Совершенствование налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
В процессе работ решаются следующие задачи:
– ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
– исследование экономической природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
– анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
– предложены пути совершенствования налогового контроля уплаты и исчисления НДС.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость 5
1.1 Сущность и значение налога на добавочную стоимость, способы его взимания в развитых странах 5
1.2 Существующие методические подходы к контролю правильности исчисления налога на добавленную стоимость 9
2. Анализ налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 13
2.1 Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 14
2.2 Методы налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость применяемых в России, их результативность 20
2.3 Анализ налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в мировой практике 24
3. Совершенствование налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 27
3.1 Внедрение новых методов налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в деятельности налоговых органов в России 27
3.2 Совершенствование камеральных и выездных проверок в России 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Регулирующая функция НДС неоднократно реализовывалась органами государственной власти путем изменения величины налоговой базы по НДС в целях снижения налогового бремени на менее защищенные в социальном плане слои населения, а также создания благоприятных экономических условий для отдельных отраслей промышленности.

Тем не менее, несмотря на столь значительную роль НДС в формировании доходной части бюджета и его регулирующую функцию, автор разделяет точку зрения американских противников применения НДС, утверждающих, что этот налог оказывает дестимулирующее воздействие на экономику [27, С. 86].

Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров – ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Операции, не подлежащие налогообложению (статья 149 НК РФ):

1.                предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

2.                реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, например:

                  медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

                  медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета;

                  продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;

                  почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

                  монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);

                  товаров, помещенных под таможенную процедуру «магазина беспошлинной торговли»;

                  товаров (работ, услуг) и имущественных прав налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета

Налоговые ставки (статья 164 НК РФ):

1.                Ставка 0% применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.

2.                Ставка 10% применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров

3.                Ставка 18% – основная, применяется во всех остальных случаях.

Порядок исчисления налога (статья 166.НК РФ) [1].

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Момент определения налоговой базы (статья 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:

1.                день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2.                день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

3.                при передаче права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.

4.                При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по «договору складского хранения» с выдачей складского

5.                день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Таким образом, В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100.

 

2.2 Методы налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость применяемых в России, их результативность

 

Главной задачей государственной налоговой службы Российской Федерации является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав России.

В связи с выполнением указанной работы налоговые органы имеют право согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О государственной налоговой службе РСФСР» получать от предприятий и организаций бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Эти документы являются основой для проведения налоговыми органами документальных и камеральных проверок [30, 5].

При этом налоговая проверка предприятий и организаций является основным способом контроля государства за деятельностью налогоплательщиков. В то же время приходится признавать, что действующим налоговым законодательством статус и процедура проведения таких проверок четко не определены, что очень часто порождает ситуации правового произвола и приводит к нарушению прав и интересов налогоплательщиков. Необходимо также отметить, что большинство документов, так или иначе регламентирующих вопрос проведения налоговой проверки на предприятиях, носят ведомственный характер и имеют гриф «Не для печати», «Секретно» и др. Кроме того, все вышеперечисленные акты имеют рекомендательный характер и на налогоплательщиков не распространяются. В качестве примера можно привести Временные указания о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль [22, 1]. Исходя из вышеизложенного вопрос законодательной регламентации порядка проведения контроля ГНИ за взиманием налогов и других обязательных платежей остается чрезвычайно актуальным [25, 412].

Функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, возложены на отделы косвенных налогов и прочих доходов государственных налоговых инспекций на местах. При этом исходя из значения и места налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации ведущую роль в деятельности этих отделов играет налог на добавленную стоимость.

Как уже говорилось выше, основными методами налогового контроля является проведение камеральных и документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без выхода на предприятие. При этом целью камеральной проверки является:

1. Установление графика сдачи отчетов и уплаты НДС.

Существуют две формы отчетности по НДС – ежеквартальная и ежемесячная. Уплата же налога осуществляется, при квартальной форме отчетности до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, при месячной форме отчетности, либо ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, либо ежедекадно по срокам 15, 25 и 5 числа с перерасчетом 20 числа. Тот или иной график сдачи отчетов по НДС и уплаты налога устанавливается индивидуально для каждого предприятия на будущий месяц (квартал) в зависимости от размера среднемесячного платежа исходя из фактических оборотов за истекший месяц (квартал). Периодичность сдачи отчетов и уплаты налога регулируется пунктом 30 раздела X «Сроки уплаты налога и представления расчетов» Инструкции № 39 от 11 октября 1995 г. Несоблюдение графика сдачи отчетности и сроков уплаты налогов ведет к наложению финансовых санкций на предприятия и административных штрафов на руководителей предприятий-нарушителей.

2. Непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.

При этом проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. Кроме арифметического подсчета проверяется полнота заполнения реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати предприятия и подписей должностных лиц. При нахождении арифметических ошибок налоговый инспектор, принимающий отчет может наложить 10 % финансовые санкции за неправильное исчисление налога, однако в большинстве случаев налоговые инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают возможность представителю предприятия исправить ошибку на месте. Такой подход к проведению камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях нестабильного и очень усложненного законодательства.

3. Ведение карточек лицевых счетов предприятия-налогоплательщика.

При документальных проверках проверяется деятельность предприятия от даты предыдущей документальной проверки по текущий момент. В случае необходимости документальные проверки проводятся за более длительные периоды [22, С. 51].

Проведению документальной проверки предшествует камеральная проверка, изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика. На основании этой информации разрабатывается программа проведения документальной проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также конкретный период, за который она должна быть проведена. Программа проверки утверждается руководителем Государственной налоговой инспекции или его заместителем.

Проверка достоверности налоговых деклараций начинается с сопоставления данных главной книги с показателями налоговой декларации. При этом особое внимание уделяется оборотам по балансовым счетам 68, 46, 64, 19, 60, 62, 76. После сверки налоговой декларации и главной книги проверяется достоверность оборотов по вышеперечисленным счетам главной книги. Важным этапом в работе налоговых инспекторов является заполнение сличительных ведомостей.

Таким образом, основной задачей государственной налоговой службы РФ является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав России.

 

 

2.3 Анализ налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в мировой практике

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из широко распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой.

В отечественную налоговую систему НДС был введен в 1992 году. По экономическому содержанию – это часть добавленной стоимости, которая изымается в государственный бюджет. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС в России стал одним из самых существенных доходных источников бюджета. Однако, этот налог оказывает также влияние на состояние оборотных средств налогоплательщиков. Несовершенство и запутанность действующего законодательства вызвало множество нареканий и конфликтных ситуаций между работниками налоговых инспекций и разными категориями плательщиков НДС.
Большинство действующих недостатков были учтены и эти изменения нашли свое отражение в проекте Налогового кодекса.

В целом же мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Однако меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста

Использование НДС как особой формы унификации налогов на потребление берет начало со второй половины прошлого столетия (после того как идея этого налога была теоретически разработана во Франции в 1954 г.). Введение налога вызывалось необходимостью стимулирования экспорта, когда налогообложение экспортной продукции было бы ниже, чем поставляемой на внутренний рынок, за счет возврата НДС. Поскольку себестоимость продукции обычно состоит из множества различных затрат, которые несут по цепочке производства много участников, и часто невозможно отделить долю затрат, которая оказалась в экспортной продукции, от того, что пошло на внутренний рынок, и была придумана «умная» система входных НДС, когда каждый последующий участник цепочки компенсирует НДС предыдущему, а в конце цепочки производства в случае экспорта продукции НДС возвращается государством. Сложность и затратность администрирования НДС компенсировались эффектом от роста экспорта [12, С. 51].

Информация о работе Совершенствование налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России