Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2012 в 16:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
В процессе работ решаются следующие задачи:
– ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
– исследование экономической природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
– анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
– предложены пути совершенствования налогового контроля уплаты и исчисления НДС.
Введение 3
1.Теоретические основы налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость 5
1.1 Сущность и значение налога на добавочную стоимость, способы его взимания в развитых странах 5
1.2 Существующие методические подходы к контролю правильности исчисления налога на добавленную стоимость 9
2. Анализ налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 13
2.1 Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 14
2.2 Методы налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость применяемых в России, их результативность 20
2.3 Анализ налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в мировой практике 24
3. Совершенствование налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 27
3.1 Внедрение новых методов налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в деятельности налоговых органов в России 27
3.2 Совершенствование камеральных и выездных проверок в России 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет [18, С.58].
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа [19, С. 41].
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения – не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.
Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
По объему проверяемых документов проверки делятся на:
– сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
– выборочные (когда проверяется только часть документации).
Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов) [23, С. 101].
Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и может проводиться по одному или нескольким налогам. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 статьи 89 НК РФ) [12, С.98].
Таким образом, среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.
Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы
В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предшествующих, последовательных календарных месяца не превысила определённой величины (в соответствии со ст. 145 п.1 НК РФ – 2 млн руб.).
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (статья 143 НК РФ):
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле [1].
Объектом налогообложения признаются следующие операции (статья 146 НК РФ):
1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав. Также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3. строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4. ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией [1].
Не признаются объектом налогообложения:
1. операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;
2. передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;
4. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательно;
5. передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6. операции по реализации земельных участков (долей в них);
7. передача имущественных прав организации ее «правопреемнику» (правопреемникам);
8. передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным «законом» от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
9. операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр
10. оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование «некоммерческим организациям» на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну всех уровней (от государственной казны до казны автономного области)
11. выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
12. операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Анализ динамики всех налоговых поступлений в стране показал (табл. 1), что в период с 1992 по 1995 годы НДС обеспечивал основную массу всех налоговых поступлений: от 26,8% в 1994 году до 41,2% в 1992 году.
Таблица 1 – Доля налога на добавленную стоимость в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 2001 - 2011 годах (%)
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Налоги, всего | 4,852 | 37,979 | 139,648 | 309,617 | 473,0 | 594,1 | 564,6 | 1007,5 | 1707,6 | 2345,0 | 2796,3 |
НДС | 1,999 | 11,214 | 37,426 | 95,695 | 143,9 | 182,8 | 170,3 | 288,2 | 457,3 | 639,0 | 752,9 |
Доля в общих налоговых поступлениях | 41,20 | 29,53 | 26,80 | 30,91 | 30,42 | 30,77 | 30,16 | 28,61 | 26,78 | 27,25 | 26,92 |
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Таблица 2 – Динамика поступлений налога с продаж в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в 2007-2011 годах (млрд. руб.)
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Налог с продаж | 0,9 | 19,7 | 19,3 | 45,0 | 49,9 |