Система ответственности за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1 Налоговое правонарушение и его состав………………………..............5
1.1 Общее понятие, объект налогового правонарушения………..5
1.2 Субъекты налоговых правонарушений……………….............6
1.3 Объективная сторона налогового правонарушения.................6
1.4 Субъективная сторона налогового правонарушения ………..8
2. Порядок привлечения к ответственности за
налоговые правонарушения………………………………….. 10
2.1 Общие условия привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения……………….. 10
2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения……………………11
2.3 Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения …………………...11
3.Меры административно-правовой налоговой ответственности и порядок их наложения…………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемых источников……………………………………......26

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Республики Беларусь.

Привлечение налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается  невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица

2.2. Обстоятельства, исключающие привлечение лица  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может  быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие  события налогового правонарушения;

2) отсутствие  вины лица в совершении налогового  правонарушения;

3) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

2.3. Обстоятельства  смягчающими и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение  правонарушения вследствие стечения  тяжелых личных или семейных  обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые  судом могут быть признаны  смягчающими ответственность.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При наличии  смягчающих обстоятельств размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем  вдвое, а при наличии отягчающих обстоятельств он увеличивается на 100%. Имеет место давность взыскания налоговых санкций.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта.

Вместе с тем при  нарушении своих прав налогоплательщики  вправе обжаловать действия налоговых  органов и их должностных лиц. По усмотрению налогоплательщика с обжалованием или жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Организации и индивидуальные предприниматели подают иски в арбитражные суды в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, физические лица (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы) - в суды общей юрисдикции. Налогоплательщик может обжаловать в суде не только решение налогового органа, но и документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пени и налоговой санкции  независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. В соответствии с Налоговым кодексом РБ возможна компенсация убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) работников налоговых органов. В соответствии с Кодексом РБ об административных правонарушениях к должностным лицам налогоплательщиков могут быть применены административные санкции за налоговые нарушения в виде наложения административных штрафов. В случае если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.

 

3.Меры административно-правовой налоговой ответственности и порядок их наложения.

 

 Административные взыскания налагаются за совершение административных правонарушений.

При рассмотрении этого вопроса  нельзя упустить такой важный аспект, как органы, уполномоченные рассматривать  административные правонарушения и  налагать административные взыскания.

Поскольку административные правонарушения в области налогового права являются особым видом административных правонарушений, то и органы, уполномоченные рассматривать эти правонарушения и налагать взыскания тоже специальные. В частности, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях содержатся следующие нормы по поводу рассмотрения указанных дел: «Органы государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 154 (кроме нарушения условий и правил, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), статьей 154-1 настоящего Кодекса).

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов государственной налоговой инспекции вправе начальники этих инспекций и их заместители ». То есть указанные правонарушения подведомственны налоговым органам. Налоговым органам подведомственны также административные налоговые правонарушения, содержащиеся в законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь».

Также рассматриваемые правонарушения подведомственны и другим органам: «Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 89-1, 89-4, 144, 144-1, 145, 147, 148, 151-1, 151-2, 151-3, 151-6, 151-9, 151-10, 151-11, 151-12, 152, 154, 154-1, 155-3, 155-4, 155-5, 155-6, 155-7, 155-8, 155-13, 155-14, 166-8, 166-13, 170-1 и 171 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь вправе Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители, начальники главных управлений (управлений) и инспекций Комитета государственного контроля Республики Беларусь, председатели комитетов государственного контроля областей и их заместители ».

Указанные лица рассматривают эти правонарушения и налагают административные взыскания.

Было бы целесообразно  для более полного изучения этого  вопроса классифицировать эти органы, но, к сожалению этих органов всего  два и указанная классификация  научного интереса не представляет.

Обязанность налоговых  органов рассматривать, пресекать  правонарушения и налагать административные взыскания детализируется в законе «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» от 2 февраля 1994 г. N 2737-XII , где содержатся следующие нормы: «Основными задачами государственной налоговой инспекции Республики Беларусь являются:

предупреждение, пресечение правонарушений в сфере  своей компетенции и привлечение  к ответственности лиц, виновных в правонарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве  ».

«Государственная  налоговая инспекция в пределах своей компетенции применяет к нарушителям законодательства о налогах и предпринимательстве меры административной, финансовой и иной ответственности, предусмотренные законодательством ».

К сожалению, нет возможности предоставить аналогичный материал по Комитету Государственного Контроля Республики Беларусь, поскольку положение о нём отсутствует, или не доступно для изучения.

Немаловажным  является вопрос о видах мер административной налоговой ответственности. В Кодексе  Республики Беларусь об административных правонарушениях в статье 23 содержится следующий перечень мер административной ответственности, применяемых к физическим лицам:

«За совершение административных правонарушений могут  применяться следующие административные взыскания:

1)предупреждение;

2)штраф;

3)возмездное  изъятие предмета, явившегося орудием  совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения;

4)конфискация  предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административного правонарушения;

5)лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

5-1)взыскание  стоимости товаров и транспортных  средств, явившихся непосредственными  объектами административного правонарушения;

6)исправительные работы;

7)административный  арест».

В целях данной работы наибольший интерес представляют штраф, лишение специального права, конфискация предмета, явившегося орудием  совершения, или непосредственным объектом административного правонарушения.

К субъектам  хозяйствования применяются особые виды мер административно-правовой налоговой ответственности. Это следующие меры: приостановление действия специального разрешения (лицензии), лишение специального разрешения (лицензии), приостановление рассчётов на счёте в банке, принудительное прекращение деятельности, взыскание повышенных сумм налогов, конфискация сокрытого объекта налогообложения.

Представляется  целесообразным подробней остановиться на этих видах административно-правовой налоговой ответственности.

Взыскание налогов в повышенных суммах. Этот вид санкций содержится в законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», там же регламентируются размеры взысканий за различные виды административных налоговых правонарушений.

Лишение специального разрешения (лицензии) или приостановление её действия. Порядок применения данного вида взыскания регламентируется постановлением Совета Министров от 16 октября 1991 г. № 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица ». Согласно этого постановления, пункта 10:

«10. В случае нарушения субъектом хозяйствования указанных в лицензии особых условий и правил осуществления данного вида деятельности орган, выдавший лицензию, по представлению соответствующих органов надзора, обоснованных претензий иных юридических лиц, граждан и по итогам собственных проверок может приостановить ее действие до устранения допущенных нарушений или на определенный срок либо дать указание об устранении нарушений, не приостанавливая действия лицензии.

При повторном  или грубом нарушении правил осуществления  деятельности, на которую выдана лицензия, эта лицензия может быть аннулирована по решению органа, выдавшего ее». Согласно закону «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» от 2 февраля 1994 г. N 2737-XII правом обращаться в орган, выдавший специальное разрешение (лицензию), с требованием аннулировать его наделяются и государственные налоговые инспекции в лице начальников и их заместителей.

Приостановление расчетов по счётам. В качестве меры взыскания эта мера широко применяется по отношению к юридическим лицам не только за налоговые правонарушения. Применительно к административно-правовой налоговой ответственности порядок применения этой санкции регулируется законом «О налогах и сборах, взимаемых на территории Республики Беларусь», а также законом «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» от 2 февраля 1994 г. N 2737-XII.

В частности  пункт 10 статьи 9 закона «О налогах и  сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» гласит: «Налоговые органы имеют право приостанавливать операции плательщиков по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления или отказа представить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерские отчеты и балансы, а также расчеты, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения.

Банки обязаны  исполнить предписания государственных  налоговых органов о полном или  частичном приостановлении операций налогоплательщика (клиента банка) по расчетным и другим счетам в день поступления предписания. В случае неисполнения предписания государственного налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика (клиента банка) на руководителей банков налоговым органом налагается административный штраф в размере до пятикратной месячной минимальной заработной платы».

В законе «О государственной  налоговой инспекции Республики Беларусь», в пункте 10 статьи 8 полномочия налоговых органов и перечень случаев применения этой санкции несколько расширяется: «10) приостанавливать полностью или частично операции предприятий и граждан по их счетам и вкладам в банках в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет; в случаях установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации и без постановки на налоговый учет». В той же статье 8 указанного закона уточняется, что правом применять этот вид санкций обладают начальники (их заместители) государственных налоговых инспекций.

Информация о работе Система ответственности за нарушение налогового законодательства