Виды налогов и состояние налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна, ведь с налогами сталкивается каждый представитель современного общества, и необходимы хотя бы минимальные знания о данном явлении, что бы быть полноценным членом общества. «Совершенно ясно и признано всеми, что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать, и государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых средств» - говорил Себастьян Ле Претр де Вобан (1633–1707), маршал Франции, писатель, экономист.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность и значение налогов 4
§1.1 Понятие и функции налога 4
§1.2 Налог как основной вид дохода бюджета. 11
Глава 2. Виды налогов и состояние налоговой системы Российской Федерации 15
§2.1 Виды и классификация налогов 15
§2.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ 19
§2.3 Структура действующей налоговой системы в РФ 22
Заключение. 27
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

курсач ФИК налоги.docx

— 73.67 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

  
Введение

 

«Налог» - если не самое, то одно и самых ненавистных слов в нашем обществе. Налог – «наложенное» на кого-либо бремя, груз, ноша и еще много-много плохо можно сказать про него. Только ли отрицательное несет в себе это явление? Конечно, нет, ведь любой человек, хоть немного понимающий значение этого явлении, скажет, что налог необходимый инструмент государства. Жаль только государство не всегда умело его использует….

По мнению К. Маркса, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). Из истории мы знаем, что не существует государства, которое не собирало бы налогов с граждан. Можно сделать вывод, что нормальное функционирование государства не возможно без этого элемента в системе общества. Большинство мыслителей прошлого признавали это.

Целью данной работы является изучение такого социального явления как налог. Для подробного ознакомления мы рассмотрим следующие проблемы: сущность и понятие налога, его функции, виды налогов и их классификацию и современное состояние налоговой системы РФ.

Актуальность выбранной темы очевидна, ведь с налогами сталкивается каждый представитель современного общества, и необходимы хотя бы минимальные знания о данном явлении, что бы быть полноценным членом общества. «Совершенно ясно и признано всеми, что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать, и государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых средств» - говорил Себастьян Ле Претр де Вобан (1633–1707), маршал Франции, писатель, экономист. Это высказывание актуально и сейчас, если его адаптировать под настоящее время. В нашем случае подданные - это граждане, налогоплательщики (за исключением государств, где сохранилась монархия), государь - это государственный аппарат, защита – это социальное обеспечение, оборона и другие функции государства, которые не может выполнять само общество, но необходимо для нормального его функционирования.

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и значение налогов

§1.1 Понятие и функции налога

 

Не смотря на такую богатую историю и солидный «возраст» налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены – государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии – промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Трудность понимания природы налога связана с тем, что его следует анализировать как многоаспектное явление. Смысл налогов заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взымания налоговых платежей. Налоги – определяющий источника процветания любой страны.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям – более 60 %.

Как уже говорилось ранее, налоги появились давно и явление это многоаспектное, многие мыслители пытались объяснить сущность рассамтриваемого объекта. Основоположниками теорий налогооблажения явились А. Смит и Д. Рикардо, которые практически одинаково обосновали необходимость налогообложения как добровольного подаяния во благо развития нации. В основе их теории лежит определение налогов как цены за оказанные государством услуги населению.

Эта идея стала исходным положением для появления и развития других

теорий налогообложения.

В XVII – XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф. Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству – за обеспечение их личной и имущественной безопасности. В частности, в такой интерпретации определял смысл и назначение налога Монтескье. Мирабо в основу своей теории положил определение налога как предварительную плату за предоставление защиты общественного порядка. Суть теории общественного договора, по мнению

Вольтера, состоит в том, что уплата части имущества в виде налога обеспечивает сохранение гражданину остального имущества.

Позднее (XVIII – XIX вв.) на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. В начале XIX в. экономист Ж. Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе.

Сущность налогов рассматривали и российские мыслители. По мнению Н.И. Тургенева – основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие российские экономисты рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.

Таким образом, несмотря на наличие в XVII – начале XIX вв. различных теоретических представлений о сущности и необходимости налогов, основной смысл практически всех их сводился к тому, что налоги платятся государству добровольно, на принципах эквивалентности как плата за оказываемые населению услуги. 1

Налоги имеют огромное значение для экономики любого государства и Россия не исключение. Путем налогооблажения государство обеспечивает функционирование своего аппарата управления, формирует бюджетный фонд, распределяет финансы и это, конечно, не весь перечень функций налогов, подробнее этот вопрос рассмотрим далее. Также, надо понимать, что процесс взымания налогов – не спонтанное явление, и должно соответствовать определенным правилам, принципам. Под принципами налогообложения следует понимать базовые идеи и положения, необходимые для  построения налоговой системы конкретного государства. Основополагающими (фундаментальными) принципами налогообложения как с юридической, так и с экономической точек зрения признаются:

  • хозяйственная независимость и свобода;
  • справедливость;
  • определенность;
  • удобство;
  • экономия.

Именно так их впервые сформулировал выдающийся шотландский экономист А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Со временем эти принципы усовершенствовались, получили другие названия, но не изменили своей сущности. Их можно изложить следующим образом.

1. Принцип справедливости означает единый подход государства к налогоплательщикам в отношении порядка изъятия налогов в бюджет. Это правило утверждает всеобщность обложения и равномерность распределения его между гражданами. При этом должны быть учтены:

  • принцип полученных благ: тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых государством товаров и услуг, должен платить налоги для финансирования этих товаров и услуг;
  • концепция платежеспособности: лица с более высокими доходами выплачивают более высокие налоги.

Реализация принципа справедливости возможна через прогрессивное и шедулярное налогообложение, через систему переложения налогов (так, например, акцизами облагаются товары, не являющиеся предметами первой необходимости и приобретаемые состоятельными слоями населения).

2. Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государства.  С юридической точки зрения принцип соразмерности означает недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3ст. 3 НК РФ). Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в случаях, указанных в ст. 55 Конституции РФ, а именно: «…в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

3. Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов, названных А. Смитом: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика). К проявлениям этого принципа относятся также простота исчисления и уплаты налога, стабильность и одновременно подвижность налогового законодательства.

4. Принцип экономичности (эффективности) базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание. Причем расходы целесообразно рассматривать с двух позиций:

  • издержки налоговых органов (заработная плата своим работникам, командировочные расходы, канцелярские расходы и т. п.);
  • издержки налогоплательщиков (привлечение налоговых консультантов, посещение специализированных семинаров, установление программного обеспечения в целях упрощения налоговых процедур и т. п.).2

Конечно, соблюдение всех принципов в существующей реальности трудно представить, ведь государство взымает налоги в зависимости от сложившейся ситуации и от степени необходимости средств, поэтому интересы некоторых налогоплательщиков могут быть ущемлены.

Теперь перейдем непосредственно к понятию и функциям налога. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что ермин «налог» трактовался разными учеными по-разному, добавляя или устраняя какие-либо признаки, но основной смысл был один и тот же. Поэтому, правильным будет обратиться к легальному определению налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (ст.8 НК РФ) Исходя из данного понятия можно выделить несколько признаков налога:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные  налоги и сборы обязан каждый. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит  финансирование всей деятельности  государства, но при этом конкретное  физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный  налог, какого-либо возмещения в  виде получения имущества, имущественных  или неимущественных прав не  получает.

3) денежная форма. Налоги  взимаются в форме денежных  средств, принадлежащих организациям  или физическим лицам на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления;

4) публичный характер. В  соответствии со ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность  имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой  природой государства и государственной  власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;3

5) нецелевой характер. Основной  целью налогообложения является  обеспечение деятельности государства  и (или) муниципального образования  в целом. Указанный признак налогов  вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса  РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и  доп. от 01.01.2014 г.) (далее - БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.4

Таким образом, государство посредством налогов решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно – управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Социальная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции является прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция – посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Информация о работе Виды налогов и состояние налоговой системы Российской Федерации