Совершенствование налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
В процессе работ решаются следующие задачи:
– ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
– исследование экономической природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
– анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
– предложены пути совершенствования налогового контроля уплаты и исчисления НДС.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость 5
1.1 Сущность и значение налога на добавочную стоимость, способы его взимания в развитых странах 5
1.2 Существующие методические подходы к контролю правильности исчисления налога на добавленную стоимость 9
2. Анализ налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 13
2.1 Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 14
2.2 Методы налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость применяемых в России, их результативность 20
2.3 Анализ налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в мировой практике 24
3. Совершенствование налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России 27
3.1 Внедрение новых методов налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в деятельности налоговых органов в России 27
3.2 Совершенствование камеральных и выездных проверок в России 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Основными целями мониторинга должны быть:

– обеспечение камерального контроля соответствия представленных налогоплательщиком деклараций и расчетов реально созданной налоговой базе;

– рациональный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

– проведение оперативных проверочных мероприятий налогового контроля в рамках сложно построенных структур организаций всех форм собственности (к примеру, вертикально-интегрированных компаний).

Исходя из специфики контрольной работы налоговых органов, может быть предложена следующая концепция организации и ведения специализированными подразделениями налоговых органов постоянного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. По глубине осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика мониторинг можно разделить на два вида:

1. Экспресс-анализ – анализ деятельности организации или группы организаций по ограниченному количеству показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, анализ и сопоставление отдельных показателей отчетности с аналогичными показателями предыдущего периода, проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы. Экспресс-анализ осуществляется при предварительном мониторинге значительного количества организаций отрасли, а также при сравнительном анализе вертикально-интегрированных компаний.

2. Углубленный финансово-экономический анализ деятельности организаций включает в себя следующие стадии: формирование системы комплексных аналитических показателей, характеризующих основные итоги деятельности организации; анализ уровня и динамики финансовых, налоговых и экономических показателей деятельности налогоплательщика; анализ изменения структуры бухгалтерского баланса; анализ показателей ликвидности баланса и финансовой устойчивости организации; проведение расчетов и оценки динамики ряда аналитических (абсолютных и относительных) показателей. В ходе расчетов устанавливается достоверность показателей отчетности, подтверждается (не подтверждается) реальность приведенных в ней данных; проводится анализ финансовых результатов деятельности организации и ее финансового состояния, строящийся на основе оценки относительных показателей и соблюдения платежной дисциплины по налоговым и иным обязательным платежам; формируются выводы (заключения) по проведенному анализу, включающие оценку выявленных ошибок и искажений с точки зрения существенности их влияния на финансовые результаты.

Таким образом, создание единой государственной интегрированной информационной базы данных о налогоплательщиках, ведение постоянного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, обеспечение высокого уровня информатизации налоговых органов позволит, значительно упростить форму проведения камерального контроля. На основе глубокого автоматизированного камерального анализа можно обеспечить эффективный отбор налогоплательщиков для проведения результативной выездной налоговой проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налог на добавленную стоимость является одним из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира. Помимо легкости администрирования, указанный налог обеспечивает устойчивые поступления доходов в государственный бюджет, а также не вызывает значительных искажений в производстве и потреблении товаров и услуг.

С конца 1960х годов в развитых странах мира начался массовый переход от взимавшегося ранее налога с розничных продаж к налогу на добавленную стоимость. Несмотря на то, что с макроэкономической точки зрения оба этих налога эквивалентны, отказ от налога с продаж был вызван следующими причинами: применение НДС позволяет сделать налоги на потребление более нейтральными к потребительскому выбору, налог на добавленную стоимость имеет более широкую базу обложения, т.к. им облагаются не только розничные продажи, но и все непроизводственные покупки предприятий, в которых предприятия выступают конечными потребителями, в т.ч. работы, выполненные самим предприятием для собственных нужд, НДС позволяет сократить налоговые искажения в ценах международной торговли, НДС легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога, техника взимания НДС обеспечивает сбор налога на всех стадиях производства, что при некотором усложнении техники налогообложения увеличивает устойчивость величины поступлений налога, как относительно конъюнктурных колебаний динамики оборота розничной торговли, так и относительно процессов уклонения от налога.

Существует несколько вариантов расчета базы НДС и исчисления обязательств по налогу. Проведенный в Разделе 3 анализ показал, что НДС является более эффективным и менее искажающим вариантом при определении его базы как ВВП за вычетом всех капитальных вложений, включая амортизацию, и государственных расходов на заработную плату.              Сравнительный анализ международного опыта взимания налога на добавленную стоимость показывает, что в большинстве развитых стран мира с современными системами НДС налог взимается по единой ставке, с применением метода возмещения и счетов-фактур, метода начислений при определении момента возникновения налоговых обязательств, а также принципа страны назначения при налогообложении экспортно-импортных операций. Также во многих странах мира действует порядок добровольной регистрации предприятий в качестве плательщиков НДС в случае, если их оборот в установленный период не превышает законодательно утвержденной суммы. Для малых предприятий, критерием для определения которых является, как правило, величина годового оборота, во многих странах действуют особые правила уплаты налога на добавленную стоимость, а сельскохозяйственная продукция обычно облагается по так называемой «плоской» ставке, предусматривающей указание сельхозпредприятиями в составе цены реализации установленной расчетной торговой надбавки, эквивалентной сумме НДС, включенного в среднем по отрасли в стоимость приобретаемых сырья и материалов.

Исходя из проведенного в работе анализа теоретических основ взимания налога на добавленную стоимость, а также на основе исследования международного опыта построения налоговых систем, возможно сформулировать ряд рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации. Среди основных предложений следует выделить отказ от пониженной ставки налога и переход на единую ставку, расширение базы налога и отмена большинства несоциальных льгот по налогу, переход на метод начислений при определении момента возникновения обязательств по налогу, введение метода возмещения при исчислении обязательств по НДС в торговле. Кроме того, по нашему мнению, следует разработать особый порядок налогообложения малых предприятий и продукции сельского хозяйства.

 

Список использованной литературы

 

1.      Налоговый Кодекс Российской Федерации [Эл. ресурс] : часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.05.2012 г.

2.      Российская Федерация. Законы. О налоговых органах Российской Федерации : от 10.01.2003 [Эл. ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.05.2012 г.

3.      Российская Федерация. Законы. Об основах налоговой системы Российской Федерации : от 27.12.91 № 2118-1 [Эл. ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.05.2012 г.

4.      Российская Федерация. Законы. О налоге на добавленную стоимость Закон Российской Федерации : от 06.12.91 № 1994-1 [Эл. ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.05.2012 г.

5.      Российская Федерация. Законы. Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины : Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 [Эл. ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.05.2012 г.

6.      Авдеев, В. В. Налог на добавленную стоимость: исправление выявленных ошибок по налогу на добавленную стоимость [Текст] / В. В Авдеев. – М. : ИНФРА – М, 2010. – 293 с.

7.      Берг, О. Н. Налоговые вычеты по НДС: актуальные вопросы и спорные ситуации [Текст] / О. Н. Берг. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 348 с.

8.      Брызгалина, А. В. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ, части 1 [Текст] / А. В. Брызгалина – М. : Аналитика-Пресс – М, 2011. - С. 364.

9.      Налог на добавленную стоимость в 2006 году [Текст] / Брызгалин А. В. [и др.]. – Екб. : Налоги и налоговое право, 2007. – 352 с.

10.  Налог на добавленную стоимость. Комментарии официальных органов к Главе 21 Налогового кодекса РФ [Текст] / Брызгалин А. В. [и др.]. – Екб. : Налоги и налоговое право, 2010. – 148 с.

11.  Налоговый контроль [Текст] / Голищева Л. Е. [и др.] – Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 2010. – 156 с.

12.  Грачева, В. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля [Текст] / В. Ю. Грачева – М. : Юриспруденция – М, 2011. – 453 с.

13.  Евстигнеев, Е. Н. Основы налогообложения и налоговое право [Текст] : Учебник / Е. Н. Евстигнеев. – М. : Инфра – М. 2011. – 254 с.

14.  Зобова, Е. П. Новые правила документального оформления НДС [Текст] / Е. П. Зобова // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. – 2011. – N 8. – С. 48-54.

15.  Карасева, М. В.: Финансовое право. Общая часть [Текст] : учебник / М. В. Карасева – М. : Юристъ – М. 2011. – 443 с.

16.  Кацыка, А. В. Проблемы применения НДС в России и за рубежом [Текст] / А. В. Кацыка // Консультант бухгалтера. – 2011. – N 11. – С. 33-37.

17.  Кацыка, А. В. Реформирование НДС [Текст] / А. В. Кацыка // Консультант бухгалтера. –  2010. –  N 12. –  С. 36-41.

18.  Климов, С. С. О налоге на добавленную стоимость [Текст] / С. С. Климов // Налоговый вестник. – 2011. – N 1. – С. 12-17.

19.  Красницкая, В. А. Организация и методика налоговых проверок [Текст] / В. А. Красницкая. – М. : Финансы и статистика – М, 2010. – 356 с.

20.  Крутякова, Т. Л. НДС: сложные вопросы [Текст] / Т. Л. Крутякова. – М. : АйСи Групп – М, 2011 г. – 251 с.

21.  Кучеров, И. И. Налоговое право России [Текст] : курс лекций / И. И. Кучеров. – М. : Юринфор – М, 2011. – 309 с.

22.  Лермонтов, Ю. М. Применение освобождения от НДС [Текст] / Ю. М. Лермонтов // Бухгалтерский учет. – 2011. – N 12. – С. 21-26.

23.  Лещинер, П. С. Об освобождении от обложения НДС [Текст] / П. С. Лещинер // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. – 2011. – N 1. – С. 17-24.

24.  Макаревич, С. С О налоге на добавленную стоимость [Текст] / С. С Макаревич // Налоговый вестник. – 2011. – N 4. – С. 34-42.

25.  Налоги и налогообложение [Текст] / М.В. Романовский [и др.]. – СПб. : Питер, 2011. – 439 с.

26.  Налоговое право России [Текст] : Учебник для Вузов / под ред. Ю. А. Крохина. – М. : Норма, 2011. – 497 с.

27.  Налоговое право [Текст] : учебное пособие для студентов юридических и экономических ВУЗов / под ред. С. Г. Пепеляева. – М. : Пресс, 2011. – 501 с.

28.  Пархачева, М. А. Налог на прибыль и НДС: время перемен [Текст] / М. А. Пархачева  – М. :  Эксмо – М, 2010. – 390 с.

29.  Пименов, Д. Г. Налог на добавленную стоимость: правовые проблемы [Текст] / Д. Г. Пименов. – М. : Эксмо – М, 2011. – 411 с.

30.  Пименова, Ю. А. Расчет налоговой базы по НДС [Текст] / Ю. А. Пименова // Практическая бухгалтерия. – 2010. – N 5. – С. 45-53.

31.  Рябова, Р. И. НДС-2011: исчисление и уплата [Текст] / Р. И. Рябова // Экономико-правовой бюллетень. – 2011. – N 1. – С. 11-17.

32.  Шепелев, А. В. Новый порядок уплаты НДС: как все уплатить и ничего не нарушить [Текст] / А. В. Шепелев // Налоговая проверка. – 2011. – N 1. – С. 31-37.

33.  Эстеркина, Н. А. Налог на добавленную стоимость в 2010 году [Текст] / Н. А. Экстеркина // Клуб главных бухгалтеров. – 2010. – N 2. – С. 27-31

34.  Юткина, Т. Ф.  Налоги и налогообложение [Текст] : Учебник / Т. Ф. Юткина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 398 с.

 

2

 



Информация о работе Совершенствование налогового контроля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в России