Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития страхования жизни в РФ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
ü разобрать понятие страхования жизни;
ü рассмотреть его формы и виды;
ü провести анализ страхования жизни в России;
ü обозначить проблемы и перспективы развития страхования жизни.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы страхования жизни……………………………….5
Сущность и необходимость страхования жизни……………………………5
Формы и виды страхования жизни…………………………………………...7
Глава 2. Анализ страхования жизни в России…………………………………….13
2.1. Динамика развития рынка страхования жизни в России…………………...13
2.2. Стимулирование развития страхования жизни через налогообложение на основе международного опыта…………………………………………………….18
Глава 3. Пути совершенствования страхования жизни в России……………….24
3.1. Проблемы страхования жизни в России и пути их решения……………….24
3.2. Перспективы налогообложения страхования жизни………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы
Приложение
Страхование жизни на случай смерти и потери трудоспособности обычно имеет две формы: пожизненное или на срок.
При пожизненном страховании выплат
Но также существуют варианты, когда размер страховой суммы зависит от определенных индексов (например, инфляции), что, безусловно, важно при долгосрочном страховании. Дело в том, что гарантированная страховая сумма по прошествии не одного десятка лет может значительно потерять свою покупательную способность, тем самым, обесценив сумму страхования.
Страхование на срок подразумевает выплату страховой суммы при условии, что страховой случай наступил в указанный в страховом договоре период времени. В случае дожития застрахованным до окончания срока договора выплаты не производятся.
Данная форма страхования жизни привлекательна тем, что она обеспечивает защиту близким застрахованного по более низкой страховой стоимости, чем цена пожизненного страхования.
В страховании жизни на срок, страховая компания вряд ли признает страховым случаем смерть вследствие СПИДа или же в течение первых трех месяцев действия договора. Также маловероятно заключение договора с клиентами, являющимися инвалидами I-II групп, онкобольными или же лицами, состоящими на учете в наркологическом, туберкулезном или психоневралогическом специализированных диспансерах. Клиент, как правило, проходит медицинский осмотр до заключения договора, по результатам которого страховая компания определяет стоимость страховки и срок страхования. В России страховая сумма обычно равна 3-4 летнему эквиваленту заработной платы застрахованного.
На сегодняшний день одним из самых популярных видов страхования является страхование жизни от несчастных случаев.
Данный вид страхования подразумевает материальную защиту таких рисков, как: смерть, инвалидность и временная нетрудоспособность, наступивших в результате несчастного случая.
Несчастным случаем считается событие, произошедшее в результате внезапных внешних факторов и повлекшее за собой смерть или ухудшение здоровья застрахованного.
Как правило, договор страхования от несчастных случаев заключают клиенты, ведущие достаточно активный образ жизни (например, экстремальные виды спорта)
При смерти и инвалидности (классифицируется по степени тяжести) все достаточно ясно, выплаты производятся пропорционально степени тяжести страхового случая.
Максимальная страховая
сумма устанавливается самим ст
размер страховой суммы;
возраст застрахованного;
состояние здоровья застрахованного;
вероятность наступления страхового случая в жизни клиента (например, если он занимается какими-то специфическими видами деятельности).
Страховыми случаями являются следующие события, наступившие в период действия договора страхования, подтвержденные справкой лечебно-профилактического учреждения и предусмотренные "Таблицей размеров страховых сумм, подлежащих выплате в связи со страховыми событиями":
случайное острое отравление ядовитыми растениями, химическими веществами (промышленными или бытовыми), недоброкачественными пищевыми продуктами;
заболевание клещевым энцефалитом (энцефаломиелитом) или полиомиелитом;
патологические роды или внематочная беременность, приведшие к удалению органов;
случайные переломы, вывихи костей, повреждения зубов, ожоги, разрывы (ранения) органов или их удаление в результате неправильных медицинских манипуляций;
смерть застрахованного в период действия договора страхования от перечисленных выше причин, или в течение года со дня этого события, случайного попадания в дыхательные пути инородного тела, утопления, анафилактического шока, переохлаждения организма (за исключением смерти от простудного заболевания).
В большинстве своем страховые компании не относят к страховым событиям травмы, полученные страхователем в связи с совершением им действий, в которых следственными органами или судом установлены признаки умышленного преступления:
травмы, полученные страхователем в связи с управлением им в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения любым самоходным средством, имеющим двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель;
травмы или отравление в результате покушения застрахованного на самоубийство;
умышленное причинение застрахованным себе телесных повреждений;
неблагоприятные последствия диагностических, лечебных и профилактических мероприятий (включая инъекции лекарств).
Глава 2. Анализ страхования жизни в России
2.1 Динамика развития рынка страхования жизни в России
По итогам трех кварталов
2010 года российский страховой рынок
демонстрирует устойчивый рост. Совокупные
показатели сбора премии возросли на
26%, что превосходит темпы роста
рынка за аналогичный период прошлого
года почти в 2 раза. В то же время,
анализ отдельных сегментов
За рассматриваемый период
времени сегмент страхования
жизни был наиболее динамичным на
российском страховом рынке. После
трехкратного снижения объема собранной
премии в 2008 г., текущий год позволил
страховщикам увеличить показатели
сбора премии в 1,5 раза. Небывалые
темпы роста бизнеса
В результате, во втором квартале 2009 года сбора премии по страхованию жизни достигли уровня двухлетней давности, когда основные объемы схем еще не ушли с рынка. Однако уже в третьем квартале показатели сбора премии сократились более чем в два раза, что свидетельствует о завершении переходного этапа, связанного с изменениями законодательства.
В III квартале 2010 г. объем премии по страхованию жизни составил 5,6 млрд. руб., что на 30,5% больше аналогичного периода прошлого года (4,3 млрд. руб.). Объем выплат при этом сократился почти в 4 раза, с 4 млрд. руб. до 1,1 млрд. руб.
Поквартальный анализ динамики
сборов и выплат по сегменту демонстрирует
пиковые значения обоих показателей
во втором квартале 2009 г. В этот период
осуществлялся массовый перевод
портфелей по страхованию жизни
из универсальных материнских
С этой точки зрения многолетние усилия ФССН (Федеральная служба страхового надзора) по очистке рынка от данного типа псевдостраховых операций можно считать весьма успешными. Такого рода бизнес ведут считанные компании с небольшим, относительно прошлых лет, оборотом. В то же время говорить о том, что на рынке окончательно восторжествовали идеи классического накопительного страхования жизни – преждевременно. Активный рост сборов премии, возобновившийся с начала 2010 г., во многом объясняется стремительным увеличением объемов бизнеса, связанным со страхованием жизни кредитных заемщиков. В большинстве случаев это страхование клиентов банка аффилированным с ним страховщиком на монопольных правах. Бизнес является практически безубыточным и, по сути, означает скрытое увеличение эффективной ставки по кредиту.
Анализ крупнейших операторов сегмента наглядно иллюстрирует сложившееся на рынке положение дел: сохраняющиеся остаточные явления, связанные с «зарплатными» схемами, и значительные объемы ненакопительного, «кредитного» страхования жизни. Рост накопительного страхования жизни заметен на фоне крайне незначительных объемов сборов и довольно серьезных проблем, переживаемых практически всеми крупнейшими операторами. Дальнейшая динамика сегмента будет определяться, скорее всего, не ростом добровольного накопительного страхования, а кредитной активностью банков, их заинтересованностью в дочерних страховщиках и позицией ФАС (Федеральная антимонопольная служба) по такого рода сотрудничеству финансовых организаций.
В первом полугодии 2011 года в секторе страхования жизни вели страховую деятельность 57 страховых компаний. Объем премий в этом сегменте, собранных всеми российскими страховщиками, составил более 14,7 млрд рублей, увеличившись на 64,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом выплаты выросли на 32% и составили 3,6 млрд рублей. Общий уровень выплат сложился в размере 24,6%, тогда как годом ранее этот показатель составил 30,6%.
В первом полугодии 2011 года десятка лидеров страхования жизни была представлена исключительно компаниями столичного региона. Объем премий, собранный десяткой лидеров за первые шесть месяцев 2011 года, составил почти 11,6 млрд рублей, превысив на 92% показатель аналогичного периода прошлого года. Темпы прироста, которые продемонстрировали лидеры, значительно превышают общероссийские темпы прироста, составившие 64,4%.
Объем выплат лидирующей десятки увеличился на 66,2% (с 999,2 млн рублей до 1,661 млрд рублей), тогда как общий объем выплат всех российских страховщиков вырос на 32%. Уровень выплат у компаний из топ 10 по итогам первого полугодия сложился в размере 14,3%, тогда как в первом полугодии 2010 года он составил 16,5%. Данное обстоятельство, по мнению главного эксперта «Интерфакс-ЦЭА", является отражением опережающего роста премий, который в свою очередь связан с активизацией, произошедшей в секторе ипотечного и автокредитования.
В первом полугодии 2011 года лидером в секторе страхования жизни стала компания «Росгосстрах-Жизнь», которая годом ранее занимала второе место в списке крупнейших. В январе-июне 2011 года эта компания собрала более 1,96 млрд рублей, превысив на 74,1% показатель аналогичного периода прошлого года. Доля рынка, которую заняла компания в первом полугодии 2011 года, составила 13,3%, что на 0,7 процентного пункта выше, чем в январе-июне 2010 года.
Состав десятки в этом году изменился, что является традиционным для данного сектора. Так, в рассматриваемом периоде сделали заметный «прорыв» «СОГАЗ-Жизнь» - с 12 го места эта компания переместилась на 4 е, «Сожекап - страхование жизни» - с 11 го места на 6 е, «Райфайзен-Лайф» - с 20 го места на 10 е. При этом СК «Геополис» переместилась с 8 го на 35 е место, «Чулпан-жизнь» - с 9 го на 11 е, «Дисконт» - с 10 го на 13 е. Места остальных лидеров менялись незначительно.
В общем объеме добровольного страхования по итогам 2009 года доля страхования жизни составила всего лишь 5-6%, увеличившись за год на 50%. Так, по предварительным данным ФССН, объем премий по страхованию жизни в Петербурге по итогам первого квартала 2010 года составил 113,2 млрд рублей. Эксперты отмечают, что этот рынок растет, в основном, благодаря корпоративным клиентам, существенную долю среди которых занимают компании с западным капиталом. Менталитет россиян пока не позволяет этому виду страхования активно развиваться. В ближайшие несколько лет участники рынка не ожидают существенного роста объемов в этом сегменте.
В прошлом году были произведены изменения в законодательстве страхования жизни: произошло разделение по специализации страховых компаний, были увеличены уставные капиталы страховщиков, занимающихся накопительным страхованием. В 2010 году были введены льготы по налогообложению операций по страхованию жизни, что сделало этот инструмент более привлекательным для компаний.
Рынок пока находится в такой стадии, которую можно охарактеризовать как «стадия ожидания роста страхования жизни». И хотя объем рынка пока небольшой, и число игроков тоже, но есть ощущение, что в ближайшем будущем – к 2013-2016 году – рынок существенно вырастет. Уже сейчас мы видим, что компании, всерьез пришедшие на этот рынок и намеренные работать на коммерческих принципах, показывают порядка 40 % прироста за год.
Одна из основных характеристик реального страхования жизни – это рынок, который в значительной мере движется продавцами. Чем больше у нас продавцов - тем больше и спроса. Страхование жизни - это не тот продукт, за которым выстраивается очередь. Самые лучшие продавцы, способные к продвижению бизнеса, работают именно в страховании жизни. Поэтому реальное лидерство будет принадлежать тем компаниям, которые смогут организовать систему продаж по всей территории России.
Исследования показывают, что готовность населения к восприятию предложений по долгосрочному страхованию жизни растет. При этом страховой рынок России сейчас находится на такой стадии, что темпы его развития напрямую зависят от темпов развития компаний по страхованию жизни. Положительные факторы развития страны в целом, например, рост уровня жизни населения, заметный рост численности среднего класса, увеличение ВВП на душу населения и повышение общего уровня культуры страхования, неизбежно подтолкнут рост рынка страхования жизни.
Рост показателей