Современная налоговая политика Российской Федерации и её влияние на состояние федерального (регионального, местного) бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений её влияния на состояние федерального, а также регионального и местного бюджетов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические асᴨекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы.
2. Найти форму измерения влияния налоговой политики на экономический рост.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики ……………..……5
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики…………………………………………………….12
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………………….15
2.Влияние налоговой реформы на состояние налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России………………………………………….20
2.1. Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы……………………………………………………………………………..20
2.2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года……………………25

2.3.Влияние налогообложения предпринимательской деятельности на формирование федерального бюджета…………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………40
Библиографический список………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Sovremennaya_nalogovaya_politika_Rossyskoy_Feder (2).doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

  Налоговые  льготы - это полное или частичное  освобождение от налогов юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством. К основным налоговым льготам относятся:

-необлагаемый минимум - часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;

-вычеты из налогового оклада;

-изъятие из обложения определенных частей объекта налога;

-освобождение от уплаты налогов по отдельным видам деятельности или категорий плательщиков;

-понижение ставок налога;

-отсрочка взимания налогов.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) - это  величина налога на единицу обложения.

 Если налогооблагаемую  базу умножить на налоговую  ставку, то в результате получим  величину, которая называется налоговым  окладом.  Налоговый оклад - это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Источник налога - это доход, из которого субъект  уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.

Последние два  элемента налога дают ему временную  характеристику. Налоговый период - период времени, за который производится обложение налогом. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год, период с начала года и др. Срок уплаты налога - срок, в течение которого налог вносится в бюджет или внебюджетные фонды. Он определяется законом. Если налогоплательщик не уплатил налог в срок, то к нему применяются финансовые и налоговые санкции.

Классификация налогов:

  Множественность  налогов, их различное назначение  и построение делают необходимой классификацию налогов.

По степени  компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, налоги делятся на:

-федеральные;

-региональные;

-местные.

  По форме взимания различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги -это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц.

Косвенные налоги непосредственно не связаны с  доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя сумму налога и перечисляет ее государству.

 К косвенным  налогам относятся: налог на  добавленную стоимость, акцизы, налог  на реализацию горюче-смазочных материалов, таможенная пошлина.

 

1.2 Система  органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики.

Налоговая политика государства имеет самостоятельное  значение. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие  коррективы вынуждено вносить государство  в свою экономическую политику.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные  соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно  ответственным  за  проведение  единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является  Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по  налогам и сборам.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим  контрольно-проверочными государственными органами исполнительной власти, созданными и наделенными определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.

Налоговые органы РФ - единая централизованная система контроля за:

-соблюдением налогового законодательства РФ;

-правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов и других обязательных платежей;

-правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ;

-соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. 6

Главными задачами налоговых органов являются:

-контроль за соблюдением налогового законодательства;

-контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;

-валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.

В структуре  налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым  органам дается право отменять решения  нижестоящих налоговых органов  в случае их несоответствия Конституции, Федеральным законам и иным нормативным  правовым актам.

Федеральными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными - налоги и сборы, устанавливаемые федеральным и региональным налоговым законодательством и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные законодательные (представительные) органы определяют следующие элементы налогообложения:

-налоговые ставки;

-порядок и сроки уплаты налога;

-формы налоговой отчетности;

-налоговые льготы.

Остальные элементы налогообложения устанавливаются федеральным налоговым законодательством.

Министерство  Финансов РФ издает в пределах своей  компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации  приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и  подчиненности и гражданами. Министерство Финансов РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.7

Принадлежность налога к конкретному уровню налоговой системы не означает, что он является источником доходов только бюджета соответствующего уровня (федеральный налог — федеральный бюджет, региональный налог — региональный бюджет и т.д.). В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством может быть предусмотрено полное или частичное закрепление конкретных федеральных (или региональных) налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов.

Федеральные налоги и сборы. К ним относятся:

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-налог на прибыль организаций;

-налог на доходы физических лиц;

-единый социальный налог;

-государственная пошлина;

-налог на добычу полезных ископаемых;

-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-подводный налог.

Региональные налоги и сборы. К ним относятся:

-налог на имущество организаций;

-транспортный налог;

-налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы. К ним относятся:

-земельный налог;

-налог на имущество физических лиц.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочными государственными органами исполнительной власти, созданными и наделенными определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.

1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики

Налоговый кодекс РФ возлагает на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации.8

Элементы налога - это установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.9

 

Таблица 1

Характеристика дополнительных элементов налога

Элементы налога

Характеристика элементов налога

Номенклатура налогов

Виды и перечень налогов

Носитель налога

Лица, на которых падает фактическое налоговое бремя

Предмет налога

События, вещи и явления материального мира, которые обусловливают и определяют объект налогообложения

Масштаб налога

Физическая характеристика или параметр измерения объекта налога

Единица налога

Условная единица принятого масштаба, используемая для количественного выражения налоговой базы (1 га, 1 м, единица измерения товара, 1 л.с., 1 л)

Источник налога

Экономический показатель, за счет которого производится уплата налога (финансовый результат, доходы, расходы, часть имущества)

Налоговый оклад

Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта

Налоговая льгота

Определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков в соответствии с законодательством о налогах и сборах по сравнению с другими налогоплательщиками

Квазильготы по уплате налогов:

Определенные преимущества по уплате налогов, предоставляемые при наступлении определенных фактов деятельности налогоплательщиков

Элементы налога

Характеристика элементов налога

необлагаемый минимум, налоговые вычеты, необлагаемые выплаты, снижение ставок

Наименьшая часть объекта налогообложения, полностью освобождаемая от обложения Скидки с начисленной суммы налоговой базы Суммы, не включаемые в состав облагаемого дохода. Снижение ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков

Изменение срока уплаты налога

Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит

Налоговый расчет

Форма налоговой отчетности, где указан размер налогового обязательства. Расчет суммы налога производится по установленной законодательством методике

Получатель налога

Федеральный, региональный, местный бюджеты; государственный внебюджетный фонд


 

Местными налогами являются налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Влияние налоговой реформы на состояние налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России.

2.1. Формирование  налоговых и неналоговых доходов  бюджетной системы.

Основными функциями  государственного бюджета как основного  финансового плана государства  являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет  на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием  и использованием централизованного  фонда денежных средств.

Налоговая и бюджетная  политики являются основными инструментами государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет реализовывать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. Налоговая и бюджетная политики должны рассматриваться во взаимодействии исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета

связано с сокращением  бюджетных расходов.

Налоги являются важным элементом бюджетных отношений. Источником налога является ВВП, т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики за определенный период времени (в основном год). Мобилизованная с помощью налогов часть созданного ВВП становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментом перераспределения ВВП и НД.10

Доходы бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы определяются налоговым законодательством  РФ, а пропорции распределения - в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

Неналоговые доходы федерального бюджета - доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ; от продажи имущества, находящегося в госсобственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными актами органов государственной власти РФ; часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов.11

Информация о работе Современная налоговая политика Российской Федерации и её влияние на состояние федерального (регионального, местного) бюджета