Систематизирование знания о налогах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - обобщить и систематизировать знания о налогах, в частности о налогах на прибыль предприятия.
Для осуществления данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налога на прибыль;
- провести анализ хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Калачинскмежрайгаз»;
- изучить порядок исчисления и отчетность по налогу на прибыль в ОАО «Калачинскмежрайгаз»;

Файлы: 1 файл

галябух.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Однако некоторые инструменты в российской практике не находят своего применения, а другие не дают должного стимулирующего эффекта, поэтому требуют своего дальнейшего совершенствования.

Несомненно, что, одной из важнейших задач налоговой политики в современных условиях является выработка соответствующих мер и применение эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования инновационной деятельности. В 2002 г. с введением главы 25 НК РФ была отменена инвестиционная налоговая льгота, которая позволяла предприятиям не платить 50 % налога на прибыль с сумм, направленных на финансирование капиталовложений. Для некоторых отстающих отраслей промышленности предусматривалось 100-процентное освобождение от налога. Отмена инвестиционной налоговой льготы оказала существенное влияние на сокращение объемов инвестирования прибыли в реальный сектор экономики. Можно привести такую статистику. Раньше для целей исчисления налога на прибыль применялась ставка в размере 35 %. Ее можно было снижать до 17,5 % путем направления прибыли на инвестиции в развитие производства. Такой подход не только стимулировал производство, но и позволял минимизировать налоговые платежи. Доля собственных источников организации в общем объеме инвестиций в то время доходила до 49,4 %. С введением гл. 25 НК РФ инвестиционная льгота была отменена, налоговая ставка снижена до 24 %. Предполагалось, что уменьшение ставки будет стимулировать бизнес вкладывать средства в развитие производства. Однако этого не произошло. Удельный вес собственных источников организации уменьшился до 41,2 %. Таким образом, для тех налогоплательщиков, которые инвестировали средства в производство, ставка налога на прибыль повысилась. Развитие производства стало происходить не за счет собственной прибыли организаций, а за счет заемных средств. Кроме того, в структуре инвестиций за пять лет в 2,3 раза возросли кредиты российских банков, в 1,9 раза - кредиты иностранных банков. Возникновению такой ситуации во многом способствовало несовершенство налогового законодательства [10].

После отмены льготы российские инвестиции заменили иностранные деньги. В настоящее время, когда кредиты в иностранных банках практически не предоставляются, возврат инвестиционной льготы будет способствовать оживлению инвестиций российских предприятий, более эффективному обновлению их производственных мощностей.

Таким образом, требование со стороны бизнес-сообщества вернуть льготу объясняется, прежде всего, необходимостью модернизации производства, так как процент износа основных фондов предприятий в России таков, что российскому бизнесу трудно конкурировать на глобальных рынках. Эксперты полагают, что возврат инвестиционной льготы отвечает курсу правительства на инновации [9].

Налоговая льгота выступает эффективным механизмом, способствующим инвестированию прибыли хозяйствующим субъектом в развитие и укрепление производственных мощностей. Впоследствии предлагаемые меры приведут к увеличению выпуска качественной и конкурентоспособной продукции и соответственно к возрастанию налоговой базы, а также поступлений налога на прибыль в бюджет в будущем.

Возврат к инвестиционной льготе поможет решить часть проблем, не связанных напрямую с пополнением бюджета и инновационным развитием [8].

Применение «амортизационной премии», размер которой был увеличен до 30 % в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, заслуживает дальнейших доработок.

По мнению Минэкономразвития России необходимо увеличить размер так называемой амортизационной премии с 30 % до 50 % для 3-7-й амортизационных групп (срок полезного использования - 3-20 лет).

Помимо косвенного стимулирования инвестиционной деятельности организаций, законодательством предусмотрены возможности предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит - это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) уменьшение суммы налога не может быть более 50 % соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Для того чтобы кредит стал действенным инструментом инвестиционной поддержки организаций необходимо радикальное изменение его нормативно- правовой базы. В целях увеличения масштабов использования инвестиционного налогового кредита предлагается реализация следующих мер:

- повысить оперативность  принятия решений о предоставлении  инвестиционного налогового кредита,

- передать полномочия по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций субъектам Российской Федерации с последующим администрированием налоговыми органами,

- увеличить размер инвестиционного  налогового кредита, предоставляемого организации в целях проведении ею научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ или технического перевооружения с 30 до 100 % стоимости приобретенного организацией оборудования.

Одной из ключевых проблем современного этапа российских реформ является стимулирование предпринимательской активности, способствующей устойчивому росту экономики.

К числу основных факторов, сдерживающих развитие российского предпринимательства, относится несовершенство налоговой системы. Особенность процесса аккумуляции налогов, собираемых в секторе малого бизнеса, состоит в существенной неоднородности составляющих его объектов - малых предприятий, и наличии разных схем налогообложения, определяющих особый способ исчисления налогов. Собственникам и менеджерам малых предприятий достаточно сложно разобраться в преимуществах существующих систем и принять рациональное решение, способствующее снижению налогового бремени на предприятие.

Так, с помощью налоговых льгот и преференций государство развивает приоритетные направления в промышленности, активизирует инвестиционные процессы, поддерживает уровень занятости населения. Используя налоги, государство может повлиять на инфляционные процессы, обеспечить протекционизм для отечественных производителей, дотировать депрессивные районы, оказать помощь малоимущим категориям граждан, ограничить производство и потребление отдельных видов товаров, регулировать экспортно-импортные операции и т. д.

Как показывают исследования, отсутствие однозначного представления о необходимости реформирования налоговой системы России приводит к неэффективному применению её инструментов. Это актуализирует разработку концепции реформирования налогового механизма регулирования доходов, поиска направлений совершенствования не только налоговой системы России, но и системы формирования доходов населения.

Особенностью прогнозирования налога является то, что налоговым законодательством предусмотрено применение его различных ставок в зависимости от вида дохода, получаемого налогоплательщиками.

Анализ формирования прибыли в промышленности за последние годы показывает, что для ее увеличения необходимо совершенствование промышленной, инвестиционной, таможенной политики. К числу мер, направленных на решение этой проблемы, следует отнести:

1) формирование высокотехнологичных специальных инновационных фондов из части доходов предприятий, не облагаемых налогами;

2) заключение между Правительством  и ведущими коммерческими банками  соглашений, в соответствии с  которыми эти банки обязуются  кредитовать развитие приоритетных отраслей народного хозяйства;

3) внесение коррективов в таможенную политику - введение экспортных ограничений на вывоз сырья и материалов с невысокой степенью обработки; применение экспортных льгот на вывоз продукции высокотехнологичных обрабатывающих производств, введение ограничений на импорт машин и потребительских товаров;

4) увеличение инвестиций  в обрабатывающие отрасли путем  использования нетрадиционных источников финансирования - бюджетных ассигнований на возвратной и возмездной основе, с условием привлечения частных инвестиций; инвестиционного налогового кредита; предоставления государственных гарантий [6].

Важным недостатком налога на прибыль для организаций является то, что под расходами для целей налогообложения признаются любые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Вышеуказанные нормы стали причиной введения налогового учета. Система налогового учета является необходимым инструментом, обеспечивающим возможность с минимальными затратами для налогоплательщика исчислить размер прибыли, подлежащей обложению налогом на прибыль организаций в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Налоговое регулирование осуществляется применением двух основных инструментов налоговой системы: налоговых ставок и льгот. Несомненно, что ставки оказывают общее стимулирующее действие на экономику, а налоговые льготы - целевое.

Уменьшение ставки налога на прибыль до 20 % дает потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике. Уменьшив ставку сразу, Правительство РФ не оставило запаса для дальнейшего снижения.

Однако эффект, достигаемый от расширения налогооблагаемой базы за счет теневого сектора, будет незначительным по следующим причинам:

- издержки нелегального  бизнеса по-прежнему намного меньше  совокупной налоговой нагрузки, получаемой от уменьшения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социального налога.

- эффект от снижения  ставки возникнет не сразу, а  через несколько хозяйственных  оборотов;

- крайне отрицательно  влияет на привлекательность легального бизнеса запутанность и противоречивость налогового законодательства, сложность и объем учетной работы, техника взимания налогов;

- статистические данные  по развитым странам не подтверждают  факт уменьшения размеров теневой  экономики при уменьшении ставки налога на прибыль: за последние пять лет, когда повсеместно снижалось обложение корпораций, объем теневой экономики в среднем по странам, входящим в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), увеличивался на 6,2% в год [7].

Вторым рычагом налогового регулирования являются льготы. Существующая в настоящее время система налоговых льгот в большинстве случаев представляется необоснованной и бессистемной льгот, т.к. льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

Однако полная отмена приведет к лишению российской налоговой системы регулирующей функции, т.е. возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства. Отменив льготы по налогу на прибыль, государство лишилось важного рычага налогового регулирования.

В положениях главы 25 НК РФ предусмотрены мероприятия способствующие улучшению инвестиционного климата:

- механизм ускоренной  амортизации;

- новый порядок налогообложения капитала, ценных бумаг, других финансовых инструментов;

- освобождение от налогообложения  инвестиций от иностранных инвесторов  на финансирование капитальных  вложений производственного назначения  при условии их использования  в течение одного календарного года с момента получения;

- включение в состав  внереализационных расходов процентов  по долговым обязательствам инвестиционного  характера;

- ряд положений, влияющих  на повышение финансовой устойчивости  организаций, например: увеличение  срока переноса убытков до 10 лет, снятие ограничений в целях налогообложения по размерам расходов на добровольное страхование имущества, отчисления в резервные фонды и др.

Однако все вышеперечисленные льготы носят косвенный характер и не оказывают прямого стимулирующего эффекта на активизацию инвестиционной деятельности [6].

На решение этих задач должна быть направлена налоговая реформа, заключающаяся в налоговом стимулировании расширенного воспроизводства и модернизации экономики. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль.

Для эффективного регулирования экономики государство посредством налоговой политики по налогу на прибыль должно использовать важный рычаг налогового регулирования - льготы.

Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях. Необходим анализ тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, а также разработка новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих пополнение доходной части бюджета. Таким образом, необходима разработка теоретических и развитие методологических вопросов, связанных с функционированием налогового контроля, исходя из его принципов, выработанных финансовой наукой и особенностей развития национальной экономики страны.

 

 

2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ОАО «КАЛАЧИНСКМЕЖРАЙГАЗ»

2.1 Краткая экономическая  характеристика организации

Информация о работе Систематизирование знания о налогах