Система ответственности за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1 Налоговое правонарушение и его состав………………………..............5
1.1 Общее понятие, объект налогового правонарушения………..5
1.2 Субъекты налоговых правонарушений……………….............6
1.3 Объективная сторона налогового правонарушения.................6
1.4 Субъективная сторона налогового правонарушения ………..8
2. Порядок привлечения к ответственности за
налоговые правонарушения………………………………….. 10
2.1 Общие условия привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения……………….. 10
2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения……………………11
2.3 Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения …………………...11
3.Меры административно-правовой налоговой ответственности и порядок их наложения…………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемых источников……………………………………......26

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

Белорусский Национальный Технический Университет 

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «Экономика и право»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

Тема:«Система ответственности за нарушение налогового законодательства»

 

Исполнитель:      студент ФТУГ 3 курса гр. 308419/29

Чесноков Валентин Олегович

 

Руководитель:     

              Лилия Михайловна Барсегян

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание :


Введение…………………………………………………………………….4

1 Налоговое правонарушение и его состав………………………..............5

1.1 Общее понятие,  объект налогового правонарушения………..5

1.2 Субъекты  налоговых правонарушений……………….............6

1.3 Объективная  сторона налогового правонарушения.................6

1.4 Субъективная сторона налогового правонарушения ………..8

2. Порядок привлечения  к ответственности за 

налоговые правонарушения………………………………….. 10

2.1 Общие условия  привлечения к ответственности 

за совершение налогового правонарушения……………….. 10

2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения……………………11

2.3 Обстоятельства  смягчающие и отягчающие  ответственность за совершение налогового правонарушения …………………...11

3.Меры административно-правовой налоговой ответственности и порядок их              наложения…………………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………24

Список используемых источников……………………………………......26

 

 

 

 

 

 


Введение.


Каждый  обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.

Налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Но проблема правонарушений в области уплаты налогов и сборов всегда останется актуальной. С этой проблемой не справились даже развитые цивилизованные государства. Правосознание граждан нашего государства оставляет желать лучшего и уровень нарушения налогового законодательства довольно высок. Необходим государственный механизм принуждения к нарушителям налогового законодательства. Этим механизмом является привлечения нарушителей к юридической ответственности за нарушения законодательства в области уплаты налогов и сборов

Традиционно выделяют следующие виды юридической ответственности:

    • Уголовная за наиболее общественно опасные деяния  (преступления).
    • Административная – предусмотрена Кодексом об административных правонарушений и иными нормативными актами.
    • Дисциплинарная – из трудовых правоотношений, связана с нарушением трудовой дисциплины
    • Гражданско-правовая. - выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных  законом или договором мер воздействия имущественного характера.

Налоговым законодательством выделяют особый вид юридической ответственности за правонарушения связанные с отношениями в области уплаты налогов и сборов.

 

 

  1. Налоговое правонарушение и его состав

1.1.Общее понятие  налогового правонарушения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Объектом налоговых правонарушений являются сложившийся государстве общественные отношения в области порядка уплаты налогов и сборов.

Не всякое нарушение  налогового законодательства может  быть основанием для привлечения  лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения.

Выделяют следующие правовые признаки деяния, влекущего применение мер ответственности:

  1. противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой  нормы;
  2. виновность лица, нарушившего закон. Признаком вины нарушителя является умышленный характер его действий либо проявленная липом неосторожность;
  3. причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия должны быть следствием именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности;
  4. недопустимость действия или бездействия.  Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения  если   за совершение противоправных деяний взыскание не установлено, то привлечение лица к правовой ответственности исключено.

 

 

 

1.2. Субъекты  налоговых правонарушений.

 

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Субъектами  правонарушений признаются:

1) Налогоплательщики;

а) Физические лица;

    • Граждане;
    • Частные предприниматели;

б) Организации;

2) Налоговые агенты;

  • Частные предприниматели;
  • Организации;

Представители налогоплательщика  или налогового агента.

  • Физические лица;
  • Организации;
  • Частные предприниматели

В качестве субъектов  налогового  правонарушения Кодексом предусматриваются только непосредственно налогоплательщик, под которым на практике понимают лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения и обязанное в связи с этим уплачивать соответствующий налог, а также налоговый агент или их представители. На других лиц, в том числе и должностных (руководителя предприятия, главного бухгалтера), составы налоговых правонарушений, предусмотренные частью первой Кодекса, не распространяются.

 

1.3 Объективная  сторона налогового правонарушения.

Нарушение налогового законодательства проявляется в  нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты налогов.

  1. Правонарушения против обязанности по уплате налогов:
  • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
  • Непредставление налоговой декларации.
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога.
  1. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков.
  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
  • Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.
  • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
  1. Правонарушения против контрольных функций налоговых органов и порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
  • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
  • Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.
  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

 

1.4.Субъективная сторона налоговых правонарушений.

 

"Наличие  вины - общий и общепризнанный  принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно" . Принцип вины означает, что лицо подлежит ответственности только за те противоправные деяния, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, виновность наряду с противоправностью, реальностью и наказуемостью является атрибутивным признаком налогового правонарушения, а та или иная форма вины - обязательным элементом его состава.

Налоговая ответственность  наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности, по мнению Конституционного суда РБ, противоречила бы и природе правосудия. Суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, вследствие стихийного  бедствия или других чрезвычайных  и непреодолимых обстоятельств  (указанные обстоятельства устанавливаются  наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение  налогоплательщиком или налоговым  агентом письменных разъяснений  по вопросам применения законодательства  о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов. При наличии этих обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения

2.1. Общие условия  привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Никто не может  быть привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Никто не может  быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность  за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Система ответственности за нарушение налогового законодательства