Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений её влияния на состояние федерального, а также регионального и местного бюджетов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические асᴨекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы.
2. Найти форму измерения влияния налоговой политики на экономический рост.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики ……………..……5
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики…………………………………………………….12
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………………….15
2.Влияние налоговой реформы на состояние налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России………………………………………….20
2.1. Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы……………………………………………………………………………..20
2.2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года……………………25
2.3.Влияние налогообложения предпринимательской деятельности на формирование федерального бюджета…………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………40
Библиографический список………………………………………………….41
Налоговые льготы - это полное или частичное освобождение от налогов юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством. К основным налоговым льготам относятся:
-необлагаемый минимум - часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;
-вычеты из налогового оклада;
-изъятие из обложения определенных частей объекта налога;
-освобождение от уплаты налогов по отдельным видам деятельности или категорий плательщиков;
-понижение ставок налога;
-отсрочка взимания налогов.
Налоговая ставка (норма налогового обложения) - это величина налога на единицу обложения.
Если налогооблагаемую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом. Налоговый оклад - это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.
Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период - период времени, за который производится обложение налогом. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год, период с начала года и др. Срок уплаты налога - срок, в течение которого налог вносится в бюджет или внебюджетные фонды. Он определяется законом. Если налогоплательщик не уплатил налог в срок, то к нему применяются финансовые и налоговые санкции.
Классификация налогов:
Множественность
налогов, их различное
По степени компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, налоги делятся на:
-федеральные;
-региональные;
-местные.
По форме взимания различают налоги прямые и косвенные.
Прямые налоги -это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц.
Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя сумму налога и перечисляет ее государству.
К косвенным
налогам относятся: налог на
добавленную стоимость, акцизы, налог
на реализацию горюче-
1.2 Система
органов государственной
Налоговая политика
государства имеет
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочными государственными органами исполнительной власти, созданными и наделенными определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.
Налоговые органы РФ - единая централизованная система контроля за:
-соблюдением налогового законодательства РФ;
-правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов и других обязательных платежей;
-правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ;
-соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. 6
Главными задачами налоговых органов являются:
-контроль за соблюдением налогового законодательства;
-контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;
-валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.
В структуре
налоговых органов можно
Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Федеральными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными - налоги и сборы, устанавливаемые федеральным и региональным налоговым законодательством и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные законодательные (представительные) органы определяют следующие элементы налогообложения:
-налоговые ставки;
-порядок и сроки уплаты налога;
-формы налоговой отчетности;
-налоговые льготы.
Остальные элементы налогообложения устанавливаются федеральным налоговым законодательством.
Министерство Финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами. Министерство Финансов РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.7
Принадлежность налога к конкретному уровню налоговой системы не означает, что он является источником доходов только бюджета соответствующего уровня (федеральный налог — федеральный бюджет, региональный налог — региональный бюджет и т.д.). В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством может быть предусмотрено полное или частичное закрепление конкретных федеральных (или региональных) налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов.
Федеральные налоги и сборы. К ним относятся:
-налог на добавленную стоимость;
-акцизы;
-налог на прибыль организаций;
-налог на доходы физических лиц;
-единый социальный налог;
-государственная пошлина;
-налог на добычу полезных ископаемых;
-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
-подводный налог.
Региональные налоги и сборы. К ним относятся:
-налог на имущество организаций;
-транспортный налог;
-налог на игорный бизнес.
Местные налоги и сборы. К ним относятся:
-земельный налог;
-налог на имущество физических лиц.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочными государственными органами исполнительной власти, созданными и наделенными определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики
Налоговый кодекс РФ возлагает на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации.8
Элементы налога - это установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.9
Таблица 1
Характеристика дополнительных элементов налога
Элементы налога |
Характеристика элементов налога |
Номенклатура налогов |
Виды и перечень налогов |
Носитель налога |
Лица, на которых падает фактическое налоговое бремя |
Предмет налога |
События, вещи и явления материального мира, которые обусловливают и определяют объект налогообложения |
Масштаб налога |
Физическая характеристика или параметр измерения объекта налога |
Единица налога |
Условная единица принятого масштаба, используемая для количественного выражения налоговой базы (1 га, 1 м, единица измерения товара, 1 л.с., 1 л) |
Источник налога |
Экономический показатель, за счет которого производится уплата налога (финансовый результат, доходы, расходы, часть имущества) |
Налоговый оклад |
Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта |
Налоговая льгота |
Определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков в соответствии с законодательством о налогах и сборах по сравнению с другими налогоплательщиками |
Квазильготы по уплате налогов: |
Определенные преимущества по уплате налогов, предоставляемые при наступлении определенных фактов деятельности налогоплательщиков |
Элементы налога |
Характеристика элементов налога |
необлагаемый минимум, налоговые вычеты, необлагаемые выплаты, снижение ставок |
Наименьшая часть объекта налогообложения, полностью освобождаемая от обложения Скидки с начисленной суммы налоговой базы Суммы, не включаемые в состав облагаемого дохода. Снижение ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков |
Изменение срока уплаты налога |
Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит |
Налоговый расчет |
Форма налоговой отчетности, где указан размер налогового обязательства. Расчет суммы налога производится по установленной законодательством методике |
Получатель налога |
Федеральный, региональный, местный бюджеты; государственный внебюджетный фонд |
Местными налогами являются налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).
2.Влияние налоговой реформы на состояние налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России.
2.1. Формирование
налоговых и неналоговых
Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства являются:
1) перераспределение
2) контроль за образованием
и использованием
Налоговая и бюджетная политики являются основными инструментами государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет реализовывать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. Налоговая и бюджетная политики должны рассматриваться во взаимодействии исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета
связано с сокращением бюджетных расходов.
Налоги являются важным элементом бюджетных отношений. Источником налога является ВВП, т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики за определенный период времени (в основном год). Мобилизованная с помощью налогов часть созданного ВВП становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментом перераспределения ВВП и НД.10
Доходы бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые.
Налоговые доходы определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения - в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
Неналоговые доходы федерального бюджета - доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ; от продажи имущества, находящегося в госсобственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными актами органов государственной власти РФ; часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов.11