Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений её влияния на состояние федерального, а также регионального и местного бюджетов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические асᴨекты налоговой политики, определить её цели, задачи и принципы.
2. Найти форму измерения влияния налоговой политики на экономический рост.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики ……………..……5
1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики…………………………………………………….12
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………………….15
2.Влияние налоговой реформы на состояние налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России………………………………………….20
2.1. Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы……………………………………………………………………………..20
2.2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года……………………25
2.3.Влияние налогообложения предпринимательской деятельности на формирование федерального бюджета…………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………40
Библиографический список………………………………………………….41
Таблица 2
Полномочия государственной власти разного уровня
по формированию доходов бюджета.
Полномочия федеральной
власти (законодательной и |
Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ |
Полномочия органов местного самоуправления |
1. Законодательная власть устанавливает новые виды федеральных налогов, изменяет и отменяет их путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. |
1. Законодательные (представительные) органы: - вводят региональные налоги и сборы; -устанавливают размеры ставок по ним; -предоставляют налоговые льготы. Действуют в пределах прав, предоставленным им налоговым законодательством РФ. |
1. Представительные органы местного самоуправления: -вводят местные налоги и сборы; - устанавливают размеры ставок по ним; -предоставляют налоговые льготы. Действуют в пределах прав, предоставленным им налоговым законодательством РФ. |
2. Федеральные законы о налогах могут вступать в силу с начала очередного финансового года и должны приниматься до утверждения закона о федеральном бюджете на текущий год. |
2. Региональные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ должны вступать в силу с начала очередного финансового года и быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджетах на очередной финансовый год. |
2. Их правовые акты о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство в пределах их компетенции должны приниматься до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу с начала очередного финансового года. Допускаются изменения и дополнения в течение текущего финансового года, но при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в местный бюджет текущего года. |
Продолжение таблицы 2
3. Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается при внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. |
3. Изменения и дополнения
о региональных налогах и |
3. Органы местного самоуправления предоставляют рассрочки и отсрочки по федеральным и региональным налогам, поступающим в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами другого уровня и соблюдения предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленного БК РФ. |
4. Введенные федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на территории РФ. |
4. Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, рассрочки и отсрочки по уплате федеральных налогов и сборов, поступающих в бюджеты субъектов РФ лишь при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдения предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга, утвержденных БК РФ. |
4. Представительные органы муниципальных районов могут устанавливать единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений от федеральных, региональных, местных налогов, а также налогов специальных налоговых режимов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ и законом соответствующего субъекта РФ. |
Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.
Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам и сборам отнесены: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экономический налог, федеральные лицензионные сборы.
К неналоговым источникам дохода формирования федерального бюджета относятся средства от государственной собственности; полученные от деятельности государства; полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).
Средствами государственной собственности являются: имущество, составляющее федеральную собственность (отрасли, предприятия, здания, драгоценности и т.д.); земля и природные ресурсы; имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано); имущество, закрепленное в государственной собственности до решения о его продаже; имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с запретом на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами; имущество, которое приватизируется по решению (передается другим лицам или предприятиям) Правительства РФ, органов исполнительной власти. Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и от приватизации, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами, в соответствии с нормативами.
2.2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно данным официальной отчетности в 2011 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 2961,1 млрд. рублей, что выше уровня 2010 года на 13,9% или 360,7 млрд. рублей.
Собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, также увеличились в 2011 году по сравнению с предыдущим годом (на 276,5 млрд. рублей или 14,0%) и составили 2249,7 млрд. рублей.
Таблица 3
Самые высокие темпы
роста собственных доходов
Наименование субъекта РФ |
Собственные доходы(исполнение) |
Темп роста 2011/2010 | |||||
2010 |
2011 | ||||||
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||
Белгородская область |
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||
Тюменская область |
|
|
| ||||
Томская область |
|
|
| ||||
Тамбовская область |
|
|
| ||||
Алтайский край |
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||
Челябинская область |
|
|
| ||||
Рязанская область |
|
|
| ||||
Свердловская область |
|
|
| ||||
Тверская область |
|
|
| ||||
Псковская область |
|
|
| ||||
Самарская область |
|
|
|
Распределение собственных
доходов по типам
Первоначально запланированные показатели местных бюджетов 2011 года по собственным доходам перевыполнены на 28,3%.
При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2011 году в сумме 879,0 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 6,6% или 54,4 млрд. рублей. В структуре собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы занимают 39,1% в среднем по Российской Федерации.
Таблица 4
Максимальные и минимальные значения указанного показателя в разрезе субъектов Российской Федерации
Субъекты РФ с наибольшим удельным весом налоговых доходов в собственных доходах |
% |
Субъекты РФ с наименьшим удельным весом налоговых доходов в собственных доходах |
% |
Липецкая область |
55,0% |
Ненецкий автономный округ |
12,3% |
Приморский край |
54,1% |
Тюменская область |
15,5% |
Калужская область |
53,3% |
Республика Ингушетия |
19,9% |
Тульская область |
52,9% |
Республика Дагестан |
21,6% |
Московская область |
52,4% |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
21,7% |
Астраханская область |
50,1% |
Чукотский автономный округ |
23,1% |
Пермский край |
50,0% |
Амурская область |
25,3% |
Брянская область |
49,8% |
Сахалинская область |
25,4% |
Республика Хакасия |
49,4% |
Кемеровская область |
26,8% |
Ростовская область |
48,9% |
Республика Тыва |
27,5% |
Республика Адыгея (Адыгея) |
48,3% |
Чеченская Республика |
27,7% |
Краснодарский край |
48,0% |
Камчатский край |
28,1% |
Омская область |
48,0% |
Республика Мордовия |
29,0% |
Следует отметить, что в связи
со значительной дифференциацией социально-
Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом в 2011 году продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 66,4% или 583,5 млрд. рублей (в 2010 году – 65,1% или 525,2 млрд. рублей).
Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами Российской Федерации налога на доходы физических лиц (обязательного и дополнительного сверх установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации), составил 162,7 млрд. рублей или 11,7 процентов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от указанного налога (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).
Следует отметить снижение по сравнению с 2010 годом поступлений местных налогов с 115,9 до 111,5 млрд. рублей и их удельного веса в налоговых доходах местных бюджетов с 14,4% до 12,7 процентов. Объем поступившего в 2011 году в местные бюджеты земельного налога превышает уровень 2010 года на 4,5% и составляет 107,1 млрд. рублей. Объем налога на имущество физических лиц уменьшился на 67,1% и составил 4,4 млрд. рублей, т.к. доход от поступлений по данному налогу за 2011 год будет получен в 2012 году в связи с внесением изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Ранее физические лица уплачивали налог на имущество физических лиц за текущий год равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября этого же года. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» с 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога. Таким образом, обязательный платеж за 2011 год должен быть внесен налогоплательщиками до 1 ноября 2012 года.
Удельный вес в налоговых доходах земельного налога уменьшилась с 12,7% до 12,2%, налога на имущество физических лиц уменьшился с 1,7 % до 0,5 процента.