Становление и развитие Налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Становление и развитие Налоговой системы Российской федерации…………......4
2 Классификация налогов и сборов……………………………………………………..6
3 Функции налогообложения………………………………………………………..…..9
4 Основные тенденции развития………………………………………………………..17
5 Цели и задачи налоговой политики………………………………………………....18
6 Перспективы оптимизации российского налогообложения……………………....20
7 Необходимость продолжения налоговой реформы…………………………….....22
Заключение………………………………………………………………………………24
Задача 1………………………………………………………………………………….25
Задача 2………………………………………………………………………………….27
Задача 3………………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Налоги к.р..docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..3

1 Становление и развитие Налоговой системы Российской федерации…………......4

2 Классификация налогов и сборов……………………………………………………..6

3 Функции налогообложения………………………………………………………..…..9

4 Основные тенденции развития………………………………………………………..17

5 Цели и задачи налоговой политики………………………………………………....18

6 Перспективы оптимизации российского налогообложения……………………....20

7 Необходимость продолжения налоговой реформы…………………………….....22

Заключение………………………………………………………………………………24

Задача 1………………………………………………………………………………….25

Задача 2………………………………………………………………………………….27

Задача 3………………………………………………………………………………….29

Список используемой литературы…………………………………………………....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные  подсистемы: подсистему налогообложения  и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных  налогов и сборов, уплачиваемых организациями  и физическими лицами в бюджетную  систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов.

В подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования –  контрольная функция налогов.[1, стр.44].

«В налогах воплощено экономическое  выражение существования государства» — констатировал Карл Маркс. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть национального дохода для образования государственных фондов денежных средств. В процессе развития государство требует все больше денежных средств в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Становление и развитие Налоговой системы Российской федерации

 

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявляющихся  по-разному в тот или иной период международной жизни страны.

В современной  России  в связи с переходом  к рыночной экономике появилась  необходимость создать адекватную налоговую систему.

В декабре  1991 г приняты десять законов РФ с изложением общих положений и характеристик конкретного налога.

Мировая практика показывает, что система  налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, - которые используются в качестве объектов налогообложения  и для расчета налоговой базы.

Отсутствие  концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало  причиной нестабильности налогов, введенных  с 1992 года. Все это создавало условия  для произвола власти.

Становление Российской системы налогообложения  методом «проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в  действие части первой Налогового кодекса  РФ с 1 января 1999 года, кардинально переработанной в июле 1999 года.

Формирование  системы налогообложения как  составной части налоговой системы  после введения части первой Налогового кодекса РФ связано с налоговой  реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени экономики  и его структурной перестройке, оптимизации количественного и  качественного состава налогов  и сборов.

В течение  последующих лет были отменены различные  налоги и сборы. Взамен малозначимых платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы с 2002 года был  введен налог на добычу полезных ископаемых.[1, стр.44-48]

В силу различных  политических и экономических интересов  преобразования в российской политике налогообложения носят скорее хаотический, нежели системный характер.

     Налогообложение страны должно строиться на следующих принципах:

-   принцип публичности (введение налогов открыто и гласно);

-   принцип приоритетности государственных интересов (получение государством

налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат);

-   принцип законности;

-   принцип нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков);

-   принцип защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве);

- принцип экономического равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым экономическим потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги);

-  принцип соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);

- принцип единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ);

-    принцип налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления).[2, стр.6].

 

 

 

 

 

 

2 Классификация налогов и сборов

 

В мировой  практике налоги распределены как прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные.

- реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги.

- личные налоги в практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость.

Еще одним  классификационным признаком налогов  является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные (целевые) налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

По уровням  бюджетной системы в России различают  федеральные, региональные и местные  налоги.

В ст. 13–15 НК РФ приведена следующая классификация налогов (с 1 января 2005 г.).

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС);

2) Акцизы;

3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4) Единый социальный налог (ЕСН);

5) Налог на прибыль организаций;

6) Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

7) Водный налог;

8) Государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) Система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);

2) Упрощенная система налогообложения (УСН);

3) Система налогообложения  единым налогом на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (НВД);

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Существуют неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.

Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи  за пользование недрами.

К платежам, контролируемым Федеральной службой  по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата  за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи, контролируемые Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату  за использование лесов.

Органом государственного контроля, связанного с платой за пользование  водными объектами, является Федеральное  агентство водных ресурсов.[2, стр.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Функции налогообложения

 

Если рассматривать функции  налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что  в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет  несколько функций, в каждой из которых  реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции  образуют систему.

Рассматривая современную систему  налогообложения, можно сделать  вывод о том, что на данном этапе  налоги выполняют следующие основные функции:

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных  налогов и затем распределяется более или менее бесплатно  среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части  дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной  функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров  и в первую очередь роскоши, а  также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных  странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату  высокодоходной части населения  менее доходной за социальную стабильность.

3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.

Информация о работе Становление и развитие Налоговой системы Российской Федерации