Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:49, шпаргалка
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, форм и методов по их установлению, изменению, отмене и взиманию, а также организация налогового контроля за соблюдением налогового законодательства.
Элементы:
1.субъекты - налогоплательщики, гос. органы: ФНС, таможенная служба, МинФин, правоохранительные органы, внебюджетные фонды.
2. законодательно - нормативная база – это НК РФ, федер. законы, законодательные нормативные документы регионов и муниципалитет
1. Характеристика действующей налоговой системы РФ.
2. Роль налоговых платежей в формировании доходов бюджетов разных уровней.
3. Сущность налогового планирования на макроуровне, его значение и сфера применения.
4. Понятие корпоративного налог планирования, его цель, функции и место в системе управления финансами организаций.
5. Классификация налогового планирования, его виды и формы.
6. Методы налогового планирования
7. Элементы и принципы налогового планирования.
8. Этапы налогового планирования.
9. Пределы налогового планирования.
10. Организация налогового планирования на предприятии.
11. Понятие международного налогового планирования.
12. Оффшорный бизнес и его роль в оптимизации налоговых платежей.
13. Соглашения об избежании двойного налогообложения.
14. Регионы льготного налогообложения на территории РФ: особые эконом зоны, инновационные центры и технопарки.
15. Учетная политика предприятий и ее роль в оптимизации налоговых платежей.
16. Формирование договорной политики предприятий в целях оптимизации налогообложения.
17. Налог на прибыль организаций, порядок его исчисления и уплаты, способы оптимизации.
18. Постоянные разницы, постоянные налоговые обязательства: понятие, причины возникновения, отражение в бухгалтерском учете, влияние на налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
19. Временные разницы: понятие, виды, причины образования, влияние на сумму налга на прибыль согласно ПБУ 18/02.
20. Порядок определения и характеристика отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, влияние на сумму налога на прибыль.
21. Порядок опредления текущего налога на прибыль (текущего налогового убытка) согласно ПБУ 18/02. Учет расчетов по налогу на прибыль.
22. НДС, порядок его исчисления и уплаты, способы оптимизации.
23. Налог на имущество организаций, порядок его исчисления и уплаты, способы оптимизации.
24. Транспортный налог, порядок его исчисления и уплаты, способы оптимизации.
25. Место налогового бюджета в системе бюджетирования предприятия и процедура его формирования.
26. Сущность налоговой нагрузки организации и факторы, влияющие на нее.
27. Показатели налоговой нагрузки на организацию и методика их расчета.
28. Функции налоговой нагрузки и способы ее оптимизации.
29. Сущность налоговых рисков и их виды.
30. Система оценки рисков налогоплательщиков, используемых федеральной налоговой службы для целей налогового контроля.
В росс.
соглашениях об избежании
Все действующие соглашения РФ распространяются только на налоги на доходы и капитал, т.е. налоги, взимаемые с общей суммы доходов, с общей суммы капитала, или с отдельных элементов.
В РФ соглашения распространяются на все налоги, не имеет значения метод сбора налогов. Соглашения распространяются на налоги юр лиц: н. на прибыль и н. на имущество юр лиц.
Статья 311 НКРФ позволяет россиянам зачитывать налоги, выплаченные за рубежом( зачет возможен, если налоги, взимаемые обеими странами, идентичны, сумма не превышает предельно возможную величину, налог был фактически уплачен за границей, плательщик собрал все необходимые док и предоставил декларации и по росс., и по иностр. налогу). Если доход за рубежом не включается в облагаемый доход в России, то зачет производить нельзя. Сумма зачитываемого налога не должна > росс. налога (иначе нестающая часть уплачивается в России). Чтобы не платить дважды, налог резиденты (проживающие на территории России не менее 183 дней в году) должны подать декларацию о доходах в росс. налог органы; если налоги были уплачены за рубежом, необходимо предоставить справку, подтверждающую это. Сдача налог декларации —обязанность плательщика, вне зависимости от того, в какой стране он платит налоги.
14.Регионы льготного налогообложения на территории РФ: свободные экономические зоны, инновац. центры и технопарки
ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основа создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
ФЗ предусматривает создание на территории РФ ОЭЗ следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
По системам льгот ОЭЗ:
- Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)
- Таможенные (импорт) —
частичное или полное
- Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
- Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
- Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
Инновационный центр "Сколково"
— современный научно‑технологи
Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены НИИ, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности.
15. Учетная политика предприятий и ее роль в оптимизации налоговых платежей
Учетная политика -совокупность способов ведения бух учета (выбор методов учета, позволяющих регулир. фин потоки, влиять на величину результатов),т.е. возможность влиять на величину налог платежей: регулирование оценок активов, распред. доходов и расходов между смежными отчетными периодами и др. Ресурсы, высвобожденные от выплат налогов, ↓ объем потребности в оборотных средствах и работают, находясь в обороте, на ↑доходов предприятия.
факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики:
1.организ-правовая форма, форма собственности, отраслевая принадлежность или вид деят;
2.соотношение с системой обложения;
3.возможность самостоятельност
4.сис-ма информационного обеспечения деят;
5.наличие необходимой базы данных;
6.наличие определенного квалификационного ур персонала и действующей сис-мы его материальной заинтересованности в эфф-ной хоз деят предприятия и ответственности за выполняемые функции;
7.цели и задачи эконом развития на перспективу.
Доходы и расходы для обложения определяются 2 методами: метод начислений и кассовым, а для бух учета –только начислений. При определения доходов от реализ. для налог учета кассовым методом у организации ОС в виде налог платежей не изымаются, а при методе начислений налог обязательства возникают до завершения оборота средств, т.е. объект обложения не появился, а налоги нужно платить.
Выбор учетной политики сводится к выбору методики учета, организация может самостоятельно:
1)устанавливать порядок исчисления износа по ОС и нематер. активам;
2)Определять порядок списания затрат по ремонту ОС на себестоимость;
3)выбирать способ начисления износа по ОС;
4)Выбирать вариант синтетического учета производствен. запасов;
5)выбирать способ группировки и списания затрат на произ-во;
6) выбирать способ учета выпуска продукции.
На формир. учетной политики влияют: -размеры ставок, установленные субъектами РФ; -вид деят организации; -договорная политика; -объем производства и реализации; -наличие возможностей и квалификации бухгалтера для ведения раздельных бух и налог учетов; -наличие обособленных подразделений.
Т.е. "оптимальная" учетная политика может быть составлена после анализа деят, постановки перспективных целей и задач,в результате рассмотрения каждого из способов учета применительно к данной организации.
16. Формирование договорной политики предприятий в целях оптимизации налогообложения.
Текущее налог планир состоит в планир хоз субъектами отдельных налогов, в разработке учетной и договорной политики.
Договорная политика- использование возможностей выбора типа договора, партнера сделки, условий договоров для достижения желаемого фин результата/определенной структуры активов.
В процессе договорной политики для каждого договора необходимо проводить эконом-правовую экспертизу, кот включает:
• правовую экспертизу, т. е. рассмотрение условий сделки с точки зрения гражданского законод-ва (ГК РФ);
• бухг экспертизу, т. е. анализ возможных вариантов бух оформления договора;
• налог экспертизу — рассмотрение договора с точки зрения возникновения объектов обложения; следует оценивать все налог последствия заключаемого/изменяемого договора. При экспертизе договоров между организацией и физ лицом необходимо рассчитать НДС и произвести налог вычет;определить, удерживается ли налог на доходы физ лиц; возникает ли материальная выгода;
• фин экспертизу, т. е. расчет изменения показателей фин состояния организации в результате заключения договора (показатели фин независимости, платежеспособности, рентаб).
Конечной целью экспертизы явл заключение договора, обеспечивающего эфф-е использование ресурсов организации и оптимизацию налог обязательств.
17.Налог на прибыль организаций, порядок его исчисления и уплаты, способы оптимизации
Гл. 25) Плательщики: росс. и иностр. организ, осуществляющие свою деят-ть через постоянное представительство в РФ и получает доход от источников РФ, организации- участники консолидир. группы плательщиков в отношении прибыли по консолидир. группе.
Не явл. плательщ.: организаторы олимп/паралимп. игр, участники «Сколково».
Объект: прибыль.
Прибыль = Доход (без косвенных налогов)- Расход.
Доход = Доход от реализ (ТРУ и имущ. прав) + Внереализац. доход
Доходы:
1.Доходы от реализ (ТРУ собственного произ-ва, приобретенные ранее ТРУ,от реализации имущ. прав)
2.Внереализационные (арендные платежи,доходы в виде %, от долевого участия, положит. курсовая разница и др.)
3.Доходы не учитываемые (ст. 251 НКРФ): - от реализации ТРУ,полученных в виде предоплаты; - имущ. и имущ. права явл. предметом залога; - целевое финансирование; - дох. по договору кредита/займа
Расходы:
1.Расходы связанные с произ-
- материальные(на приобретение сырья,матер.,инструментов)
- расходы на оплату труда(з/п,
- начисленная амортизация
2.Внереализационные ( содержание переданного по договору аренды имущ; % по долговым обязат.; на выпуск собственных цб, на возмещение ущерба)
3.Расходы не учитаваемые: - дивиденды, - штрафы,пени, подлежащие уплате в бюджет; - имущ-во(средства) переданные по договору дарения;- имущ.(средства) переданные в счет предоплаты; - стоим. безвозмездно переданного имущ.; - материальн. помощь работникам; - целевое финансир.; - взносы в общественные организ.
Порядок и сроки уплаты:
Налог период-календарный год. Отчетный- первый кв, полугодие, 9 мес.
Порядок уплаты:
1.Организацией у кот., за предыдущие 4
кв дох. < 10 млн. руб., бюджетные,иностр.,
2. ежемесячные авансовые платежи
3. исчисление аванс платежей исходя из фактически полученной прибыли(исходя из ставки н. и фактически полученой приб, рассчитанной нарастающим итогом).
Сроки уплаты:
1.Квартальный (до 28 числа мес. следующего за отчетным периодом)
2.Ежемесячный (до 28 числа каждого месяца)
3.По фактической прибыли (до 28 числа мес. следующего за отчетным мес.).
Декларация по итогу года подается до 28 марта следующего года.
Основные направления оптимизации:
–снижение ст. налога: - в зависимости от региона; -отдельные виды деят(мед, инвестицион. и тд); - по виду и источнику дохода
–выведение части дох из-под обложения: - перевод в категорию «необлагаем.»; - получение льгот только по доходной части налог базы; - перевод части доходов на спец режимы.
–максимальн. ↑ расходов в рамках закона:
Традиционно используются следующие способы:
• формирование резервов (позволяет получать отсрочку): - по сомнительн. долгам; - по соц защите; - на НИОКР; - на предстоящие расходы; - по гарантийному ремонту и обслужив.
• выбор метода начисления амортизации, способа списания стоим материалов и др: - амортизацион. премия; - повышающие коэф-ты;
• перенос необлагаемых платежей работникам во внебюджетн. фонды на расходы по з/п или ↑ расходов на добровольн. страх жизни и здоровья(эти расходы нормируются)
Нормируемые расходы: · реклама-1% от выручки; · представительские-4% от фонда з/п; · мед и страх жизни-12% от фонда з/п; · учет % по долговым обязат. (1,8*ст. рефинансирован.) и для иностран. валюты (0,8* ст. рефинансир.)
субъекты льготного обложения: 1. Предприятия и ИП на УСН, 2. Предприятия и ИП на ЕНВД, 3. ИП на общем режиме и тд
18.Постоянные разницы, постоянное налог обязательства.
Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:
1формирующие бухгалтерскую
прибыль (убыток) отчетного периода,
но не учитываемые при
2учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.