Систематизирование знания о налогах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - обобщить и систематизировать знания о налогах, в частности о налогах на прибыль предприятия.
Для осуществления данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налога на прибыль;
- провести анализ хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Калачинскмежрайгаз»;
- изучить порядок исчисления и отчетность по налогу на прибыль в ОАО «Калачинскмежрайгаз»;

Файлы: 1 файл

галябух.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Декларация представляется по установленной форме на бумажном носителе и в электронном виде по установленным форматам (передается по телекоммуникационным каналам связи). Декларация по налогу на прибыль (Приложение В) за 9 месяцев 2013 г. предоставляется в срок не позднее 28 октября 2013 года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

- организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал,

- бюджетные учреждения, автономные учреждения,

-иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,

- некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,

- участники простых товариществ, инвестиционных товариществ,

- инвесторы соглашений о разделе продукции,

- выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Налог по итогам года уплачивается не позднее 28 марта следующего года. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.

Выручка от реализации – 39096699 тыс. руб., внереализационные доходы – 738146 тыс. руб., прямые расходы, относящиеся к реализационным товарам, работам, услугам – 30570299 тыс. руб., косвенные расходы – 6159014 тыс. руб., внереализационные расходы – 4066581 тыс. руб.

Находим налоговую базу, отнимая от фактически полученных доходов расходы:

(39096699+738146) - 6159014-30570299-4066581= - 961049тыс. руб.

Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток в данном периоде налоговая база признается равной нулю и налог на прибыль не начисляется.

 

2.5 Оптимизация налогооблагаемой  базы по налогу на прибыль

 

Одной из главных проблем, с которой сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием (в том числе и оптимизационным) и уклонением от уплаты налогов.

В современных условиях выделяют следующие четыре модели поведения налогоплательщиков:

Модель 1. Уплата налогов без применения специальных мер по снижению величины налоговых обязательств. Данная модель поведения присуща законопослушному налогоплательщику, который не желает тратить дополнительные средства для осуществления вариативного подхода к практическому применению норм налогового законодательства, в том числе по причине опасения применения к нему различных санкций за нарушение налогового законодательства.

Модель 2. Уклонение от уплаты налогов. Данная модель основана на прямом сознательном нарушении налогоплательщиком норм налогового законодательства с целью максимального уменьшения сумм налоговых обязательств.

Модель 3. Обход налогов. Налогоплательщик стремиться избежать признания его как участника налоговых правоотношений либо избегает возникновения тех обязательств, которые предопределяют обязанность по уплате налогов. Такая цель достигается как легитимными способами (налогоплательщик сознательно избегает получения определенных видов доходов, либо не производит хозяйственные операции, не ведет предпринимательскую деятельность в тех формах, с которыми связана обязанность уплаты налогов), так и не легитимными способами (налогоплательщик не встает на налоговый учет, не регистрирует свою предпринимательскую деятельность).

Модель 4. Налоговое планирование. Налогоплательщик, с одной стороны, не нарушает нормы налогового законодательства. С другой стороны, он уменьшает сумму налоговых платежей посредством творческого применения законодательных норм в своей практической деятельности.

Модель поведения «налоговое планирование» неразрывно связана с самой экономической сущностью налогов. Налоги, будучи важной категорией рыночной экономики, представляют собой экономические отношения, которые складываются между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования централизованного фонда денежных средств (бюджета).

Цивилизованным способом защиты экономического интереса налогоплательщика является модель «налоговое планирование». Она является предпочтительной и для государства, так как она воспитывает дух уважения к закону. Кроме того, способствует улучшению финансово-хозяйственных результатов деятельности налогоплательщика, развитию его бизнеса, и как следствие росту налоговых поступлений в бюджет в долгосрочном отрезке времени.

Налоговое планирование можно рассматривать как положительное социально-экономическое явление современности, так как оно соответствует перспективным экономическим интересам государства. Налоговое планирование не наносит вред государству, но способствует развитию бизнеса. В этой связи можно поставить вопрос о целесообразности включения в состав прав налогоплательщиков права на проведение налогового планирования. При этом должно быть выработано законодательное определение понятия «налоговое планирование».  Под налоговой минимизацией понимается деятельность, направленная на уменьшение сумм налоговых обязательств налогоплательщика. Минимизация налоговых платежей обычно проводится отдельно по каждому налогу для улучшения финансового состояния налогоплательщика. Вместе с тем снижать налоги целесообразно до тех пор, пока это дает прирост свободной прибыли. В ряде случаев уменьшение налоговых платежей может привести к ухудшению финансовых показателей, так как налоговые базы по ряду налогов взаимосвязаны. Уменьшая сумму налоговых платежей по одному налогу, можно увеличить рост платежей по другому налогу. Одним из таких примеров является минимизация страховых взносов, которая может привести к увеличению сумм налога на прибыль. Обращаясь к налоговой минимизации, следует оценить ее последствия для всей совокупности финансовых показателей налогоплательщика.

Налоговая оптимизация в отличие от минимизации характеризуется большим масштабом деятельности. При проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов. Оптимизация ориентирована на нахождение наилучшего для конкретного налогоплательщика варианта налогообложения из существующих в условиях действующего налогового законодательства. Лучшего с точки зрения предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой стратегии и цели.

В современных условиях хозяйствующего субъекта интересует не только объем уплаченных им налогов, сколько эффективность финансово-хозяйственной деятельности в целом и воздействие налогов на формирование денежных потоков. Сегодня хозяйствующий субъект должен бороться не против налогов, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности.

Анализируя международный опыт, можно выделить два основных подхода или концепции к разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов:        

1. Первый подход основан на классическом принципе права, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», и предполагает возможность преследования только тех действий налогоплательщика, которые нарушают законодательство.    При этом нарушение законодательства может быть явным и скрытым. Первое имеет место, например, в случае неподачи налоговой декларации, неуплаты налога в установленный срок, несоответствия данных налоговой декларации и первичных документов, использование налоговых вычетов и льгот при отсутствии к тому формальных оснований. Скрытое нарушение налогового законодательства имеет место тогда, когда налогоплательщик создает формальные основания к сокращению налогового обязательства путем фальсификации фактических обстоятельств своей деятельности, имеющих значение для исчисления налогового обязательства. Например, когда налогоплательщик перечисляет средства по фиктивной сделке (за оказание консультационных услуг, которые в действительности не оказывались) контрагенту, пользующемуся налоговыми преимуществами (например, являющемуся резидентом оффшорной зоны или уплачивающему налог по пониженной ставке) или вовсе не уплачивающему налоги  (являющемуся так называемой «фирмой-однодневкой»). В этом случае средства, сэкономленные от налогообложения, обналичиваются и перераспределяются между контрагентами. Такие действия можно квалифицировать как налоговое мошенничество, т.к. налогоплательщик использует предоставляемые налоговым законодательством права и льготы при отсутствии действительных к тому оснований.   Рассматриваемый подход допускает следующие способы борьбы с уклонением от налогов:

  • формирование нейтрального законодательства, предусматривающего максимально возможную близость ставок налогообложения различных видов доходов, минимальное количество льгот и прочих искажающих факторов;
  • установление законодательных ограничений и презумпций, направленных на пресечение наиболее распространенных схем минимизации налоговых обязательств;
  • преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения.

 Однако все перечисленные  способы имеют ограниченную эффективность. Абсолютная нейтральность налогового  законодательства в принципе  недостижима.         Ввиду многообразия встречающихся на практике ситуаций законодательство сложно перекрыть все потенциально возможные схемы минимизации налогов. Лишившись возможности использовать одну схему, налогоплательщики выстраивают другую или модифицируют старую с учетом поправок, внесенных в налоговое законодательство.  Типичным примером этого может служить модификация безналоговых схем выплаты заработной платы с использованием договора страхования жизни и банковского вклада в России в течение 90-х годов.

Преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения, тоже не всегда результативно. Учитывая, что фиктивная сделка, по сути, представляет собой включение в налоговую отчетность заведомо недостоверных сведений, такие действия налогоплательщика должны рассматриваться как налоговое правонарушение, а в определенных случаях как уголовное преступление. Ограниченностью возможностей подхода, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», в защите фискальных интересов государства объясняется появление в налоговом праве концепции злоупотребления правом.       

2. Концепция злоупотребления правом  предполагает использование максимально  общих, универсальных норм, предоставляющих  налоговым органам и судам  возможность определять степень  правомерности каждого конкретного  случая налоговой оптимизации.     Концепция «злоупотребления правом» юридически весьма уязвима, так как допускает применение мер принуждения к лицам, в действиях которых не установлено наличие нарушений законодательства. Поэтому противники этого подхода имеют основания утверждать, что он предполагает применение мер принуждения за законные действия налогоплательщиков. В действительности это не вполне справедливо, т.к. пересмотр налоговых последствий сделки при применении концепции основан на суждении типа: «очень похоже (хотя достоверно и не доказано), что сделка была незаконной».     Российскую Федерацию на сегодняшний день нельзя однозначно отнести к числу стран, исповедующих один из вышеназванных подходов. Отказ от использования концепции злоупотребления правом в российском законодательстве не сильно затронет фискальные интересы, учитывая что в настоящее время в России действует целый ряд запретов и презумпций, направленных на перекрытие отдельных каналов уклонения от налогообложения. К их числу можно отнести, в частности: ст.40 НК РФ, позволяющую налоговым органам применять для целей налогообложения цены, отличные от тех, которые указаны сторонами  сделки; ст.50 НК РФ, предусматривающую возможность возложения налоговой обязанности на лицо, выделившееся из состава налогоплательщика, если установлено, что реорганизация осуществлена с целью минимизации налога; ст.252 НК РФ, согласно которой налоговую базу по налогу на прибыль организаций  сокращают лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они направлены на получение дохода; целый ряд ограничений принятия к вычету по налогу на прибыль отдельных расходов налогоплательщика.

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

С точки зрения микроэкономики налог на прибыль организаций представляет собой важнейший из элементов, образующих систему налогов и сборов любого государства. Налог на прибыль организаций занимает одно из ведущих мест в структуре бюджетов различных уровней. Он выступает важным инструментом, влияющим на экономическое развитие предприятия.

Данный налог имеет важную фискальную и регулирующую роль. Исчисление данного налога, взимаемого с хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают основную долю прироста ВВП (т.е. с юридических лиц), происходит, во временном отношении, в последнюю очередь - после начисления и (или) уплаты всех остальных видов обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Поэтому налог на прибыль организаций фактически является налогом на их финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения юридическим лицом всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде. Кроме того, расчет налога на прибыль является завершающим этапом закрытия каждого финансового года практически в любой организации.

Однако недостаточная проработанность главы 25 НК РФ и существенные различиями между бухгалтерским и налоговым учетом приводит к многочисленным разногласиям и спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами, окончательное разрешение которых они находят в арбитражных судах.

Предприятиям и организациям невыгодно показывать прибыльность предприятия, и с помощью соответствующих бухгалтерских проводок предприятие сводит прибыль до нуля или убыточности.

На первом этапе функционирования новой налоговой системы налог на прибыль был наиболее приоритетным в доходах консолидированного и местных бюджетов. В последующие годы значение этого налога заметно падало, оставаясь на достаточно высоком уровне.

Снижение поступлений налога на прибыль можно объяснить тем, что у данного налога была широкая налогооблагаемая база.

Еще одной причиной снижения доли налога на прибыль являются более высокие темпы поступлений других налогов; так введение ряда местных налогов, уплата которых производится перед расчетом налога на прибыль или заметное превышение их ставки.

На снижение налога на прибыль существенное влияние оказало сокращение поступлений от банков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2. Утвержден Федеральным законом от 19.07.2000 N 171-ФЗ – С. 224.
  2. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – С. 416.
  3. Аронов, А.В., Кашин, В.А. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Магистр, 2009. - 576с.
  4. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: Проспект, 2010. - 387с.
  5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Расчет налога на прибыль организаций: Рекомендации по заполнению налоговой декларации. – М.: Центр «Налоги и финансовое право», 2005. – С.133
  6. Гаврилов С.П. Налогообложение: Учебное пособие. – М.: ТОО Инжиринго-Консалтинговая Компания «Дека», 2008. – С.256.
  7. Головкин А.Н., Лемеш И.В. Расчет налога на прибыль. – М.: «Аналитика-Пресс», 2005. – С.32.
  8. Евстратова Л.М. Налог на прибыль. – М.: «Экзамен», 2005. – С.224.
  9. Каклюгин, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Эксмо, 2009. - 405 с.
  10. Ковалев, Т.Д. Налоговый учет на предприятиях и в организациях: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 304с.Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. – М.: «Финансы и статистика», 2007. – С.752.
  11. Подпорин Ю.В. Все о налоге на прибыль юридических лиц. – М.: «1ФКК», 2005. – С 288.
  12. Подпорин Ю.В. Налог на прибыль организаций Комментарий (постатейный) к главе 25 НК РФ. – М.: «Вершина», 2005. – С.464.
  13. Пономарева Т.Т. – Новый налог на прибыль. – М.: «НалогИнфо», 2005. – С.413.
  14. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – С-Пб.: «Питер», 2005. – С.544.
  15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. – С. 688.
  16. Скрипченко, В.А. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Питер, 2008. - 496с.

Информация о работе Систематизирование знания о налогах