Страхование жизни и его налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития страхования жизни в РФ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
ü разобрать понятие страхования жизни;
ü рассмотреть его формы и виды;
ü провести анализ страхования жизни в России;
ü обозначить проблемы и перспективы развития страхования жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы страхования жизни……………………………….5
Сущность и необходимость страхования жизни……………………………5
Формы и виды страхования жизни…………………………………………...7
Глава 2. Анализ страхования жизни в России…………………………………….13
2.1. Динамика развития рынка страхования жизни в России…………………...13
2.2. Стимулирование развития страхования жизни через налогообложение на основе международного опыта…………………………………………………….18
Глава 3. Пути совершенствования страхования жизни в России……………….24
3.1. Проблемы страхования жизни в России и пути их решения……………….24
3.2. Перспективы налогообложения страхования жизни………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая страхование жизни.docx

— 71.41 Кб (Скачать файл)

Страхование пенсии или ренты. К этому виду страхования, безусловно, может возникнуть интерес и у  физических, и у юридических лиц. Для физических лиц заключение договора страхования пенсии (ренты) будет  означать получение дополнительной страховой гарантии материального  обеспечения в случае утраты дохода по возрасту или по состоянию здоровья. Для юридических лиц побудительным  мотивом заключения коллективного  договора страхования пенсии или ренты своим сотрудникам мог бы быть тот же, который возникает при заключении договора на случай смерти, то есть заинтересованность в предоставлении дополнительных гарантий работающим на случай их старости или утраты трудоспособности, обеспеченных страховым договором.

Кредитное страхование жизни. До сих пор это практически  не знакомый для российского страхового рынка вид страхования. Определенным прорывом в направлении развития кредитного страхования жизни в  России явилось страхование жизни  заемщиков ипотечных кредитов, предлагаемое сегодня страховой компанией  «Союзник» клиентам Универсальной  финансовой компании - одной из крупнейших московских фирм по продаже квартир.

Безусловно, данный вид страхования  жизни может не только вызвать  интерес, но и стать настоятельной  потребностью для граждан в случае развития потребительского кредита. Договор  кредитного страхования жизни в  этих условиях окажется необходимой  финансовой гарантией для представления  кредита на приобретение конкретного  товара. С учетом специфики кредитное  страхование жизни вряд ли может  вызвать интерес у юридических  лиц.

Итак, в общих чертах мы определили, что потребность в  долгосрочных видах страхования  жизни у субъектов российского  рынка существует или может возникнуть и оценили возможное отношение  отдельных категорий потенциальных  страхователей к различным видам  страхования жизни.

Однако кроме потребности  в страховой защите у потенциальных  страхователей должен существовать экономический интерес реализовывать  эту потребность путем заключения договора страхования.

Экономический интерес в  заключении договора конкретного вида страхования жизни может возникнуть у конкретного страхователя только при наличии, как минимум, двух условий.

Во-первых, если предлагаемые страховщиками варианты страхования  жизни будут предусматривать меры, обеспечивающие защиту отсроченных страховых выплат по договорам от обесценения в условиях инфляции.

И, во-вторых, если налоговое  законодательство не будет ущемлять интересы страхователей.

Российские страховщики  в настоящее время в состоянии  достаточно квалифицированно разработать  любой из перечисленных выше видов  страхования жизни и различные  их варианты. Более того, они могут  предложить достаточно продуманные  варианты защиты отсроченных страховых  выплат от инфляции. Но, тем не менее, совершенно ясно, что эффективность  реализации этих видов страхования  на рынке в значительной степени  зависит от того, обеспечит или  нет государство соответствующие  условия для развития страхования  жизни.

Сегодня, видимо, несвоевременно ставить вопрос о предоставлении налоговых льгот субъектам страхования  жизни, потому что нереально ожидать, что такие льготы в ближайшее  время могут быть предоставлены. Это вопросы перспективы. Вместе с тем своевременно и необходимо говорить о пересмотре тех законодательных  и нормативных документов, которые  определяют налоговые нормы в  отношении субъектов страхования  без учета его специфики и  тем самым сдерживают развитие страхования, в том числе и долгосрочного  страхования жизни. Достаточно вспомнить Инструкцию Госналогслужбы № 35 по применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц», согласно которой часть страхового взноса, уплачиваемого страхователем - юридическим лицом по договорам добровольного страхования имущественных интересов физических лиц, а также страховые выплаты, получаемые физическими лицами по этим страховым договорам, включаются в состав совокупного дохода физических лиц. Тем самым страховая выплата признается доходом, что противоречит природе страхования.

Безусловно, требует пересмотра Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 153. Изменение этого документа в части, касающейся страховых взносов, послужит интересам не только страхователя и страхового рынка, но и всего государства в целом.

Видимо, нельзя оставить без  внимания и вопрос о постановлении  Правительства Российской Федерации  от 1 июля 1995г. № 661. Действие пункта 2 указанного постановления приостановлено до 1 января 1997 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 21 марта 1996 г. № 289. Однако то, что  сегодня является перенесением сроков введения в действие, завтра может  означать отмену указанного пункта постановления  как такового.

Рассмотрение перечисленных  проблем и их решение с учетом страховой специфики является необходимым  условием развития страхования жизни.

Еще одним моментом, способствующим эффективному проведению долгосрочного  страхования жизни, могло бы быть государственное регулирование  порядка размещения резервов по страхованию  жизни и установление режима наибольшего  благоприятствования страховщикам, размещающим резервы в приоритетные отрасли.

При этом следует иметь  в виду, что создание оптимальных  условий для развития долгосрочных видов страхования жизни и  пенсий в конечном итоге будет  отвечать интересам не только страхователей  и страховщиков, но и всего государства  в целом.

Во-первых, развитый институт страхования жизни явится эффективным  инструментом для решения тех  самых социальных задач, которые  сегодня государство без особого  успеха пытается решить в частности, и с помощью введения налогов, тормозящих развитие страхования жизни, по существу губящих его.

Во-вторых, развитие долгосрочных видов страхования жизни обеспечит  государству реальную возможность получения долгосрочных кредитных ресурсов в виде резервов по страхованию жизни.

Стимулируя развитие долгосрочного  страхования жизни, создавая благоприятные  для страховщика условия при  инвестировании им средств страховых резервов в приоритетные отрасли, государство может решить серьезные стратегические общегосударственные задачи в области экономики.

Строго говоря, для большей  убедительности предложенных тезисов  следовало бы дать цифровую оценку того, что государство может получить за счет налоговых поступлений от субъектов страхования, какие государственные, социальные проблемы и в какой  степени могут быть решены за счет этих средств и какие суммы  поступлений страховых взносов  можно ожидать и, следовательно, какие накопленные страховые  резервы могут быть использованы в качестве источника для финансирования мероприятий по решению тех же задач в случае принятия решения о создании необходимых благоприятных условий для развития долгосрочного страхования жизни.

Однако, даже без предварительных  расчетов, ясно, что в случае сохранения существующей ситуации государство прежде всего теряет источник для взимания налогов, так как их введение ведет к резкому сокращению страховых операций.

 

3.2 Перспективы налогообложения  страхования жизни

 

Для страхования жизни  характерны некоторые особенности, в том числе порядок формирования резервов, ведения бухгалтерского учета  и т.п. При эффективной работе страховой организации, проводящей страхование жизни, необходим охват  большого количества застрахованных. По страхованию жизни существуют определенные объективные рамки, из-за которых невозможно увеличить комиссионные вознаграждения, поскольку выплаты производятся каждому застрахованному приблизительно в том же размере, в каком и уплачиваются страховые взносы. При долгосрочном страховании жизни существуют две ставки комиссионных вознаграждений: высокая — за заключение договора страхования и более низкие — за регулярную инкассацию взносов. Комиссионные вознаграждения по имущественному страхованию обычно уплачиваются единовременно, поэтому они превышают комиссионные вознаграждения, выплачиваемые по страхованию жизни.

Чрезвычайно важным в теории и практике страхового дела выступает учет влияния изменений нормы доходности на налогообложение.

Законодательство предоставляет  страховщику возможность по действующим  договорам страхования жизни  часть инвестиционного дохода без  обложения налогом на прибыль  направлять на пополнение резервов. 
Согласно разъяснениям Росстрахнадзора от 27.12.94 № 09/2-16р/02 «О порядке формирования страховщиками страховых резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994 год», которыми руководствуются страховые организации, страховые резервы по страхованию жизни рассчитываются с учетом нормы доходности по инвестированию временно свободных средств резервов по страхованию жизни, используемой страховщиками при расчете страховых тарифов и согласованной с органами страхового надзора.

Согласно п. 4.1.8 Инструкции МНС РФ от 15.06.00 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль  предприятий и организаций», утвержденной приказом МНС РФ от 15.06.00 № БГ-3-02/231, при исчислении налога на прибыль  облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы, направленные страховщиками на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного страховщиками в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Сумма, направляемая на пополнение указанного резерва, определяется на весь объем резерва по страхованию жизни, исчисленный страховщиком на отчетную дату.

Расчет страховых резервов по страхованию жизни производится в порядке, установленном Федеральной  службой России по надзору за страховой  деятельностью. Поэтому доход, полученный страховыми организациями от инвестирования страховых резервов по страхованию  жизни, соответствующий процентному  значению установленной нормы доходности (либо менее этого процента), является неотъемлемой частью страховых резервов по данному виду страхования и  изъятию в бюджет не подлежит.

Доход от инвестирования средств страховых резервов по страхованию жизни, превышающий согласованную с органом страхового надзора норму доходности, является доходом страховой организации и учитывается при определении налогооблагаемой прибыли.

Об изменениях, внесенных  в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии, страховщик обязан сообщить в орган страхового надзора  в месячный срок с момента внесения изменений.

Страховые организации вправе самостоятельно изменять норму доходности в сторону уменьшения при заключении договоров страхования жизни  или в период их действия с последующим  уведомлением органа страхового надзора.

Для страховых организаций  оптимально сразу установить минимальный  и максимальный пределы нормы  доходности, чтобы при возникновении  очередной кризисной ситуации не согласовывать с органом страхового надзора «очередную» норму доходности. Обычно норма доходности колеблется в пределах от 10 до 120%; у некоторых  же страховщиков максимальный предел нормы доходности фактически достигал 1200% и также принимался при налогообложении.

Страховая организация может  применять по каждому заключенному договору страхования жизни различные страховые тарифы и самостоятельно рассчитывать по каждому заключенному договору норму доходности в пределах, согласованных с органом страхового надзора. Из сказанного следует, что норма доходности по страхованию жизни строго нормирована и все ее изменения в структуре тарифных ставок необходимо согласовывать с органом страхового надзора.

Один из распространенных видов инвестирования страховых  резервов по договорам страхования  жизни — выдача ссуд застрахованным.

Для обеспечения выполнения обязательств страховщика по договорам страхования жизни, заключенным с применением нормы доходности, ссуда страхователю может быть выдана на условиях, оговоренных при ее выдаче. Поэтому ряд страховых организаций для привлечения клиентов предусматривают выдачу беспроцентной ссуды (заем). Страховщику при выдаче беспроцентной ссуды необходимо выполнить сразу две противоречивые задачи: с одной стороны, они заинтересовывают застрахованного получением такой ссуды, а, с другой стороны, для выполнения своих обязательств страховые организации должны размещать средства на условиях доходности, ликвидности, диверсификации, возвратности. Это противоречие усугубляется тем, что ссуды нередко могут выдаваться уже через месяц после заключения договора. 
В бухгалтерском учете ссуды отражаются как денежные средства, выданные застрахованным, а по окончании договора страхования делается бухгалтерская запись, при которой данные ссуды отражаются как страховые выплаты. Отдельные представители налоговых органов рассуждали следующим образом: тот доход, который страховые организации могли бы получить по процентам, от выдачи ссуд застрахованным для пополнения страховых резервов, страховщики должны пополнить за счет собственных средств, оставшихся после уплаты всех налоговых платежей. Получалось так, что страховая организация уменьшала налоговую базу в размере нормы доходности, утвержденной страховым надзором, и еще раз уменьшала ее на сумму неполученного дохода по выданным беспроцентным ссудам. Налоговыми органами в этих случаях усматривалось нарушение налогового законодательства, поскольку страховые резервы должны размещаться на условиях доходности, ликвидности, диверсификации, возвратности, и тем самым не признавались для целей налогообложения страховые выплаты по договорам страхования, по которым предусмотрено выдавать застрахованным лицам беспроцентные ссуды. Однако отслеживать платежеспособность и доходность деятельности страховых организаций не входит в компетенцию налоговых органов и эта сторона дела никоим образом не влияет на вопросы налогообложения.

Информация о работе Страхование жизни и его налогообложение