых налогов, поскольку
основные усилия законодателей были направлены
на усовершенствование уже существующих.
В 1928 г. налоговая система состояла в основном
из семи прямых и семнадцати косвенных
налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать
годом фактического формирования налоговой
системы России.
Следует отметить,
что некоторые из введенных
в период с 1921 г. по 1927 г. налогов
не имели существенного фискального
значения и носили ярко выраженную
политическую окраску.
Начиная с
1930-х гг. роль и значение налогов
в СССР резко уменьшаются, налоги
выполняют не свойственные им
функции. Налоги используются
как орудие политической борьбы
с кулаками и частными сельхозпроизводителями.
В 1930-1932 гг.
в СССР была проведена кардинальная
налоговая реформа (постановление
ЦИК и СНК СССР от 2 сентября
1930 г.), в результате которой была
полностью упразднена система
акцизов, а все налоговые платежи
предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах
- налоге с оборота и отчислениях от прибыли.
Были объединены некоторые налоги с населения
и значительное их число отменено. Вся
прибыль промышленных и торговых предприятий,
за исключением нормативных отчислений
на формирование фондов, изымалась в доход
государства. Таким образом, доход государства
формировался не за счет налогов, а за
счет прямых изъятий валового национального
продукта, производимых на основе государственной
монополии.
Плательщиками
налога с оборота были государственные производственные
объединения, предприятия, организации,
предприятия общественных и кооперативных
(кроме колхозов) организаций (фабрики,
заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации,
специализированные оптовые организaции
министерства торговли союзных республик,
предприятия и оргaнизации потребительской
кооперации и др.), действовавшие на основе
хозрасчета, имевшие самостоятельный
баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.
Налогом с
оборота в СССР облагалась
выручка от реализации по розничным
или оптовым ценам промышленности
(с налогом с оборота) товаров собственного
производства или собственной закупки
всем покупателям, а также при отпуске
по указанным ценам отдельных товаров
(растительное масло, дрожжи, ферментированный
табак, ткани, вата и др.) внутри объединения,
предприятия. Не включалась в облагаемый
оборот выручка: от реализации товаров,
по которым не установлено обложение налогом
с оборота (мясомолочные товары, овощи,
картофель, фрукты и др.); при отпуске товаров
в установленном порядке по оптовым ценам
предприятий (без налога с оборота) для
экспорта внешнеторговым организациям
и т.д.
В 1931 г.
установлен налог с оборота
кинотеатров, который в 1935 г.
объединен с налогом со зрелищ.
Налог с оборота кинотеатров
взимался с валовой выручки
от продажи билетов кинотеатров по
ставке 30%.
К налогам,
дополнительно введенным налоговой
реформой, относился налог с совхозов.
Введение налога обосновывалось
необходимостью связать местные
органы власти (райисполкомы) с расположенными
на их территории совхозами и создать заинтересованность
райисполкомов в финансовых результатах
деятельности совхозов. Налог с совхозов
исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту)
от продажи сельскохозяйственной продукции
на сторону, сдачи ее своему объединению,
тресту, а также в свои торговые и промышленные
предприятия, от отпуска этой продукции
своим рабочим и служащим. Была установлена
единая ставка налога в размере 1% валового
дохода. Налог с совхозов, взимавшийся
в совокупности с налогом с оборота, нарушал
принцип однократности обложения товара:
продукция, переданная в торговые предприятия
совхоза (или в объединение) и уже обложенная
налогом с совхозов по этой передаче, вторично
облагалась налогом с оборота при реализации
ее торговым предприятием (объединением).
С началом
Великой Отечественной войны был
введен военный налог (отменен в 1946 г.).
Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума
Верховного Совета СССР с целью мобилизации
дополнительных средств для оказания
помощи многодетным матерям был введен
налог на холостяков, одиноких и малосемейных
граждан.
Основным
налоговым платежом послевоенного
периода выступал налог с оборота,
своего рода акциз на товары
народного потребления - хрусталь,
мебель, кофе, автомобили, спиртное
и т.д.
В 1960-е гг. в
СССР был введен еще ряд налогов.
Постановлением
ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября
1965 г. в целях повышения заинтересованности
предприятия в лучшем использовании
производственных основных фондов
и оборотных средств был введен
налог "Плата за фонды". Он
представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась
одним из первоочередных платежей из прибыли
в госбюджет СССР.
Подоходный
налог с колхозников был установлен
в соответствии с Указом Президиума
ВС СССР от 10 апреля 1965 г. Подоходный
налог с колхозников зачислялся
в доходы государственных бюджетов союзных
республик и служил регулирующим доходом
главным образом районных и сельских бюджетов.
Плательщиками выступали колхозники,
имевшие доходы от сельского хозяйства;
Фиксированные
(рентные) платежи были установлены
с 1967 г. Эти платежи представляли собой
форму изъятия в доход государства части
прибыли объединений, предприятий, получение
которой было обусловлено факторами, не
зависящими от деятельности предприятия.
К началу
реформ середины 1980-х гг. более
чем 90% государственного бюджета Советского Союза,
как и его отдельных республик, формировалось
за счет поступлений от народного хозяйства.
Налоги с населения (прямые) занимали незначительный
удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений
в бюджет.
Эпоха перестройки
и постепенный переход на новые условия
хозяйствования с середины 80-х гг. объективно
вызвали возрождение отечественного налогообложения.
В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная
трудовая деятельность граждан. Поэтому
в соответствии с положениями Закона СССР
от 28 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном
предприятии" (в настоящее время не
действует) устанавливается плата за патент
на право занятия индивидуальной трудовой
деятельностью. За выдачу регистрационного
удостоверения и патента взималась государственная
пошлина. Доходы от занятия индивидуальной
трудовой деятельностью облагались налогами,
размер которых определялся в зависимости
от их суммы и с учетом общественных интересов.
Граждане, имевшие патенты на право занятия
индивидуальной трудовой деятельностью,
освобождались от уплаты подоходного
налога с доходов от занятия данным видом
деятельности.