Система ответственности за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1 Налоговое правонарушение и его состав………………………..............5
1.1 Общее понятие, объект налогового правонарушения………..5
1.2 Субъекты налоговых правонарушений……………….............6
1.3 Объективная сторона налогового правонарушения.................6
1.4 Субъективная сторона налогового правонарушения ………..8
2. Порядок привлечения к ответственности за
налоговые правонарушения………………………………….. 10
2.1 Общие условия привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения……………….. 10
2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения……………………11
2.3 Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения …………………...11
3.Меры административно-правовой налоговой ответственности и порядок их наложения…………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемых источников……………………………………......26

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Принудительное  прекращение деятельности юридического лица. Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется в соответствии со статьёй 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь:

«2. Юридическое  лицо может быть ликвидировано по решению:

2) суда в случаях:

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

3. Требование  о ликвидации юридического лица  по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено лицам, принимающим решение о ликвидации, государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством». Как видно из указанной нормы принудительная ликвидация юридических лиц может осуществляться и за налоговые правонарушения, судом по требованию налоговых и контрольных органов. Спорным является вопрос отнесения этой санкции к мерам административно-правовой налоговой ответственности. Однако следует признать, что эта санкция предусмотрена законодательством в том числе и за административные налоговые правонарушения. Хотя и налагается только по решению суда, но по требованию налоговых и контрольных органов. То есть, суд в данном случае опосредует наложение этой меры ответственности налоговым органом, что вовсе не говорит о том, что данный вид взыскания налагается по решению налоговых и контрольных органов. Налоговые и контрольные органы только принимают решение об обращении в суд. Суд, в свою очередь принимает решение непосредственно о наложении данного вида ответственности. Эти два органа в данном случае дополняют друг друга. Результатом такого сотрудничества является наложение административной налоговой санкции в виде принудительной ликвидации юридического лица. Так что есть достаточные основания относить эту санкцию к особому виду административных налоговых санкций, применяемых к юридическим лицам.

 

Конфискация сокрытого  объекта налогообложения. По общему правилу, содержащемуся в пункте 5 статьи 9 закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», сокрытый объект налогообложения подлежит изъятию в доход государства.

Порядок рассмотрения административных налоговых правонарушений и исполнения решений, принятых по ним  несколько различаются в зависимости от вида правонарушения.

Рассмотрение  административных налоговых правонарушений, составы которых предусмотрены  Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и пунктом 12 статьи 9 закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», осуществляются полностью в соответствии с нормами Главы 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Рассмотрение дел об административных правонарушениях». Сроки наложения административных взысканий определяются согласно статьи 37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и равны двум месяцам с момента совершения проступка или с момента обнаружения при длящемся правонарушении. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий осуществляется в соответствии с Главой 23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий».

Порядок же рассмотрения административных налоговых правонарушений, предусмотренных в иных нормативных актах и наложения отдельных видов административных налоговых санкций может варьироваться. Однако следует заметить, что общие правила, содержащиеся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, должны соблюдаться.

Наложение отдельных  видов административных налоговых санкций регулируется в основном следующими нормативными актами: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г. N 87 «Об утверждении положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей », а также приказом Государственного Налогового Комитета 17 апреля 1999 г. N 77 «Об утверждении инструкции по применению положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей ».

В частности, в  положении «О взыскании сборов, налогов и других обязательных платежей» указано, что «в порядке, предусмотренном настоящим Положением, производится взыскание не внесенных в установленные сроки в бюджет Республики Беларусь, государственные целевые бюджетные фонды, целевые бюджетные и внебюджетные фонды местных Советов депутатов обязательных платежей:

финансовых (экономических, штрафных) санкций, примененных за нарушение  законодательства о налогах и  предпринимательстве». Как уже говорилось, финансовые санкции являются разновидностью мер административно-правовой налоговой ответственности. Согласно этого положения, суммы административных налоговых санкций подлежат уплате налогоплательщиком в 10-ти дневный срок со дня получения уведомления органов взыскания. Налоговым органам предоставлено право в случае неуплаты сумм налоговых санкций обращать взыскание на имущество должника. За каждый день просрочки уплаты начисляется пеня в размере учётной ставки Национального банка, действующей на момент взыскания средств. Налоговые органы в бесспорном порядке имеют право взыскивать с должника подлежащие уплате им суммы со счетов должника в банке, а при отсутствии средств на счетах - и на другие финансовые активы. Также налоговым органам предоставляется право налагать арест на имущество должника.

Порядок обжалования  тоже несколько отличается в зависимости от вида правонарушения. Для административных налоговых правонарушений, содержащихся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях применяется порядок обжалования, предусмотренный Главой 22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении»: «Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд.

Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд.

Постановление о наложении иного административного  взыскания обжалуется в вышестоящий  орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд.

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии с настоящей статьей ее рассматривать и которому она адресована ». То есть применяется общее правило – если штраф, то обжалуется вышестоящему органу , либо в суд, а если административное взыскание не в виде штрафа – то только вышестоящему органу. В любом случае решение вышестоящего органа можно обжаловать в суд.

Что же касается опротестования решений по административным налоговым правонарушениям, составы  которых предусмотрены иными  нормативными актами и санкциями  за нарушение которых являются взыскания, не содержащиеся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, то как правило применяется порядок, предусмотренный статьёй 14 закона «О государственной налоговой инспекции»: «Жалобы на действия должностных лиц и решения государственной налоговой инспекции, кроме жалоб на административные взыскания, подаются в месячный срок в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее месячного срока с момента поступления жалобы. Указанные решения могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящую государственную налоговую инспекцию или в соответствующий суд.

Обжалование действий должностных лиц государственной  налоговой инспекции, связанных  с наложением административных взысканий, производится в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях». При неурегулированности отдельных вопросов рекомендуется пользоваться нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключении всего  сказанного можно сделать вывод: соблюдение налогового законодательства является обязанностью налогоплательщика. Выполнение обязанностей хозяйствующими субъектами, вытекающих из требований законодательства позволит избежать административной ответственности за налоговые правонарушения и соответствующего наказания (штрафа).

На нынешнем этапе развития экономических отношений как никогда важно привить налогоплательщикам соответствующее уважение к налогам, налоговым органам. Это очень трудная задача, однако одними мерами принуждения всех проблем с уплатой налогов не решишь.

На сегодняшний  день система налогов не столь  хорошо развита и продумана, как  хотелось бы, однако законодатель идёт по пути упрощения налоговой системы, уменьшения количества налогов. Однако всё ещё встречаются отдельные лица, не желающие уплачивать налоги. Система административных взысканий за совершение правонарушений в области налогового права призвана стимулировать налогоплательщиков к уплате налогов, частично путём устрашений, частично путём убеждения.

Через уплату налогов  происходит перераспределение ценностей, поэтому без уплаты налогов не смогут существовать социально-незащищённые слои населения и убыточные, но необходимые  отрасли производства.

Автор в этой работе попытался рассмотреть правовые аспекты административно-правовой ответственности за налоговые правонарушения. Этот вопрос является сравнительно новым и интересным для изучения. Особенно представляет интерес административная ответственность юридических лиц. Важность этой темы подчёркивается нынешним состоянием нормативных актов в данной сфере, эклектичность законодательства, регулирующего налоговые правонарушения.

Республика  Беларусь стоит на новом этапе реформирования экономического строя, создания рыночной экономики. Как никогда актуально соблюдение законодательства, особенно налогового всеми субъектами хозяйствования. Ответственность за налоговые нарушения занимает важное место в механизме налогового регулирования. Поскольку институт ответственности за налоговые правонарушения является сравнительно новым, соответственно имеются некоторые разночтения при применении общих норм об ответственности и норм специального налогового законодательства. Данная работа посвящена именно этим нюансам налогового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

1. Конституция  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями). Принята на республиканском  референдуме 24 ноября 1996 г. и в  соответствии со статьей 1 Закона  Республики Беларусь "О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь" вступила в силу со дня ее опубликования.

2. Гражданский  кодекс Республики Беларусь, Ведомости  Национального собрания Республики  Беларусь, 1999 г., N 7 - 9, статья 101.

3. Кодекс Республики  Беларусь об административных правонарушениях, СЗ БССР, 1984 г., N 35, ст.505. С изменениями и дополнениями по состоянию на 9 июня 1999 года.

4. Уголовный  кодекс Республики Беларусь. Официальное  издание. Мн.: Национальный центр  правовой информации Республики  Беларусь, 1999.

5. Алёхин А.П. «Ответственность за нарушения налогового законодательства», М.: Аудит, 1992.

6. Веремеенко И.И. «Административно-правовые санкции». М., 1975.

7. Гуреев В.И. «Налоговое право», М.: Экономика, 1995 г.

8. Кузнецова Н.Ф. «Теоретические основы квалификации преступлений». М., 1970.

9. «Налоговые органы и налогоплательщики», Пермь, 1992 г.

10. «Налоги и налоговое право: учебное пособие». Под ред. А.В.Брызгалина. М., 1997 г.

11. Петрова Г.В. «Ответственность за нарушения налогового законодательства», М.: Инфра-М, 1995.


Информация о работе Система ответственности за нарушение налогового законодательства